Свежие комментарии

  • Александр Маркитанов
    "удачный" для евреев, но для Руси христианинизация - это наша национальная трагедия.Крещение Руси: от...
  • Михаил_
    В выступлениях большевистских лидеров указывалось на необходимость борьбы с кулаками не за их ростовщичество, а за эк...Царский министр о...
  • Евгений Филин
    Огнем и мечом внушили русскому народу что история евреев является священной для них. Христианство - самый удачный евр...Крещение Руси: от...

Что скрывает тысячелетний Саразм: жизнь и тайны древнего города

Что скрывает тысячелетний Саразм: жизнь и тайны древнего города

Саразм стал "отцом" городской культуры Таджикистана и Узбекистана, породив уникальный стиль архитектуры и ремесел. А причина его исчезновения до сих пор остается загадкой для археологов

ДУШАНБЕ, 27 мар — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. История древнего Саразма с одной стороны, хорошо изучена, а с другой - полна тайн, оставаясь одним из наиболее интересных объектов исследования для ученых.

Само поселение было открыт таджикским археологом Абдулло Исаковым в 1977 году на левом берегу реки Зарафшан, буквально в 500 метрах от автомобильной трассы соединяющей Пенджикент и Самарканд. Под полями селения, чье название символично переводится как "Начало земли", миру постепенно пласт за пластом стала открываться таинственная история Центральной Азии.

Открытие вызвало немалый интерес у ученых за рубежом, и в 1984 в Таджикскую ССР прибыла советско-французская археологическая экспедиция, а с 2000-х к раскопкам подключились и немцы. 

 

Иностранных исследователей Саразма привлекал уникальный материал по архитектуре и искусству, значительно расширивший представление о протогородской культуре, предшествующей формированию полноценных городов не только Центральной Азии, но и Среднего Востока в целом.

Но чтобы по-настоящему оценить огромное значение Саразма, необходимо, насколько возможно, представить Центральную Азию шеститысячелетней давности. За оплывшими, невысокими стенами из сырцового кирпича стороннему наблюдателю трудно разглядеть следы былого величия древнего города. Попробуем сделать это благодаря археологическим данным и артефактам, сложив в единое целое хотя бы часть удивительного пазла.

Где бронза, там прогресс

В конце каменного века в VI–V тысячелетиях до нашей эры на территории Центральной Азии существовали несколько больших культурных областей – высокоцивилизованные джейтунская и анауская культуры, кальтеминарская неолитическая культура рыболовов и охотников и гиссарская культура – первые земледельцы горных областей. 

На излете пятого тысячелетия наступило славное время в истории всего человечества – переход от камня к металлу. Революционным событием стало освоение бронзы как результата сплава олова и меди. Для древних людей это был технологический скачок грандиозной значимости куда важнее, чем первый космический полет или изобретение интернета для наших современников. 

Тогда же на западе Ферганы и на севере современного Таджикистана население столетиями, шаг за шагом овладевало литьем и работой с металлом, полностью освоив процесс лишь к началу II тысячелетия до нашей эры.

Особую значимость примитивная металлургия имела для протогородских образований Центральной Азии, к коим относился и древний Саразм. Его выгодное географическое расположение, охватывающее плодородные земли долины Зеравшана и обилие водных источников, привлекали сюда новых людей, а с ними - передовые технологии. Это и стало залогом развития города, от которого сегодня, увы, остался лишь фундамент да контуры стен.

Раскопки Саразма в пригороде Пенджикента
© SPUTNIK / СТАС ЭТВЕШ
Раскопки Саразма в пригороде Пенджикента

В III тысячелетии до нашей эры отмечается расширение торговых и культурных связей Саразма с другими народами, которые некогда заселяли обширную территорию, простиравшуюся от Южного Урала до Иранского плато и к побережью Индийского океана вплоть до границ загадочных цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппы.

Постепенно Саразм становится значимым центром добычи меди, олова и свинца в Центральной Азии, а на рубеже IV-III тысячелетий селение стало главным торговым и культурным перекрестком древнего Востока.

Элита и кирпичи

Площадь Саразма составляла 100 гектаров, пять из которых были застроены общественными, культовыми и хозяйственными сооружениями. Здесь проживало около 10 тысяч человек – огромный мегаполис по меркам Бронзового века.

Все поселение состояло из кварталов, сформированных 2–4-комнатных домами-секциями. К жилой части примыкали мастерские, кухни и надворные постройки. Основным строительным материалом служил сырцовый кирпич и битая глина, а также галька, которой мостили улицы и дворы, заполняли очаги и печи. Дома, перекрытые ветками и камышом, замазывались несколькими слоями глины.

Для освещения и вентиляции устраивались дверные и оконные проемы. Наличие внутри очага, предположительно, говорит об устройстве светодымовых люков, сохранившихся сегодня в памирском жилом доме.

Памирский дом в селении Ямг
© ФОТО М.МАМАДНАЗАРОВА
Памирский дом в селении Ямг

Правильность планировки и высокое качество строительства (ак­уратная кладка, сложная система проходов, архитектурное оформление зданий, тщательная отделка, роспись стен) показывает, что эти комплексы возводили по заранее продуманному, отлично спроектированному плану. Об уровне благоустройства красноречиво говорит и наличие специально обустроенных общественных водоемов. 

И строили их мастера высочайшей квалификации, хорошо освоившие геометрию, пропорции и архитектурные стандарты своего времени. 

К слову о стандартах – строительный материал в Саразме был настолько хорош, что благополучно дошел и до наших дней, сохранившись почти неизменным. Сырцовые кирпичи с соотношением длины к ширине и толщине 4:2:1, использовались еще строителями древнеиндской цивилизации 6 тысяч лет тому назад. Эта удачная пропорция в ходу и сейчас - благодаря ей кирпичи равномерно просыхают, а площадь поверхности идеально подходит для того, чтобы легко соединить их связующим раствором.  

Здание на раскопе
© ФОТО ИЗ АРХИВА М.МАМАДНАЗАРОВА
Здание на раскопе

 

Как сейчас, так и в древние времена богатые предпочитали недвижимость в центре. В середине Саразма располагались большие дома, с хорошей отделкой стен и орнаментальным цветным декором. Сердцем этого "элитного района" был дворцовый комплекс площадью более 250 квадратных метров, куда входили большой коридор, прихожая, два-три зала и еще несколько помещений.

Больше достаток - богаче дом. Именно дворцы и дома аристократии, даже подчистую ограбленные мародерами за все эти столетия, представляют наибольший интерес археологов с точки зрения наивысших достижений искусства и ремесел. 

Всего в кварталах знати и ремесленников (обслуживавших нужды этой самой знати) археологами нашли более 150 находок металлических предметов - бронзовые топоры, тесла, наконечники стрел и копий, ножи, булавки, иглы, свинцовые печати. Там же найдена статуэтка женщины-прародительницы с птичьей головкой и окрашенная красным глиняная го­лова быка на стене.

Немало было найдено и ювелирных изделий. Часть из них было обнаружено в хорошо сохранившемся погребении молодой знатной женщины, так называемой "царицы Саразма".

Захоронение богатой женщины царицы Саразма
© ФОТО ИЗ АРХИВА М.МАМАДНАЗАРОВА
Захоронение богатой женщины царицы Саразма

Развитие металлургии и контроль над торговлей и земледелием, способствовали не только обогащению отдельных родов, но и дало импульс массовой бытовой культуре: саразмцы производили великолепную цветную керамику с орнаментацией в качестве оберега, изящно украшенную символами солнца, огня и воды.

Строй на века

И если с материальной культурой более-менее понятно, то духовная жизнь древнего городища представляет собой сплошную загадку. Во что же верили жители Саразма?

Археологи выяснили, что в  IV-II тысячелетии до нашей эры в этом регионе сформировался культ, связанный с Солнцем и Луной. В одном из раскопов сохранилось интересное сооружение из двух кругов, тщательно сложенных из кирпичей. Внешнее кольцо было диаметром почти 8 метров, внутреннее - 4, круглое пространство между ними имело форму коридора.

Схема расположения здания на раскопках
© ФОТО ИЗ АРХИВА М.МАМАДНАЗАРОВА
Схема расположения здания на раскопках

В реконструированном варианте постройка могла выглядеть как круг с девятью перегородками-лучами, этакий символ солнечного диска, которому поклонялись различные народы от  Египта, Междуречья до Индии, в том числе и древние саразмцы. По мнению археолога Абдулло Исакова, именно в это время зарождается культ огня и связанные с ним зороастрийские религиозные концепции, в частности культ огнепоклонников. 

 

В большинстве домов и общественных сооружений в центре стояли алтари-жертвенники, где возжигался священный огонь. Также они использовались для обогрева жилищ.

"Дом кругов" - далеко не единственное здание с уникальной планировкой. Так, в одном из раскопов исследователи обнаружили комплекс, где центром композиции служил зал, окруженный с четырех сторон обводными коридорами, так называемый "зал в обводе коридоров".  

Стены были оформлены прямоугольными выступами-пилястрами, которые с одной стороны укрепляют здание, с другой, украшают фасад. Открытый очаг в центре зала и остатки обугленных костей животных позволяют отнести находку к культовым сооружениям, где проводились церемонии с жертвоприношениями.

Иллюстрация внешнего облика здания на раскопках
© ФОТО ИЗ АРХИВА М.МАМАДНАЗАРОВА
Иллюстрация внешнего облика здания на раскопках

Это первый и древнейший в зодчестве Центральной Азии пример "зала в обводе коридоров", который в античный период станет главной темой иранских и согдийских храмов огня, а после будет унаследован буддистами в архитектурном стиле греко-бактрийского и кушанского периодов. 

Уникальную архитектуру, не имеющую аналогов в зодчестве Древнего Востока, демонстрирует здание, которое, по мнению исследователей, выполняло функции общественного зернохранилища. Возведено оно было по заранее продуманному плану на почти метровой платформе для защиты от подпочвенных вод.

Раскопки здания общественного зернохранилища
© ФОТО ИЗ АРХИВА М.МАМАДНАЗАРОВА
Раскопки здания общественного зернохранилища

Несмотря на сходство архитектуры Саразма с памятниками этого периода Южного Туркменистана, существует ряд отличительных черт. Так, саразмское поселение имело более комфортную свободную застройку, с большей площадью помещений, чем в южнотуркменских оазисах, а также с элементами обводнения и озеленения, более разнообразными и развитыми строениями.

Среди других инноваций - оригинальные двуярусные и двухкамерные печи для обжига керамики. Их топочная камера имела сложную систему каналов для обжига, свидетельствую о высоком развитии керамического производства.

Конструкции гончарных печей для обжига керамики
© ФОТО ИЗ АРХИВА М.МАМАДНАЗАРОВА
Конструкции гончарных печей для обжига керамики

Такая керамика была ярко раскрашена геометрическим орнаментом в виде крестов, треугольников,  сеток и волнистых линий, красного, желтого и черного цветов. Также городские умельцы производили минеральные краски контрастных цветов, которые использовалась для оформления стен росписями. 

Саразм, так же, как и культуру южно-туркменистанских оазисов, по праву можно считать центром зарождения строительных и художественных традиций, которые сначала будут подхвачены эпохой раннего железа, а позднее на более высоком уровне найдут применение в античный период.

Конец древнего Саразма

Многие исследователи считают, что древний протогород был столицей всей исторической области Среднеазиатского Междуречья, которое археологи назвали "Древним Самаркандом" – предшественником современного исторического Самарканда. Но что же случилось с этим богатым и процветающим городищем? Почему же он был оставлен жителями? 

 

По самой распространенной версии саразмцы покинули жилища из-за сильной засухи. По этой же причине в свое время население туркменистанской геоксюрской культуры вынуждено было бросить некогда хорошо орошаемые земли, превратившиеся в пустыни, и заселить Зеравшанскую долину.

Некоторые ученые также предположили, что жители покинули эти места после нашествия индо-иранских племен во II тыс. до нашей эры. Скорее всего, индоарийцы, продвигавшиеся на юг волнами, застали культуру Саразма на ее закате. Оставшееся население протогорода постепенно ассимилировалось с новыми пришельцами, передав им свои навыки производства, культуры и архитектуры. Этот историко-культурный контакт в античный период дал импульс для возникновения новой согдийской цивилизации с центрами в Самарканде, Бухаре и Пенджикенте.

 

В 2001-м решением правительства Таджикистана сохранившийся участок поселения был объявлен национальным достоянием, а в 2010-м по инициативе сотрудников пенджикентско-саразмской археологической экспедиции, при поддержке Минкульта и международной научной об­щественности Саразм был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня раскопана лишь крохотная часть саразмского поселения, и дальнейшие изыскания, несомненно, принесут новые открытия, которые позволят расшифровать страницы истории пока еще во многом загадочной цивилизации.



Читать далее: https://tj.sputniknews.ru/science/20200327/1030961009/sarazm-istoriya-tajikistan.html

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх