Свежие комментарии

  • Alexandr Shishkan
    В 1986, с началом перестройки, в наш вуз впервые китайская делегация приехала, устроили дискуссию, и один из наших ст...КАК ВЬЕТНАМ ПОБЕД...
  • Alexandr Shishkan
    А вьетнамская армия в то время была одной из самых боеспособных в мире: почти 30 лет воевали, из поколения в поколени...КАК ВЬЕТНАМ ПОБЕД...
  • Alexandr Shishkan
    Был у меня хороший комментарий на эту тему - начало, правда, про Кампучию, но потом уже про Вьетнам: "Кампучия оказал...КАК ВЬЕТНАМ ПОБЕД...

Нравы в европейских банях эпохи Средних веков

Нравы в европейских банях эпохи Средних веков

 

Отцы христианской Церкви видели в омовениях и в посещении бань прямой и весьма опасный сексуальный подтекст. Особенно тревожила апологетов христианства возможность демонстрации женщинами своего обнаженного тела в бане, увидев которое, мужчины непременно совершили бы грехопадение. Наравне с вином, бани считались фактором «согревающим кровь» и вызывающим сексуальное желание. Александрийский архиепископ Афанасий Великий в своем «Втором письме Девственницам» предупреждал женщин об опасности посещения бань и обнажения там.

Правила Вселенского Шестого Собора (Константинополь, 553 год) запретили христианам мыться в одной бане с иудеями (Правило 11) и с «женами» (Правило 77) под угрозой отлучения от церкви. В 745 году своим эдиктом римский папа Бонифаций запретил совместное посещение бань мужчинами и женщинами. Судебный кодекс раннего средневековья Валенсийский сборник (1189 г.) в разделе «О бане и ее штрафе» предусматривал раздельное омовение как мужчин и женщин, так и христиан и евреев:

«Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье… и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое- либо из зданий бани,пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить…Если христиане в дни евреев войдут в баню или евреи в дни христиан, и там евреи христианина или христианин еврея ранит или убьет, то не платят никакого штрафа».

Интересно, что если рядовым священникам и монахам баня иногда вполне справедливо представлялась рассадником греха, то некоторые высокопоставленные католические священнослужители находили в бане свои тихие радости. В XIX веке под слоем штукатурки в апартаментах папы Римского в Ватикане обнаружились фрески недвусмысленно эротического содержания кисти Рафаэля. Ватикан признал, что данное помещение, когда-то служило «небольшой отапливаемой комнатой», то есть ванной в папских апартаментах.

Кардинал Биббена в 1516 году заказал оформление этого помещения для Папы Льва X в классическом стиле своему другу Рафаэлю, который расписал стены эротическими фресками. Кисть Рафаэля отразила приключения богини любви Венеры и бога эротического желания Амура, нимф и Фавна. Особо откровенные изображения (попытка Вулкана насильно овладеть Минервой, весьма возбужденный Пан) позднее были уничтожены, а остальные фрески забелили и устроили в комнате кухню. В настоящее время фрески очищены, но помещение закрыто для посещения посторонних лиц.

В Европе XV века в общественные бани с угощением и девушками в купели с продолжением отдыха в постели горожане ходили также часто, как наши современники ходят сейчас в рестораны.Естественно, что церковь пыталась противостоять разгулу распутства под прикрытием общественных бань. В XIII веке признавшемуся на исповеди в посещении бани с женой или другой женщиной в обнаженном виде полагалась епитимья в виде трех дней на хлебе и воде.

В европейских общественных банях посетителям прямо в деревянные купели подавалась еда и напитки, а времяпрепровождение скрашивала приятная музыка и общительные девушки, разделяющие купель и ложе с посетителями.

Буйная радость свободных нравов в общественных банях была значительно омрачена стремительным распространением в Европе неизлечимого в то время сифилиса. Эта венерическая болезнь была завезена в Европу в XV – XVI веках возвращающимися из походов в Южную Америку испанскими и португальскими конкистадорами.

В европейских банях были как банщики, так и банщицы. Обе категории обслуживали не только посетителей одного с ними пола. Банщица не только мыла посетителя, но и готовила ему постель, если он желал отдохнуть после бани. Одежда банщиц зачастую состояла из практически прозрачной сорочки. В некоторых банях посетителей обслуживали обнаженные банщицы. Не случайно термин «банщица» был созвучен «проститутке». Сравнить женщину с банщицей, или сказать «рожденный банщицей» было страшным оскорблением в средневековой Европе.

Но не только банщицы, но и многие посетительницы бань принадлежали к древнейшему ордену «веселых женщин», «соловушек» – по–немецки, или, по французской терминологии – «перепелок в башмаках». Европейские банные уставы запрещали пускать в бани замужних женщин и монахинь. Священники и монахи в тех странах, где посещение общественных бань было им разрешено, приводили с собой надежного и проверенного банщика. Европейские банные уставы особо оговаривали, что «ни один хозяин бани не должен держать у себя женщину, страдающую опасной болезнью» и «не следует никого насильно или обманно привлекать в бани». Аналогичные формулировки содержались в уставах средневековых домов терпимости.

По материалам: Андрей Дачник. Баня.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх