Царские короны, старинное оружие и иконы

В экспозицию «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» вошли парадные регалии российских монархов и старинная одежда, ювелирные украшения и иконы. Все эти предметы были отреставрированы в музейных мастерских за последние пять лет: их очистили от патины и загрязнений, восстановили отделку, заменили утраченные детали и закрепили элементы, которые расшатались со временем. Некоторые из этих экспонатов — например, кафтан Петра II и пистолеты царя Алексея Михайловича — долго хранились в запасниках и представлены публике впервые. «Культура.РФ» рассказывает, как мастера прошлых веков создавали роскошные короны, драгоценное оружие и платья для коронации.

Алмазная шапка Петра I

 

Царские короны, старинное оружие и иконы

Мастера Оружейной палаты создали алмазный венец для Петра I по образцу шапки Мономаха в 1684 году. Тогда будущий император был соправителем своего старшего брата — Ивана V, поэтому для монархов изготовили парные головные уборы. Венец «старшего царя» Ивана был выше и тяжелее, а вдоль соболиной оторочки его украшала бриллиантовая диадема. Единственным самоцветным камнем в отделке этого убора был крупный турмалин.

Шапка Петра I состояла из двух полукруглых металлических каркасов. Внутренний собрали из тонких гладких пластин, наружный состоял из 32 резных деталей — запон, на которых были изображены цветы, короны и двуглавые орлы. Венец украсили бриллиантами, изумрудами, турмалинами и вставками из цветной эмали. Самоцветы, в отличие от алмазов, не гранили, а лишь слегка отшлифовали, сохранив их природную форму. По краю шапку оторочили соболиным мехом.

Корона Анны Иоанновны

Царские короны, старинное оружие и иконы

Императрица Анна Иоанновна взошла на российский престол 28 апреля 1730 года. К ее коронации придворные ювелиры под руководством Самсона Ларионова создали позолоченную серебряную корону, украшенную резьбой, чеканкой и драгоценными камнями. Она напоминала митру — головной убор православных священников. Такая форма олицетворяла единство высшей духовной и светской власти, которая принадлежала монарху. Корона была украшена 2700 алмазами и рубиновыми вставками, а венчали ее крупный темно-красный турмалин и бриллиантовый крест.

Сразу после коронации Анны Иоанновны регалию передали в Оружейную палату, где она и хранится сегодня.

Пара кремневых пистолетов XVII века

Царские короны, старинное оружие и иконы

Пара пистолетов с ударно-кремневым замком принадлежала царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I. Над ними работали два знаменитых оружейника того времени — Григорий Вяткин и Евтихий Кузовлев. Эти пистолеты считались самым дорогим оружием XVII века. Их позолоченные стволы были украшены резными коронами, тюльпанами, двуглавыми орлами, львами, единорогами и грифонами. Пистолетные ложи оружейники изготовили из ценного красного дерева, а затем покрыли перламутровыми пластинами, на которых вырезали изображения зверей и птиц. Рукояти заканчивались позолоченными серебряными набалдашниками с гравировкой, но в XIX веке эти детали были утеряны. В Оружейной палате также хранятся ольстры — бархатные чехлы для этих пистолетов, на которых жемчугом вышиты двуглавые орлы.

Икона в золоченом окладе «Богоматерь Владимирская»

Царские короны, старинное оружие и иконы

Икона Божией Матери Владимирской — один из самых почитаемых образов в православии. Неизвестный художник написал ее в конце XVI века по канону «Умиление»: согласно ему Иисуса изображали прильнувшим к щеке Марии. Такая икона символизировала безграничную любовь Христа к роду человеческому, воплощением которого считалась Богородица.

Позолоченный серебряный оклад для иконы создали в последней четверти XVI века. Он состоял из нескольких частей: нимба-венца, расположенной над ним зубчатой коруны, фигурной цаты, которая покрывала грудь Богородицы, узорчатого фона и рамы. Мастера украсили поверхность оклада эмалью с растительным орнаментом. К зубцам коруны крепились жемчужины и неограненные драгоценные камни. На венце, цате и раме располагались вставки из бирюзы и альмандина.

Икона хранилась в собрании графов Мусиных-Пушкиных, которое включало около 400 предметов искусства. В 1924 году ее передали в кремлевскую коллекцию. Когда реставраторы сняли оклад, оказалось, что изображение сильно повреждено: некоторые фрагменты отслоились вместе с грунтовкой, другие сместились. Места сколов были залиты прозрачным клеем. Кроме того, поверх первоначального изображения реставраторы обнаружили более позднюю запись, но снимать ее не стали. Смещенные детали вернули на место, затем икону заново покрыли лаком.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб