Свежие комментарии

  • Санек Совков Совков
    <i>Комментарий скрыт</i>«С крестом и Еван...
  • Михаил_
    «И вот на этих словах Деяний Апостольских в литературе основано мнение, что в то время среди христиан был коммунизм: ...«С крестом и Еван...
  • Санек Совков Совков
    Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену прод...«С крестом и Еван...

5 заблуждений о матриархате

Автор Андрей Туторский

 

5 заблуждений о матриархате Битва амазонок. Картина Ансельма Фейербаха. 1873 год

 

© Nürnberger Opernhaus, Foyer

 

1. Матриархат существовал, потому что
у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами

 

Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распространены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами.
У женщин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили
и воспитывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды
и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам. 

 

В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бороды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два исторических периода, а как два сущностных состояния: правильное
и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас.

Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К историческим реалиям они не имеют никакого отношения.

 

2. Матриархат существовал, потому что
у некоторых народов есть институт полиандрии (многомужества)

 

По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандрическом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические исследования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выживания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается отгонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к нему прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, которую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.

 

3. Матриархат существовал, потому что
у некоторых народов сохранилась матрилинейность

 

Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью
(от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена
у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих
к земледелию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных
обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.

 

Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов,
и у тробрианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии,
но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Косвен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом матери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на земле, своеобразным переходом от матриархата и патриархату.

 

4. Матриархат существовал, потому что
у некоторых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)

 

Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус. 

 

Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак
в качестве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или
по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей
и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Единственная причина, заставляющая их примириться
с таким браком, — это понятная им необходимость сохранить хозяйство.
Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального положения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.

 

5 заблуждений о матриархате Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года

 

© The Trustees of the British Museum

 

5. Ученые начали говорить о матриархате,
потому что в их распоряжении оказались этнографические данные, доказывающие
его существование

 

Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной
и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь
на материалах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно падало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что
в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируемых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей
и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом,
в первобытной древности власть могла находиться только в руках женщин.

 

Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости выровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам избирательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концепция существования в глубокой древности матриархата (изначально называвшегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит,
это естественное положение дел, и к нему необходимо вернуться. 

 

Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масштабной трансформации общества и поддерживали разные связанные
с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма
до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги
на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Моргана, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не случайно последними от концепции матриархата
в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проблемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные полевые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоящем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.  

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх