Новгородская Перынь: от капища к могильнику

К востоку от поселения Прость, за пойменной низиной, находилась хорошо известная по летописям Перынь – небольшое всхолмление на левом берегу Волхова при его истоке из Ильменя. Весной перынский холм, увенчанный сосновой рощей, превращается в остров. Само расположение Перыни на фоне широких ильменских просторов придаёт урочищу величественность и исключительную живописность. По летописям известно, что в 980 г. воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Святославича, утверждая культ Перуна в Новгороде, «постави кумира надъ рекою Волховомъ, и жряху ему людье ноугородьстии аки как богу».

Перынь издавна привлекала внимание исследователей. В 1948 г. А.В. Арциховский начал здесь раскопки, продолженные В.В. Седовым. На древней вершине холма была открыта площадка диаметром 21 м, окружённая рвом шириной 5–7 м и глубиной до 1 м. Внутренняя граница рва образует правильную окружность, а внешняя – неровная с отдельными выступами. Внутренний склон рва крутой, внешний – пологий. На дне рва зафиксированы угли, а в центре площадки – яма от массивного столба. Рядом с этим комплексом выявлены остатки второго рва и, предположительно, третьего.

Основной раскопанный круг был интерпретирован В.В. Седовым как святилище самого Перуна. Яма в центре, по его мнению, являлась основанием деревянного идола, а во рву, в восьми ячейках-выступах, горели священные костры. Вокруг статуи Перуна находились изображения других языческих богов, также окружённые кольцевыми рвами. Такое представление об облике Перыни и его графическая реконструкция прочно вошли в археологическую и историческую литературу, особенно в ярком художественном стиле, присущем Б.А. Рыбакову.

Однако многое в этой нарисованной картине вызывает сомнения. Прежде всего, форма круга с восемью лепестками – это не установленный факт, а реконструкция В.В. Седова. Фактом является лишь наличие у рва неровных внешних краёв. Кроме того, если взглянуть на раскопанные перынские сооружения с учётом новых материалов, то эти объекты поразительно напоминают основания разрушенных больших курганных насыпей (сопок). В последнее время при раскопках не раз фиксировались в основаниях сопок кольцевые рвы с обожжёнными камнями и следами костров. Рвы окружали площадки, в центре которых были столбы. Столбы играли роль вертикальных осей, вокруг которых возводились сами насыпи. Учитывая это, В.Я. Конецкий высказал предположение, что В.В. Седов раскопал не святилище с идолом Перуна, а остатки разрушенных сопок. Это весьма вероятно, если учитывать, что центральный ров в Перыни был засыпан единовременно однородным жёлтым песком, то есть, возможно, сама насыпь была срыта, а грунт от неё заполнил ров. Это могло случиться во время разрушения Перыни, при принятии христианства. Что раскопал В.В. Седов в Перыни, до конца не ясно, и традиционная реконструкция – это не более, чем один из возможных вариантов понимания памятника. Раскопкам подверглась лишь часть всхолмления, и только в дальнейшем мы можем надеяться представить полный облик комплекса.

Перынь и огромное поселение Прость находятся на самой северной окраине ильменского Поозерья, но в самом центре плотной поселенческой зоны, которая, помимо Поозерья, охватывает и верховья Волхова.

 

Новгородская Перынь: от капища к могильнику

Макаров Н.А. (отв. ред.). Русь в IX–X веках. Археологическая панорама. 2012.pdf

42.5 МБ
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб