Оловянная миниатюра- это, попросту говоря, оловянные солдатики. Точнее, сегодня уже далекие потомки персонажа сказки Андерсена, порой совсем непохожие на своего пращура. Думаю, всякий кто видел хрупкую миниатюрную фигурку, словно сошедшую с полотна батального жанра, в гравированных доспехах, запыленном мундире или узорчатом японском кимоно, в видимой до мельчайшей пряжки и заклепки амуниции, с почти настоящим острым стальным оружием, вероятно в последнюю очередь решится отдать ее для детских игр.
РЫЦАРЬ В ТУРНИРНОМ ДОСПЕХЕ XVI века
Совсем не игрушечную роль подобные замершие во всеоружии на вечном посту воины исполняли и в глубокой древности. Иногда такие же небольшие, а порой и в человеческий рост, эти изображения то охраняли гробницы властителей, то иллюстрировали могущество их армий перед послами и посетителями дворцов (вспомним погребенную глиняную армию Цинь Ши- Хуанди, шествие гвардии Бессмертных на стенах дворцов Ахеменидов, колонны войск, колесницами и осадными машинами на ассирийских рельефах, бронзовые фигурки этрусских, римских, карфагенских воинов).
РЫЦАРЬ В ПАРАДНОМ ДОСПЕХЕ, XVI век
Позже, уже в шестнадцатом-восемнадцатом столетиях, коллекции миниатюрных воинов часто пополняли сокровищницы королей и императоров. Порой они были исполнены из золота и драгоценных камней, как, например, двор и армия Великих Моголов, из коллекции курфюрста Саксонского Августа. Император Петр III уделял командованию своей оловянной армией почти не меньше времени, чем управлению реальной Империей…
Примерно в то же время начинается история оловянных солдатиков, как детских игрушек. В первую очередь это были полурельефные «нюренбергские» фигурки, выливавшиеся в гравированных формах. Исполнялись они довольно тщательно, и были обычно весьма недешевы…
Сегодня оловянная миниатюра делится, в основном, на игровую (не путать с игрушечной!), сувенирную и коллекционную. Первая служит для воспроизведения реальных (или же фантастических, в играх Мира Вархармера) сражений любителями военной истории и тактических игр. Коллекционная миниатюра отличается от сувенирной (производство которой поставлено на поток) предельной исторической достоверностью и эксклюзивным исполнением.
Процесс создания каждой новой фигурки долгий, многоэтапный, требующий привлечения многих высококлассных специалистов. В фирмах, занимающихся оловянной миниатюрой, ему обычно предшествуют долгие консультации с экспертами по военной истории, изучения литературы, посещения музейных и архивных фондов, а иногда и исторических мест, где проходили сражения, которые предстоит воспроизвести… Главный художник определяет общую композицию, и затем начинается работа скульптора миниатюриста, который создает полноценную скульптуру, выразительную и динамичную. Далее над ней работают модельщики и формовщики (часто сложная фигурка формуется и отливается по частям, причем оружие иногда вытачивается из более твердых металлов). Сборщики обрабатывают и подгоняют друг к другу детали (а их для коллекционной фигурки может быть несколько десятков!), после чего фигурка снова возвращается к главному художнику.
Начинается долгий и трудоемкий процесс покраски образца, сравнимый только с работой скульптора. Фигурка покрывается грунтом и раскрашивается темперными и акриловыми красками. По существу, это ничем не отличается от обычной живописи, с той лишь разницей, что краска ложится не на холст, а на объемную поверхность: та же передача объема, светотени, портретная прорисовка лица (а размер миниатюры обычно не превышает 54- 60 мм!).
Конечно, тут есть свои нюансы и секреты, которые лишь со временем осваивает даже опытный художник, не работавший прежде в этом жанре. Особая задача художника-имитация фактуры каждого материала в одежде и амуниции: кожа должна выглядеть кожей, а дерево деревом, парча должна отличаться от шелка, а шерсть от холстины, сапоги могут быть потертыми, а латы начищенными до зеркального блеска…
И все это вместе должно заставить зрителя совершенно забыть о том материале, из которого отлит исторический персонаж, обретающий свою неповторимую индивидуальность!
В зависимости от сложности, на роспись миниатюры уходит от нескольких дней, или недель, а то даже месяцев!.. Если фигура расписывалась по частям, то в конце работы они аккуратно склеиваются, а на подставке воспроизводится ландшафт окружающей среды или поля битвы. Бывают одиночные фигурки, но иногда делаются композиции, макеты и диорамы, воспроизводящие целые сцены, вписанные в пейзаж или исторический интерьер.
Роспись коллекционной миниатюры часто бывает индивидуальна и неповторима. Именно она определяет ценность фигурки, будет ли оловянная отливка дешевым сувениром, или неповторимой авторской работой, произведением декоративного искусства. И именно так_ сегодня во многих странах историческая миниатюра достигает столь высокого мастерства, сочетая ювелирное исполнение и реализм, что становится уже самостоятельным жанром искусства, сочетая в себе скульптуру, живопись, графику и дизайн…
Но сама роспись это лишь вершина айсберга. Прежде чем приступить к ней, художник должен изучить культуру и быт, искусство и орнамент, геральдику и антропологический тип народа, к которому принадлежит персонаж, причем именно в его эпоху. Такая работа- прикосновение к истории цивилизаций, постоянное расширение кругозора, приобщение к культуре разных народов, всякий раз выходящее далеко за рамки необходимой для конкретной работы информации.
Историческая миниатюра становится все более популярной в мире, не только среди коллекционеров. В разных странах выпускаются посвященные ей журналы и каталоги, проводятся регулярные международные выставки. Как предмет коллекционирования, она сейчас по-прежнему престижна и элитарна. Не столько даже из-за высокой стоимости миниатюры. Ведь всерьез увлекаться ей может не любой собиратель дорогих вещей, а лишь человек глубоко знающий и любящий историю, и одновременно ценитель искусства. Весьма перспективно это направление и для экспозиций исторических музеев макет или диорама не требуют большой площади для экспонирования, но где еще можно более наглядно и детально изучить бережно воссозданный облик людей далеких эпох!
КИТАЙСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ НА БОЕВОМ СЛОНЕ
КОРОЛЬ ИСПАНИИ ФИЛИПП II, 1570г
РАНЕНЫЙ АРАБСКИЙ ВОИН, XIV век
РОБЕРТ МАМИНАС. ФРАНЦИЯ, XV век