Как уже упоминалось, после смерти Бирдебек хана в Золотой Орде разворачивается яростная борьба за власть. Наблюдавшие эти схватки со стороны русские летописцы, удивляясь беспорядкам, царившим в государстве, назвали их «великой замятней».
Этот период неразберихи продолжается ровно двадцать лет, и только с приходом к власти в 1379 году Тохтамыш хана в государстве устанавливается относительный порядок.
Конечно, пустующий после Бирдебек хана трон многих манит, не дает покоя, и среди тех, кто стремится его занять, начинается отчаянная борьба и убийства.
Первым на трон восходит Кульна хан, которому удается усидеть на нем всего шесть месяцев и пять дней. Его заменяет Науруз хан. Через некоторое время сарайские эмиры организовывают заговор и против Науруз хана и его сына Тимура, в результате чего те отправляются на тот свет. Мало того, в этих событиях участвуют и становятся жертвой вдова Узбек хана Тайдулла, старший эмир Маглы бей и еще несколько влиятельных беков. Трон переходит к Хозыр хану.
В том же 1359 году Хозыр хан из-за стараний своего сына Тимур-ходжи лишается трона и также отправляется на тот свет. Однако Тимур-ходжа хан тоже, избавившись от отца, недолго остается у власти, в события вмешивается зять убитого Бирдебек хана Мамай мурза. О нем разговор отдельный.
Этот человек, будучи ханским зятем, обладая большим авторитетом, имел много сторонников и влияние среди сарайской аристократии, поэтому он тоже в это смутное время решает попытать свое счастье. Правда, он не был чингизидом, поэтому не имел права занять ханский трон. Но когда ты имеешь много сторонников, влияние, почему бы не попытаться посадить на трон нужного тебе человека, так сказать, своего, «карманного», хана?
И Мамай мурза поступает именно так. Организовав заговор с помощью своих сторонников, он изгоняет с трона Тимур-ходжи хана и сажает на его место своего человека — Габдулла хана. Таким образом, за каких- нибудь год-два после смерти Бирдебек хана на сарайском троне успевает побывать несколько ханов. По утверждению историков, Мамай мурза посадил Габдулла хана на трон в 1360 году.
Частая смена правителей Золотой Орды
Может, на этом сумятица и беспорядок вокруг трона закончились? Нет же, совсем наоборот. Габдулла хану править долго опять же не пришлось, у него тоже вскоре нашлись соперники. Сарайские эмиры в очередной раз организовывают заговор, и Мамай мурзу и Габдулла хана изгоняют из столицы.
Разумеется, эмиры и на этот раз возвели на трон угодного им человека, которого звали Кутлуг Тимур. Но его постигла та же судьба — не успел он освоиться на троне, как его вытеснил оттуда Килдебек хан, известный жестоким нравом. Современники о нем говорили: «Этот человек основной целью себе поставил искоренение здравствующих эмиров. Вызывая по одному к себе, он подстрекал их друг против друга и тем самым добивался взаимного уничтожения».
Ведя очень жесткую политику, он добился некоторой стабильности и укрепил свой трон, несколько расширил Сарайский улус, взял город Азак (Азов), присоединил к себе мордовские земли в Поволжье. Но начавшаяся в Золотой Орде борьба на этом не прекращается, а только усиливается.
Через некоторое время Килдебек хан тоже был убит своим старшим эмиром. Договорившись между собой, эмиры на трон ставят другого претендента, но через три дня его тоже отправляют на тот свет. Видимо, другая группировка.
Может, хватит перечислять эти бесчисленные убийства? Не лучше ли будет, если мы взглянем на события поглубже и постараемся выяснить, к каким изменениям в государстве привели эти бесконечные драчки вокруг золотоордынского трона?
Действительно, видя прискорбные дела, происходившие в столице государства, сильные беки улусов, эмиры, мурзы и огланы начинают догадываться, что цели сарайской аристократии далеки от забот по улучшению жизни государства и наведению в нем порядка.
В этих условиях многие из них начинают мечтать о выходе из-под власти ханов и зажить в своих владениях независимо. Некоторые не только мечтают, но и претворяют мечты в жизнь, отделившись от центрального правительства.
Политическая обстановка на окраинах Золотой Орды
На просторах Сибири в это время не заметно никаких движений. Находясь очень далеко от центра государства, они в стороне от политической жизни. А вот в расположенной на юге Синей Орде жизнь прямо-таки бурлила.
В то время территория между Аральским морем и Семиречьем носила название Синей Орды. Эта область еще при Чимтай хане отделилась от Золотой Орды. Вернее, Чимтай хан в последние годы своего правления уже не считался с мнением сарайских ханов. А когда на трон взошел его сын Ырыс хан (1369 г.), Синяя Орда начинает жить как независимый улус, т.е. территория.
На юге Аральского моря располагался Хорезмский улус. Во время монгольских походов эта область подверглась большим бедствиям, кишлаки были разрушены, местная оросительная система окончательно вышла из строя. Отсутствие воды заставило людей покинуть обжитые места.
Однако мы ведем речь о середине XIV века, и в это время на этой территории ощущается возрождение жизни, растет численность населения. Великий шелковый путь, начинающийся с границ Китая, проходит через центр Хорезмского улуса — город Ургенч. И это обстоятельство в жизни области играет важную роль.
В 30-х годах XIV века известный исламский путешественник Ибн Батутта проходил по землям Хорезмского улуса, о котором писал: «Это один из самых больших, значительных и красивых тюркских городов, богатый славными базарами, просторными улицами, многочисленными постройками, отборными красотами. Он точно колеблется от множества своих жителей и волнуется от них, как волна морская» (Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. — М., 1985. — С.126).
В 60-х годах XIV века, о котором идет речь, Хорезм представлял собой такое же зрелище. Его отделение от Золотой Орды по времени совпадает с той борьбой за власть, которая началась в Сарае. В Хорезме устанавливается власть представителей рода Кунграт. По словам историка Шарафутдина Йезди, взошедшая на трон в Хорезме династия рода Суфи началась с сына золотоордынского эмира Нангудая Ак Суфи. Эмир Нангудай же был зятем славного Узбек хана. Его сын Ак Суфи также женится на ханской дочери; таким образом, устанавливаются близкие отношения с ханским родом, и он добивается больших чинов и авторитета.
По мнению историка М.Г.Сафаргалиева, ханский зять Ак Суфи, воспользовавшись неурядицами вокруг трона в Сарае, отделяется от Золотой Орды и начинает править в улусе самостоятельно. Однако, не будучи чингизидом, он не претендует на ханский титул и при выпуске монет чеканит на них известную формулу: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его».
Правители Хорезмского улуса, укрепив свою власть, за счет соседних земель начинают расширять свои владения. Так завоевываются города Кят и Хива.
Это обстоятельство вызывает большое беспокойство у эмира Самарканда Аксак Тимура, и он несколько раз организовывает походы в Хорезмский улус, но они заканчиваются неудачно — династия Суфиев свои владения охраняет крепко.
Если мы по Великому шелковому пути от Хорезма отправимся в северо-восточном направлении, караванная дорога приведет нас в степи близ реки Яик, а также к находящимся к северу от Каспийского моря землям с мягким, удобным для жизни климатом, где располагаются города Сарайчик и Хаджитархан (Астрахань).
Установление независимости в улусах
«Великая замятня» в Золотой Орде вовлекает в свою стихию и эту область, поэтому большие и малые правители невольно становятся участниками политической жизни. Например, походный эмир Бирдебек хана Ходжи-Черкес после смерти хана завоевывает город Хаджитархан, отдаляется от центрального правительства и в этом богатеющем от транзитной торговли городе устанавливает свою независимую власть. А позже, не ограничиваясь этим, добивается расширения своих владений.
В это время богатые земли в нижнем течении Яика тоже уплывают из рук сарайских ханов. Например, городом Сарайчик овладевает походный эмир Бирдебек хана некий Али бек.
Город этот довольно долгое время находился в центре караванной торговли и служил соединительной точкой между Востоком и Западом. Оттуда тянулся прямой путь в столицу Золотой Орды Сарай (300 км). Сарайчик через Великий шелковый путь был связан с Хорезмским улусом и городом Ургенчем.
Путешественники проходили через сухие степи и полупустыни, где через каждые 25-30 верст их ожидали удобные караван-сараи и колодцы с прохладной водой. Этот путь считался главной магистралью, соединяющей Восток с Западом. Между городами Сарайчик и Ургенч даже сегодня можно наблюдать развалины пятнадцати караван-сараев.
Отправленный из Ургенча караван, достигнув расположенного на берегу Яика Сарайчика, должен был выбрать из двух дорог одну. Та, что сворачивала на северо-запад, приводила караваны в Сарай, а другая, идущая в юго-западном направлении, шла в Хаджитархан. А оттуда через зеленые безопасные степи добраться до города Маджар, что на Северном Кавказе, было совсем нетрудно.
Маджар считался важным городом Золотой Орды. Он тоже в основном существовал за счет транзитной торговли. От него тянулся прямой путь в город Азак, расположенный в устье реки Дон.
Находившийся на берегу моря Азак в XIV веке в экономике Золотой Орды играет большую роль, так как торговцы из Генуи ведут здесь оживленную морскую торговлю. При Узбек хане через эти степи проходил упомянутый уже Ибн Батутта, который свидетельствовал о безопасности путей, существовании здесь для путешественников и торговцев остановочных пунктов, в которых обитали суфии и дервиши.
Отправляющегося в западном направлении путешественника дорога через причерноморские степи приводила в Крым. Крым в то время является одним из улусов Золотой Орды. Так как в географическом отношении Крым делился на две не похожие друг на друга зоны, в степной части полуострова жили кочевые племена, а в гористых прибрежных районах много было деревень и древних городов, в гаванях стояли сотни торговых судов. В прибрежных городах, таких, как Кафа, Феодоро, Судак, Чембало, процветала морская торговля генуэзцев. Они, не довольствуясь лишь освоением крымских берегов, в дальнейшем берут в свои руки и бассейн Азовского моря, разворачивают здесь широкую деятельность.
Внешние враги Золотой Орды
Разумеется, они тоже стараются воспользоваться той борьбой, которая шла между сарайскими ханами, предпринимают новые шаги по укреплению своего положения. Например, если при жизни Бирдебек хана лишь один квартал города Азака принадлежал торговцам из Венеции, то в 1367 году город уже полностью находился в их власти. В эти же годы генуэзцы в Крыму захватывают гавань города Судака и подчиняют себе еще восемнадцать деревень.
Борьба за власть в Сарае, беспорядки в государстве в целом, отсутствие на троне личности, живущей заботами страны, приводят к таким печальным последствиям. Ослабление связей между улусами и отдельными областями страны и вообще проживание в Сарае становится опасным, это обстоятельство вынуждает многих эмиров, беков и мурз поискать себе для житья места поспокойнее. И самые активные и предприимчивые из них берут дело в свои руки. Например, захват города Болгара в 1361 году золотоордынским беком Булат Тимуром и распространение на этой довольно-таки большой территории своей власти, полное отделение его от Сарая как раз говорит об этом.
Русские разбойники — ушкуйники
По свидетельству историков, Булат Тимур — сын Нугана не был ханским наследником, т.е. чингизидом, поэтому деньги он чеканил от имени покойного Джанибек хана. Однако ему не удается в Болгаре надолго обосноваться и укрепить свою власть. На пятый год его правления (1366 г.) приплывают сюда русские речные разбойники — ушкуйники и город Болгар подвергают сильному ограблению. А в 1370 году русский князь Дмитрий Суздальский посылает своего младшего брата с сыном в поход на Болгар. В это время в Болгаре правил уже не Булат Тимур, а Хасан, бывший хан золотого трона.
Это говорит о том, что во время нападения ушкуйников в 1366 году Булат Тимур то ли погиб, то ли был вынужден бежать. Через четыре года (1374 г.) после похода Дмитрия Суздальского русские из Нижнего Новгорода, прибыв на 90 лодках, подвергают ограблению города на берегах Свияги, Камы и Волги. Конечно, не обходят стороной и Болгар.
И вообще экспансия против Болгара на этом не заканчивается. В 1376 году великий русский князь Дмитрий Иванович и тот же Дмитрий Суздальский устраивают поход на Болгарский улус и город Казань. Происходит большая битва, однако противостоять такому крупному войску у булгар сил не хватило. В конце концов они вынуждены были платить большой откуп.
В это смутное время на мордовских землях на правом берегу Волги появляется независимый владетель. По мнению М.Г.Сафаргалиева, его звали Сикез бей. Дело тут заключается в следующем: когда в 1361 году Мамай мурза и Габдулла хан были изгнаны из Сарая, они сначала захватили город Азак, где правил вышеназванный Сикез бей. Ему остается бежать куда глаза глядят. Однако он направляется на север и обосновывается на реке Пьяна, которая течет по мордовским землям. Здесь Сикез бей строит себе укрепленную крепость, окружив ее глубокими рвами. Но в это неспокойное время ищущих себе укромный уголок было много. Эмиры, беки, мурзы, огланы — все они мечтали о независимой от сарайских ханов жизни. Каждый хотел отделиться и жить в своих владениях самостоятельно. Но вот беда — желающих отделиться было много, а вот улусов и областей для этого не хватало, поэтому за владения тоже шла своеобразная борьба.
Но Сикез бею не дали жить спокойно в новых владениях. В 1369 году его земли захватывает некий Тагай бек, Сикез бей то ли бежал, то ли был убит — неизвестно. Тагай бек устраивается в городе Норучать, находящемся на земле мордвы, и со временем ему удается расширить свои владения.
Таким образом, беспорядки и неурядицы, начавшиеся после смерти Бирдебек хана (1359 г.), за каких-нибудь несколько лет ставят государство перед опасностью развала. Если выразиться словами современных московских политиков, в это время в Золотой Орде начался «парад суверенитетов». Каждая область, улус в это смутное время старается расширить свои права и зажить самостоятельно. Связи между отдельными частями государства слабеют, торговля почти прекращается, дороги становятся опасными. К тому же как раз перед этими событиями Золотая Орда переживает страшную эпидемию чумы, в результате чего резко сокращается население. Эпидемия сильно бьет по экономике и культуре. Но, несмотря на все эти негативные явления, ослабляющие татарское государство, у Золотой Орды находятся силы и возможности преодолеть возникшие трудности и показать соседним государствам свою былую силу и славу. Этот подъем созидательных сил приходится на время правления Тохтамыш хана и Идегей мурзы.