Сибирский конкистадор, служилый человек Пашко Кокоулин Заварза

Сибирский конкистадор, служилый человек Пашко Кокоулин Заварза

 

Пашка Кокоулин. Был такой лихой отмороженный служилый человек, при чем отмороженный напрочь — мог пограбить слегка, в одиночку напасть на нескольких обидчиков, изнасиловать якутских… мужиков, … но и дрался яростно.

В 1649 г. во время похода «на Ковыме реке… Пашко Кокоулин Заварза своровал содомским блудом… которого мы взяли в Жиганех для толмачества ясачного якута, именем Арсютку… и убил бы его он, Пашко, после того… из пищали… бил его сковородником и бровь у него, Орсютка розсадил и изувечил навек, и за то ему, Заварзе, учинили наказание, били батоги». Несмотря на обрывы в тексте (лакуны), в принципе, все понятно — Пашка изнасиловал Аксютку, а потом хотел его убить очевидно из пищали, а когда не получилось — бил сковородником по лицу.

Этот Пашка затаил злобу за то, что его так нетолерантно за садизм и содомию наказали, и 9 июня «он же, Пашко Кокоулин Заварза приходил украдом, летом к нашему летовью … и как с рыбной ловли ехали служилые люди в лодке возле берега, и он Пашко стрелял из пищали и из лука Ивашка Пуляева, Васку Вилюя, у Юшка Трофимова руку прострелил, а сам он, Пашко, ушол в лес, и вперед, государь, он Пашко похваляетца смертным боем».

Конечно, такие лихие люди, хоть и не совсем нормальной ориентации, нужны были для противостояния туземцам. Позже Пашка был прощен, и вскоре он сражался в первых рядах, практически в каждом бою имел ранения от стрел.

В 1650-м осенью во время похода на Анадырь в стычке «с анаулами» «Пашка Кокоулина на том приступе топором и кольем изранили в голову и в руку, и он, Пашко, немочен был всю зиму».

В 1652 г. во время похода на р. Шилки «он, Пашка, застрелен из лука, пониже уха пробиты щеки на обе стороны».

В 1655 г. «А как имали анаулские юрты, и на той драке Пашка Кокоулина, служивого, ранили в голову и в руку; а он, Пашко, откасом мужика сколол… А в прошлом во 162 году на море с корги на коряцких людей ходили, и на той драке яз, Семейка, убил из пищали мужика, да на той же драке Пашка Кокоулина ранили из лука в бок; а он, Пашко, убил из пищали мужика».

В другом бою Пашке снова не повезло — «тогож Пашка ранили из лука, а он убил мужика из пищали в висок».

В походе против местного князька Мекерки в том же 1655 г. «служивого человека Пашка Кокоулина в плечо и в стегно из лука».

Впрочем презрение Пашкой лучного боя не было каким-то необычным явлением — лучный бой туземцев презирали все.

Алексей Лобин.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб