Свежие комментарии

  • Виктор Ямышев
    Ещё поменьше бы сделали и читайте люди!До чего же тупые!ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...

Кирик Новгородец. Забытый гений Древней Руси.

 

Кирик Новгородец. Забытый гений Древней Руси.

Нам крайне мало известно о науке и культуре Древней Руси, монгольское завоевание и последовавшие за ним несколько веков ретроградства практически стерли с лица земли ту сказочную и величественную так близкую нашему сердцу но при этом такую далекую для нашего понимания былинную Русь. Но сквозь темень веков все же блекло светятся немногие сохранившиеся источники освещающие для нас то канувшее в лету государство. Одним из таких источников является единственное дошедшая до нас научная работа «Учения о числах» автор которой монах по имени Кирик Новгородец сам по себе является весьма любопытной и противоречивой фигурой. Его мысли и рассуждения изложенные в другом дошедшем до нас его произведении «Вопрошания Кирикова» неоднозначны и разрывают шаблонное представление о Руси двенадцатого века.

Время. В христианском мире время имело сакральное значение. Считалось, что понимания природы времени доступно лишь богу и только бог имеет право временем распоряжаться. По этой причине христиане в средние века считали ростовщичество грехом. Но терзаемый своим пытливым умом юный монах Антониева монастыря, на момент написания «Учения о числах» ему было 26 лет о чем он сам оригинально записал «А от рождения моего до настоящего времени 26 лет, а месяцев 312, а недель 1 354, а дней 9 500 без 3-х дней [т.

е. 9497], а часов 113960 и столько же ночных», как многие ученые до и после него посмел заглянуть за грань дозволенного .

Календарь имел в христианском мире колоссальное значение ведь сама мысль о том что религиозные праздники отмечаются не в те дни была весьма тягостна. Но единого мнения по поводу Юлианского календаря не было даже внутри церкви. На Руси разночтения календаря осложнялись еще и тем, что языческий лунно-солнечный календарь существовал едва ли не наравне с церковными в результате чего возникала путаница. В своем труде повешенном хронологии и календарю Кирик попытался осмыслить с точки зрения математики, астрономии и философии природу времени в космических масштабах, а так же то что мы понимаем настоявшим.

Будучи ограничен церковными догматами по которым летосчисление велось от сотворения мира и шел согласно церковной хронологии на тот момент 6644 год, он пошел противоположенным путем иразделил эти лета на мельчайшие части. Час он разделил на части по 46 миллисекунд. Современные исследователи восхищаются умением ученого обращаться со столь значительными суммами и способностью выполнять сложнейшие расчеты не имея более поздних технологий. На Руси того времени использовались греческие цифры производить вычисление которыми было так же сложно как римскими которыми пользовались в Европе. В качестве вспомогательных инструментов для подсчета применялись счетные доски с сливовыми и вишневыми косточками.

Кирик Новгородец. Забытый гений Древней Руси.

Но был ли практический смысл в этих сложнейших вычислениях?Есть мнения, что это своего рода диссертация цель которой показать уровень знаний и возможности ученого или учебное пособие. Долгое время изучавший труды Кирика Р. А. Симонов пришел к выводу о деления часа как математико-филосовском осмыслении природы времени. Филологом Мурьяновым была выдвинута любопытная версия, что ученый бывший еще и руководителем церковного хора таким образом обозначил предел звуковых ощущений. Церковный историк Голубинский считал работу ученого бесцельным стремлением утешить собственное тщеславие. Но какие бы цели не ставил сам Кирик основным назначением его труда является то, что он дошел до наших дней и анализируя и изучая многочисленные списки его детища именно по нему мы судим обо всей науке Древней Руси.

Терзаемый внутренними противоречиями гениальный ученый обращался к высокопоставленным церковным иерархам с острыми и подчас весьма неприятными вопросами. Помимо вопросов касающихся тонкостей обрядности и понимания церковных правил Кирика интересовало весьма, судя по постановке вопросов, неоднозначное отношение к церкви в тогдашнем новгородском обществе. Вылилось все это в произведение написанное в пришедшем на Русь из Византии литературном стиле «Вопрошание»представляющим из себя перечень вопросов и ответов и уходящим корнями в античный философский диалог. "Вопрошание Кириково" является пожалуй единственным дошедшим до нас памятником церковной мысли где феномен Двоеверия господствующего в Древней Руси рассматривается не с позиции призывов к немедленному искоренению всех проявления язычества. Не испытывая разумеется к язычеству никакой симпатии, Кирик сомневался в том стоит ли воспринимать укоренившиеся в народе языческие традиции как грех.

Суть некоторых из сформулированных Кириком вопросов остается для исследователей загадкой.Например о чем спрашивал Кирик новгородского епископа Нифонта «Нет ли в том греха, если кто-то по грамотам ходить начнет?» стало понятно после открытия берестяных грамот которые новгородцы резали и бросали на деревянные настилы по которым ходили. И как знать сколько еще подсказок о быте и мировоззрении таких далеких от нас по времени но близких нашему сердцу предков хранят труды забытого гения.

 

 источники

Учение имже ведати человеку числа всех лет. Фотокопия со списка рукописи Карика Новгородца и перевод текста.

Русская Историческая Библеотека Том 6 "Вопрошание Кириково"

Р. А Симонов « Кирик Новгородец, ученый XII века.»

Р. А Симонов « Филосовско-математические взгляды Кирика Новгородца»

В. В Мильков « Кирик Новгородец: грани творчества»

Н. Г Николаева О языке « Вопрошания» Кирика Новгородца

 

 

Картина дня

наверх