Специалисты впервые исследовали геном жителя Помпей

Генетики выделили ДНК из останков двух жителей Помпей, найденных в Casa del Fabbro, и проанализировали геном одного из них. Ожидаемо, он оказался в генетическом кластере населения Италии времен Римской империи и указал на генетические потоки с Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, выяснилось, что мужчина из Помпей страдал от костного туберкулеза, в его тканях была обнаружена бактерия Mycobacterium tuberculosis.

Впервые ученые получили генетические данные жителей Помпей, погибших в результате извержения Везувия в 79 году н.э. , статья с результатами этой работы опубликована в журнале Scientific Reports. Генетический анализ жертв затрудняет то, что высокая температура раскаленного пепла, в которым были погребены тела, разрушает костный матрикс и сильно снижает качество ДНК. До сих пор генетики могли извлечь только короткие последовательности митохондриальной ДНК людей и животных из Помпей.

Проанализировать ядерную ДНК удалось итальянским генетикам в сотрудничестве с коллегами из США и Дании при исследовании скелетных останков мужчины и женщины, которые были найдены при раскопках Помпей в 1910 году. Их нашли лежащими возле небольшого возвышения в так называемом «Доме художников» (Casa del Fabbro). По особенностям костей специалисты установили, что мужчине в момент смерти было от 35 до 40 лет, а женщине – более 50 лет. ДНК извлекли из каменистой кости черепа обоих индивидов.  Молекулярное определение пола подтвердило результаты, сделанные по морфологии. Покрытие генома, которого достигли при секвенировании, составило 0,4Х для мужчины и 0.0013Х для женщины, так что проанализировать геном удалось только для мужчины (индивида А), ДНК женщины оказалась слишком фрагментирована.

Pompeii image_cropped

Останки мужчины женщины из Casa del Fabbro в Помпеях. Credit: Notizie degli Scavi di Antichità, 1934, p. 286, fig. 10.

Митохондриальная ДНК мужчины из Помпей принадлежала к гаплогруппе HV0a, субкладе гаплогруппы  HV. Авторы отмечают, что эта линия до сих пор не встречалась среди опубликованных геномов индивидов из Римской империи на территории Италии. Гаплогруппа HV ассоциирована с ранним расселением человека по Евразии после окончания Последнего ледникового максимума. Ветвь HV0a имеет возраст 12,5-11 тысяч лет, среди современных популяций она наиболее часто встречается на Сардинии.

Его Y-хромосомная гаплогруппа принадлежала к линии A-M13 (A1b1b2b), почти отсутствующей у древнего населения Итальянского полуострова, но часто встречающейся в Восточной Африке и с намного меньшей частотой – на Ближнем Востоке и на некоторых средиземноморских островах.

Полногеномные данные мужчины из Помпей проанализировали в контексте 1030 других древних геномов от верхнего палеолита до средних веков и 471 современных геномов из Западной Евразии. На графике анализа главных компонент образец из Помпей (красная точка, обозначенная MR_IRA)  оказался в одном кластере с итальянскими геномами времен Римской империи, что было предсказуемо. Авторы пишут, что несмотря на интенсивные контакты между Римом и окружающими народами, данные говорят о сравнительной генетической гомогенности населения Итальянского полуострова того времени. Расположение образца на РСА указывает на генетические потоки с Ближнего Востока (иранский неолит) и из Северной Африки, также прослеживается степной генетический вклад (условно ямной культуры). Из современных популяций помпейский образец оказался генетически близок к населению Центральной Италии и Сардинии.

new-1

График анализа главных компонент по 471 современного геному Западной Евразии и 1030 древним геномам. Образец из Помпей (MR_IRA) обозначен красной точкой (Scorrano et al., 2022).

Для более детального определения состава помпейский геном моделировали,  используя метод  qpAdm, как комбинацию четырех компонентов: анатолийский неолит, степной компонент ямной культуры, иранский неолит и западные охотники-собиратели (WHG).

new-2

Моделирование генома из Помпей методом qpAdm из четырех источников: анатолийский неолит, степной компонент ямной культуры, иранский неолит и западные охотники-собиратели (WHG) (Scorrano et al., 2022).

Исследование костной ткани мужчины из Помпей выявило патологические изменения. Специалисты пришли к выводу, что он, скорее всего, страдал от спинального туберкулеза, что привело к дегенерации позвонков. Генетический анализ подтвердил наличие в его ткани ДНК возбудителя туберкулеза.

new-3

Костные позвонки мужчины из Помпей, пораженные костным туберкулезом (Scorrano et al., 2022).

Таким образом, впервые появилась возможность изучить геном жителя Помпей. Анализ показал, что он генетически близок к населению Средиземноморья, более всего – к населению Центральной Италии и Сардинии. Совокупность Y-хромосомных и аутосомных данных позволяет предположить, что предки этого человека появились на Итальянском полуострове из Анатолии, в неолите. Предположение, что этот человек страдал туберкулезом, согласуется с историческими данными о распространении этой болезни в Римской империи, чему способствовало увеличение плотности населения.

текст Надежды Маркиной

Источник:

Gabriele Scorrano et al. Bioarchaeological and palaeogenomic portrait of two Pompeians that died during the eruption of Vesuvius in 79 AD // Sci Rep 2022 May 26;12(1):6468.

doi: 10.1038/s41598-022-10899-1.