Блаженный Августин

Блаженный Августин   Блаженный Августин

(354 – 430)

Августин Блаженный – христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме святым и Учителем Церкви.

Биография
Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте (Африка), сын язычника и христианки. Его глубоко верующая мать, Моника, заложила основу для обращения Августина в христианство.
Закончив школу, он едет в Карфаген, чтобы совершенствоваться в риторике. Знакомство с «Гортензией» Цицерона побудило его принять эллинистическую философию как форму мудрости и искусства жизни: «Эта книга изменила мои настроения и сделала даже другими мои молитвы, мои обеты, мои желания».
Августин преподает риторику сначала в Тагасте (374), затем в Карфагене. В 384 году он едет в Милан, где встречает поддержку манихеев, сторонником которых являлся. Однако в 386 году, благодаря епископу Амвросию, у него появляется интерес к христианству. 
В 387 году Августин принимает крещение от епископа Амвросия и возвращается в Африку. В связи со смертью матери у него возникает стремление распространять на своей родине христианское учение.
Вернувшись в Тагаст, он основывает религиозное братство, быстро прославившееся своей святостью. Августин становится священником в своем родном городе, а затем, в 395 году, епископом Гиппона (Северная Африка). Его деятельность была направлена на распространение и разъяснение принципов веры, а также на борьбу с ересями, включая манихейство, донатизм и пелагианство. Умер Августин в 430 году.
Основные работы
«Монологи», «О Троице», «Исповедь», «Отречения», «О граде Божьем» и др.
Основные идеи
Философствование в вере 
Вера, по Августину, является необходимым условием для исследования, цель которого – познание Бога и души. Исследование налагает строгую дисциплину: не отчуждаться от веры, не уклоняться от проблем и трудностей и не стремиться избегать их, а принимать их во внимание и решать, стараясь понять их суть.

      Первичная вера является движущей силой, которая побуждает человека начать процесс исследования, чтобы в результате прийти к истинной вере. Познание и вера, накладываясь, образуют единое целое. Этим единством является Бог или Истина, что в принципе одно и то же.Искать Бога значит искать душу, которая находится внутри самого человека.
    Это он и называл «исповедью», составляющей постоянный процесс деятельности философа: «Не выходи из самого себя, возвратись к себе, внутри человека живет истина, и если поймешь, что твоя природа переменчива – поднимись над собой».

О Божественной Благодати 
По мере того, как человек занимается поиском истины, он приближается к Богу, то есть абсолютная истина – это Бог. Познание истины – это как бы обладание светом, который позволяет различать и понимать суть вещей.
Этот свет открывается человеку как Слово, Логос, Бог-Сын, самое чистое выражение Светлого Разума.Августин пишет: «Бог открывается как Истина тому, кто его ищет как Истину, и открывает себя как Любовь тому, кто любит». 
В человеке существует возможность прийти к Богу как через разум, так и через глубокое чувство любви, но эта способность ниспосылается Богом как Благодать. Любая сила, любая человеческая добродетель происходит от Божественной Благодати, потому что Бог дал ее для того, чтобы человек пришел к Богу, сумел достичь его.
О человеке 
В природе человека заложена способность искать и любить Бога: «Мы – люди, созданные по подобию нашего Творца и поэтому обладаем возможностью вернуться к Нему». Эта возможность возвратиться к Богу, к Святой Троице, основывается, по Августину, на том, что в человеке есть троица, похожая на божественную; это три характеристики человеческой души: Память, Разум и Воля.

      В человеке есть «ветхий человек» – внешний, плотский, который рождается, стареет и умирает. Но он может стать «новым человеком», духовным, у которого возраст определяется не течением времени, а степенью приближения к Богу. «Новый человек» – тот, кто обладает способностью к возрождению.

Божий Град и Град земной 
Человеку предоставляется возможность выбора: жить по плоти или жить по духу. Этот выбор относится не только к одному человеку, но и ко всему человечеству в целом. Августин рассматривает проблему борьбы между плотским и духовным как борьбу между двумя царствами: Градом земным и Градом Небесным. Два этих Града никогда не проявляются в чистом виде, так как в нашем мире нет абсолютно черного и абсолютно белого.

      Эгоизм и презрение к Богу порождают Град земной, а любовь к Богу – Град Небесный. В одной и той же цивилизации, в одном и том же месте были люди, жившие в земном Граде, и люди, жившие в Граде небесном, хотя физически они были жителями одного города. 
    Только расспросив друг друга, можно выяснить, кто к какому Городу принадлежит. Блаженный Августин принадлежит Граду Небесному, он сам искал Истину, то есть Бога, и обладал беспокойным духом, стремившимся побудить к поиску Истины других.

Цитаты
 — Как же люди отправляются в путь, чтобы восхититься горными вершинами, грозными морскими волнами, океанскими просторами, блужданиями звезд, но при этом оставляют в небрежении самих себя?

— По-настоящему проблема всех проблем – это не космос, а человек. Не мир загадка, но мы сами.

— Я сам стал для меня самого ощутимой проблемой, я не осознаю всего, что я есть.

— Поскольку мы не равны с Богом, более того, бесконечно от Него удалены, посему Его стараниями… мы узнаем в самих себе образ Бога, образ, к коему следует всегда приближаться, совершенствуясь.

— Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

— Необходимо заключить, что по ту сторону нашего ума есть некий Закон, который называется истиной, и нет сомнений, что эта неподверженная изменениям природа, превышающая душу человека, существует.

— Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самоё себя, вторая – Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога.

— Кому знакома истина, тот знает Свет, а кому знаком Свет, тот познает вечность. Любовь есть то, что тебе открыто.

— То, что мы надеемся узнать, нельзя увидеть очами, услышать ушами – это должно быть в сердце человеческом. Так что же такое вера, если не верить в невидимое? Вера – это верить в то, что незримо: истина – это узреть то, во что уверовал.

— Бог – умный свет, в Котором, от Которого и через Которого разумно сияет все, что сияет разумом.

— Что же такое время? Пока никто меня о том не спрашивает я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик.

— Самое врачевание души, совершаемое Божественным промыслом и неизреченным милосердием, по своей постепенности и раздельности в высшей степени прекрасно. Оно распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготовляет человека к разуму, разум в свою очередь приводит его к пониманию и знанию.

— Старайся дознать, что такое высшее согласие: вне себя не выходи, а сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке; найдешь свою природу изменчивою – стань выше самого себя.

— Отвернись от своей тени, возвратись в себя самого: для тебя нет другой погибели, кроме забвения, что ты погибнуть не можешь.

Литература

1. Всемирная энциклопедия: Философия, АСТ, М., 2001. 
2. Д. Антисери и Дж. Реале, «Западная философия от истоков до наших дней», «Пневма», Спб, 2001. 
3. Антология мировой философии в 4-х томах, т. 1, часть 2, «Мысль», М., 1969. 
4. М. Суини, Лекции по средневековой философии, Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, М., 2001.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб