В Карачаево-Черкесии обнаружено более сотни древних наскальных изображений

6 АВГУСТА. КЧР. В одном из ущелий Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской республики ученые обнаружили наскальные надписи, датируемые примерно 17 веком нашей эры.

По словам сотрудника института  археологии РАН Умара Кочкарова, наскальные рисунки в таком большом количестве в КЧР обнаружены впервые.

Здесь можно увидеть и мужчину-воина с луком, и сцену охоты,  где охотник с собаками загоняет оленя, стадо лошадей и многое другое, передает корреспондент РИА Карачаево-Черкесия.

Кроме того,  здесь можно увидеть знаки, изображающие солнце, а также деревья, означающие жизнь.

Также здесь нарисованы лестницы, обозначающие во многих культурах связь земли и неба. Например, в культуре народов горного Алтая шаман по таким лестницам поднимался в другое измерение, где общался с духами.

"Эти археологические находки представляют очень большую научную ценность  для народов, населяющих современную территорию Карачаево-Черкесии. Такого огромного количества рисунков, а их здесь более сотни, мне еще не приходилось видеть в КЧР. Необходимо перерисовать наскальные изображения и сделать их слепки. Впоследствии они займут достойное место среди экспонатов нашего краеведческого музея.  Насколько я и большинство ученых можем судить, многие рисунки были нанесены в 17-18 веках, а некоторые даже ранее",  - рассказал корреспонденту РИА Карачаево-Черкесия Умар Кочкаров.

Проведенные исследования показывают, что обвалы горных пород, происходящие постоянно, уносят с собой бесценные с научной точки зрения рисунки, отметил У.Кочкаров.

"Это огромное панно нанесено на солнечной части скалы. Как показывает практика, большинство таких рисунков изображались на местах, очень важных для населения того времени. По всей видимости, здесь было какое-то священное место. Вообще это уникальное место, вокруг можно увидеть древние поселения со рвами, валами, древние земледельческие террасы средневековья. А над скалой с изображениями находится поселение с множеством курганов, многие из которых уже разграблены черными копателями", - отметила специалист из Кракова Аннэта Тобиаш-Голубовски, которая уже  третий год сотрудничает с Карачаевским госуниверситетом.



 

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх