Загадка могилы шамана на Южном Урале

 

Весной 2009 челябинский археолог Владимир Юрин в одной из пещер Челябинской области обнаружил два железных предмета. Антропоморфной формы. То есть человекообразной. Одна фигурка — женская, другая — мужская. Отмечены половые признаки. По поводу обнаружения таинственных находок археолог пообщался со многими специалистами — археологами и этнографами Челябинска, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Новосибирска. Выявилось, что подобные предметы на Урале никто никогда не находил, необычные фигурки, как оказалось, нашивались на одеяния шамана.

Что все, кто каким-то боком связан с изучением народов Севера и Сибири, склонны утверждать: это бывшие вогулы (нынешние манси).

 

В 1995 году в Увельском районе Челябинской области, в 60 км к югу от г. Челябинска, в 6 км западнее села Красносельского, на правобережье реки Увельки, в 2,3 км от берега, в верхней части сухого карстового лога Красный Маяк, было обнаружено самое верхнее в логу место поглощения под землю талой и ливневой вод (всего 9 мест) и несколько погребённых пещер. А в 1999 году на данном месте были проведены замеры и описание 6 погребённых пещер. В этом же году был вскрыт, закрытый природой, вход (№ 3) в одну из пещер. В 2002 году был вскрыт второй вход (№ 1) в эту же пещеру, а также, расчищены частично в виде жёлоба ход между двумя входами и ход, ведущий далее внутрь подземной системы, что позволило соединить оба входа между собой и удлинить подземную полость.

145

Частично открылась подземная полость, которую назвали Копейской. В процессе расчистки Входного хода с двух сторон (со стороны входов № 1 и 3) в 2002 г., на удалении 4-5 м от линии нависания была обнаружена железная кольцеобразная овальной формы пряжка (43×42 мм) с двумя выступами по сторонам, не имеющая аналогов в РЖВ и Средневековье (информация была получена автором от А.Д. Таирова и С.Г. Боталова). А в 2003 году, на удалении 16-20 м — обнаружен фрагмент берцовой кости человека. Также, во Входном ходу на участке 2–6 м от линии нависания в 2002-2009 гг. собраны фрагменты костей домашних животных (по виду — несколько сот лет) — лошадь, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, собака, и диких — медведь бурый, барсук, косуля (определение П. А. Косинцева). На одном фрагменте черепа с рогом (КРС) имеются следы рубки. В последующие годы (2003-2004) были вскрыты ещё 2 входа (№ 2 и 4) в ту же пещеру, которые при расчистке внутренних ходов также были соединены с двумя предыдущими в одну подземную полость, длина которой уже составляет около 240 м. Участниками экспедиции в 2003 году пещера была названа Копейско-Зауральской. Ежегодно весенний поток, текущий по сухому карстовому логу и заходящий во вход № 1 пещеры, теперь стал размывать рыхлые отложения в разных ходах и уносить внутрь подземной полости отдельные песчинки и мелкие камешки. В связи с этим, поверхность отложений во Входном ходу ежегодно стала понижаться примерно на 6–7 см. В 2009 году после прохождения через пещеру весеннего потока автором были обнаружены 2 металлических пластинчатых предмета-антропоморфа (на удалении от линии нависания 3 и 3,45 м). Обнаруженные материалы до 2002 года находились в слое слабогумусированной супеси серо-чёрного цвета со щебнем, на глубине 50-55 см от дневной поверхности (ниже во всех случаях, глубина от дневной поверхности до 2002 г.).

В 2010 году в ходе раскопок, на удалении от линии нависания 2,7 м, в слое № 1 (щебень, в заполнении которого — слабогумусированная супесь серо-чёрного цвета, горизонт 2, глубина 72 см от дневной поверхности), автором были обнаружены 3-й металлический пластинчатый предмет-антропоморф, колотая галька со следами использования и несколько галек овальной формы. А также были обнаружены отдельные кости и их фрагменты (когтевые фаланги, берцовая малая, рёбра и др.), зубы (клык, 5 коренных, 2 резца и 4 молочных) бурого медведя и несколько целых и фрагментированных костей разных крупных и мелких млекопитающих.

69304c7b155013d0b7bf4f81cbb7a98d

Все три предмета-антропоморфа, изготовлены методом рубки из кованого листового кровельного железа или вышедших из использования старых железных котлов (объяснение мне было дано устно в личной беседе с К. Г. Карачаровым и Е. В. Переваловой). Листовое кровельное железо в то время, видимо, поступало на Урал и в Сибирь из среднеазиатских государств и Московии. Мастер того времени при изготовлении предметов использовал простой приём — вырубание фигуры зубилом на наковальне по предварительно нанесёному на поверхность пластинки-заготовки контуру рисунка. Все антропоморфные фигуры строго силуэтные. По данному материалу видно, что фигура человека изображена в разном стиле. Все фигуры стоящие и строго фронтальные. На всех фигурах отсутствует детализация тела и одежды гравировкой и чеканкой. Один предмет (размеры: высота 8 см, ширина макс. 3,8 см, толщина 1–1,5 мм) — напоминает танцующую женскую фигуру, без головного убора, с пышной шевелюрой, с широкими бёдрами и узкой талией, беспалые короткие руки разведены в стороны, глаза обозначены лунками (?), одна нога короче другой (приподнята), в нижней части обеих ног сужением детализирована обувь или ступни.

sled

Отверстие на тазовой части фигуры, возможно, было на том предмете, из которого вырубили это изделие. Второй предмет (размеры: высота 10,9 см, ширина макс. 3,9 см, толщина 1–1,5 мм) имеет признаки пола (мужские), туловище наклонено, голова крупная, головной убор в форме колпака, длинный плащ почти скрывает ноги, руки короткие беспалые, опущены вниз и прижаты к туловищу. Третий предмет (размеры: высота 7,1 см, ширина макс. 4,3 см, толщина 1 мм) имеет признаки пола (женские), без головного убора, с пышной шевелюрой, широкие бёдра, беспалые короткие руки опущены вниз, ноги расставлены в стороны, с правой стороны на шее имеется три насечки. С обратной стороны на поверхности предмета видны следы от ткани, из которой, видимо, был сшит костюм или нагрудник шамана.

Подобные по технике изготовления и толщине предметы-антропоморфы ранее были обнаружены в ходе раскопок только в Сибири: в бассейне реки Ляпин на культовом месте Сат-Виклы и в бассейне реки Аган на городище Старые Покачи 5. А также, культовая атрибутика из рубленого железа, в т. ч. — антропоморфы, обнаружены этнографами в конце XIX — нач. XX вв. на костюмах шаманов у разных народов Сибири (манси, ханты, селькупы, кеты, нарымские ханты, авамские нганасаны, энцы, илимпийские, забайкальские, енисейские и туруханские эвенки, долганы). Подобные предметы пришивались, подвешивались или прикреплялись ремешками к костюму шамана: плащу или нагруднику. Обнаруженные нами предметы, видимо, были пришиты к костюму шамана.

Обращает на себя внимание факт, что у разных народов Сибири все железные рубленые антропоморфные фигуры практически соответствуют известным деревянным или берестяным изображениям. Подобные антропоморфные фигуры из железа осмысливались шаманами как духи-помощники.

145

Видимо, во Входном ходу пещеры Копейско-Зауральской обнаружено, или жертвенное место, или сильно разрушенное природой (ежегодный водный поток через пещеру, землеройная деятельность животных) погребение шамана или хранителя священного места, или место укладки костюма шамана. Предварительно автором материалы датированы XVII веком. С начала XVIII века, с появлением на Среднем, а позднее и на Южном Урале доменных и железоделательных заводов, стало проще и дешевле рубить подобные изделия из заводского железа, что способствовало практически полному вытеснению из обихода культовых литых медных и бронзовых предметов. Простой силуэт фигур, отсутствие на предметах изображения человеческого лица, детализации тела и одежды гравировкой или чеканкой, а также нахождении описываемых предметов до 2002 года на относительно большой глубине (0,5-0,7 м), говорят об их более раннем (не XVIII–XIX вв.) изготовлении и бытовании. Этническую принадлежность данных предметов окончательно определить пока затруднительно, но предположительно они принадлежали вогулам (из сибирских народов ближе всех к Южному Уралу). Подобные предметы обнаружены на Урале впервые.

Выводы:

— отдельные группы одного из угорских народов проникали на Южный Урал с севера вплоть до бассейна реки Уй, а возможно и южнее, по границе существовавших тогда почти сплошных лесных массивов, тянувшихся от реки Исеть и до широтного течения реки Урал;

— возможно, небольшие группы вогулов кратковременно проживали на территории лесостепной зоны Южного Урала;

— видимо, покинули данную территорию до или с началом строительства русским населением крепостей и заводов;

— не исключено, что одновременно и башкирское население способствовало уходу поздних угров в северо-восточном направлении на свои родные земли.

Данный объект является этнографо-археологическим комплексом, который необходимо обследовать в ближайшие годы.

Автор: Михаил Фонтов

Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх