Свежие комментарии

  • Алексей Андреевич
    нарисовали и нарисовалиАрмии волжских бо...
  • Никифор
    Спасибо! Упоминаний совсем чуть...Наших вестей о том прошлом гораздо больше..Описание Новгород...
  • Никифор
    Не указано когда всё найдено...Русский Север в свастических орнаментах в прошлом..однако не припомню ни одного вариан...Украшения летопис...

Диктатор Мариинки, вражда с Дягилевым и коррупция на Путиловском заводе. Кем была Кшесинская?

Диктатор Мариинки, вражда с Дягилевым и коррупция на Путиловском заводе. Кем была Кшесинская?

Малоизвестные факты об артистке Императорских театров Матильде Кшесинской.

Балетное семейство

Матильда Феликсовна Кшесинская появилась на свет в Петербурге 31 августа 1872 года в артистической семье. Ее матерью была балерина Юлия Доминская, а отцом поляк Феликс Кшесинский, который прославился как непревзойденный исполнитель народных танцев, в частности, мазурки. Матильда была младшим ребенком в многодетной семье. Кроме родных сестры и брата, артистов балета Юлии и Иосифа Кшесинских, у нее также было пятеро единоутробных братьев и сестер от первого брака матери с балетным танцовщиком Леде.

Родители Матильды -Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Матильда, Юлия и брат Иосиф.

Родители Матильды -Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Матильда, Юлия и брат Иосиф.

Потомок польских дворян

По семейной легенде, впрочем не подтвержденной, Кшесинские происходили от польских графов Красинских, которые когда-то обладали несметными богатствами и огромным имением. Прапрадед Матильды Феликсовны, скрываясь, от наемных убийц подосланных родным дядей, в середине XVIII века был вынужден бежать из Варшавы в Париж. Век спустя его потомки, вернувшись в Польшу, не смогли доказать свое происхождение.

Впрочем, в 1926 эта фамилия была пожалована балерине вместе с титулом княгини Кириллом Владимировичем, двоюродным братом Николая II, который в 1924 году объявил себя Императором России и Главой Дома Романовых.

Капризный диктатор со связями при дворе

После окончания Императорского театрального училища Матильда Кшесинская в 1890 году была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская II, так как Кшесинской I официально именовалась её старшая сестра Юлия.

В 1896 году Кшесинская получила статус примы-балерины Императорских театров, несмотря на то, что главный балетмейстер Мариус Петипа не поддерживал этого решения.

Благодаря связям при дворе в Мариинском театре Матильду откровенно побаивались. Балерина славилась умением отстаивать свою точку зрения. Балетные знали, что пойти наперекор Кшесинской означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.

Так произошло с князем Сергеем Михайловичем Волконским, который занимал пост директора Императорских театров с 1899 до 1901 год. Сначала он отказался восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Однако последней каплей терпения балерины стала история с фижмами, предлагавшимися к костюму в балете «Камарго». Кшесинской они показались неудобными и та категорически отказалась их надеть, за что была оштрафована. Реакция «сверху» последовала незамедлительно. Волконский был вынужден отменить штраф. Говорят, что ему его неправоту разъяснил сам император Николай II. Несмотря на многочисленные предложения из придворных кругов Сергей Михайлович отказался остаться на своём посту и покинул его.

Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский предпочел не спорить с капризной примой от слова «совсем». За Матильдой и только за ней были закреплены все партии, которые ей нравились.

«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре – из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской», – писал Теляковский в воспоминаниях.

Кроме того, при Матильде Кшесинской стала сходить на нет практика приглашения в труппу иностранных балерин.

Вот как описывает это Теляковский:

«Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет».

Впрочем, несмотря на свой вздорный характер, как балерина Кшесинская была безусловно талантлива. Она первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене подряд 32 фуэте. До этого столь сложный номер был под силу только двум балеринам Эмме Бессон и Пьерине Леньяни.

Тот же Владимир Теляковский отмечал талант и работоспособность Матильды:

«М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)... успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду».

Диктатор Мариинки, вражда с Дягилевым и коррупция на Путиловском заводе. Кем была Кшесинская?

Великосветский любовный многоугольник

Личная жизнь балерины всегда была бурной. Ее послужному списку могла позавидовать любая дама полусвета. На мужчин рода Романовнах она действовала как магнит.

После расставания с Николаем II, с которым она встречалась в 1890—1894 годах, балерина начала встречаться с его двоюродным дядей великим князем Сергеем Михайловичем Романовым, внуком Николая I. Неженатый Сергей Михайлович, будучи человеком замкнутым и молчаливым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. На многие годы он стал ее гражданским мужем, терпел все ее капризы и прощал романы на стороне.

Не прекращая отношения с Сергеем Михайловичем, Кшесинская закрутила роман сначала с Великим князем Владимиром Александровичем Романовым (другой дядя Николая II), а затем с его сыном – Великим князем Андреем Владимировичом, который был младше ее на семь лет.

Когда летом 1902 года Кшесинская родила сына, никто не мог с уверенностью сказать кто именно отец ребенка.

«Кому будет приписан ребёнок, ещё неизвестно. Кто говорит — Великому Князю Сергею Михайловичу, а кто Великому Князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове», написал в своем дневнике директор Императорского театра Владимир Теляковский.

Новорожденного назвали Владимиром и «приписали» к гражданскому мужу балерины Сергею Михайловичу. В прочем, после революции Владимир станет «Андреевичем», потому что Великий князь Андрей Владимирович в 1921, после более чем двадцати лет отношений, официально женится на его матери Матильде Кшесинской.

Любовники Матильды Кшесинской: Николай II и Великие князя из дома Романовых - Сергей Михайлович, Владимир Александрович и Андрей Владимирович

Любовники Матильды Кшесинской: Николай II и Великие князя из дома Романовых - Сергей Михайлович, Владимир Александрович и Андрей Владимирович

Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичом и сыном Володей.

Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичом и сыном Володей.

Нетрудовые доходы и коррупция на Путиловском заводе

В начале XX века Кшесинская была одной из самых богатых женщин в России. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. В среднем за выступление она брала от 500 до 800 рублей. По тем временам это колоссальная сумма, сравнимая с месячными доходами высших чинов Российской Империи.

В 1906 года на углу Кронверкского проспекта в Санкт-Петербурге по заказу Кшесинской архитектор Александр фон Гоген построил особняк в стиле северный модерн.

«Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн»,-писала Матильда в своих воспоминаниях.

Люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, шпингалеты, ковры и прочие мелочи балерина заказывала в Париже. Когда дом был построен его цена перевалила за миллион рублей.

Кроме особняка в Петербурге балерина также владела двумя вилами на Лазурном Берегу во Франции и шикарной дачей в Стрельне, где была даже своя электростанция.

Диктатор Мариинки, вражда с Дягилевым и коррупция на Путиловском заводе. Кем была Кшесинская?
Интерьер дома Кшесинской на Кронверкском проспекте в Петербурге.

Интерьер дома Кшесинской на Кронверкском проспекте в Петербурге.

Балерине удалось получить огромное состояние не только благодаря таланту и стремительной карьере в театре, которая была безоблачной благодаря благосклонности последнего российского императора Николая II, но и с помощью своего гражданского мужа – Великого князя Сергея Михайловича.

В 1905 году Сергей Михайлович Романов стал начальником Главного артиллерийского управления и начал распоряжаться всеми закупками военного имущества, в то время как Матильда Кшесинская приобрела акции Путиловского завода и наравне с банкиром Вышнеградским и промышленником Путиловым стала совладельцем предприятия. Коррупционная схема была простой. Главное артиллерийское управление отдавало монопольный приоритет фирме Шнейдера, которая в свою очередь оговаривала в контрактах право производить свою продукцию исключительно на Путиловском заводе.

За несколько лет подобной деятельности был полностью обанкрочен крупнейший поставщик сухопутной артиллерии – Мотовилихинский артиллерийский завод в Перми, который с 1905-го по 1914 год не получил ни одного заказа. А Обуховский артиллерийский завод был спасен от краха только благодаря субсидиям государства в размере четырех с половиной миллионов рублей.

При этом во время Первой мировой войны верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич жаловался, что бессилен справиться с нехваткой снарядов на фронте, «поскольку заказы на их производство Кшесинская распределяет между дружественными ей фирмами». Подобные обвинения не безосновательны: количество артиллерийских орудий разных калибров, с которым Россия вступила в Первую мировую войну, было чуть более 11 тыс., в то время как у Германии и Австро-Венгрии их насчитывалось более 100 тыс.

Заказчик дела против Сергея Дягелева

Некоторые историки называют имя Кшесинской среди возможных заказчиков дела против театрального и художественного деятеля Сергея Дягилева. Сам Дягилев называл Кшесинскую не иначе как «своим злейшим врагом». Балерина Тамара Красавина в своих воспоминаниях писала, что слуга Дягилева Василий даже всерьёз предлагал ему отравить Матильду.

Корень этой вражды кроется в «Русских сезонах» Дягилева.
В 1906 Дягилев провел в Париже и выставку русской живописи и скульптуры. Выставка имела колоссальный успех у французской публики, и Дягелев подумал о возможности создании проекта «Русских сезонов», которые могли бы познакомить Париж с русским искусством. Эта идея вполне отвечала планам правительства Российской империи и Дягилеву были выделены соответствующие средства. В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены «Исторические русские концерты», в следующем году организован сезон русской оперы, а в 1909 Дягилев решил везти в Париж и русский балет. Однако в самый разгар подготовки финансирование было прекращено. Причин тому было две. Во-первых, умер покровитель дягилевских начинаний Великий князь Владимир Александрович, а во- вторых, на Дягилева обиделась Кшесинская, которой он больше всего был обязан получением субсидий. Дягилев решил возобновить «Жизель» однако главную роль в балете он предложил вовсе не Кшесинской, а малоизвестной тогда Анне Павловой, для Кшесинской же предназначалась небольшая роль в «Павильоне Армиды». Этого Матильда простить не смогла. Произошло бурное выяснение отношений, и через какое-то время Дягилева обвинили в хищениях и не целевом расходовании бюджетных средств. Когда было возбуждено уголовное дело, Дягилев находился в Париже, там он и остался. На все свои последующие проекты «Русских сезонов», прославившие Россию, он искал деньги уже самостоятельно, прибегая к помощи своих французских состоятельных друзей.
Впрочем, в 1911 году Кшесинская все же участвовала в «Русских сезонах» в Лондоне. Дягилев пригласил балерину в надежде, что с ее с помощью он сможет снова вернуться в Россию, а его друг, один из ведущих участников Русского балета, Вацлав Нижинский также получит отсрочку военной службы. Однако попытки уладить дела при помощи Кшесинской полностью провалились.

Матильда Кшесинская и Сергей Дягилев

Матильда Кшесинская и Сергей Дягилев

Артистка Императорских театров и заслуженный артист Советской республики

Матильда Кшесинская носила звание заслуженной артистки Императорских театров, а ее старший брат, после революции оставшийся в России, стал известным балетным педагогом и в 1927 году получил звание заслуженного артиста РСФСР. Этому, видимо, помог тот факт, что в революционном 1905 году Иосиф Кшесинский был одним из участников группы, потребовавшей от Дирекции Императорских театров улучшения труда и жизни артистов, за что был досрочно отправлен на пенсию.

Матильда и Иосиф Кшесинские.

Матильда и Иосиф Кшесинские.

Мадам Семнадцать

После революции Матильда Кшесинская вместе с сыном отправилась в Париж, где открыла свою балетную студию. В последние годы балерина пристрастилась играть в рулетку. В казино ее называли не иначе как «Мадам Семнадцать», так как она всегда ставила именно на это число. Сама балерина объясняла это тем, что семнадцать сыграло в ее жизни роковую роль – в 17 лет она познакомилась с цесаревичем Николаем и именно в 1917 году она потеряла все, что у нее было.

Кшесинская прожила 99 и скончалась за несколько месяцев до столетнего юбилея. Она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На ее памятнике написано: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская».

Кшесинская в своей балетной школе.

Кшесинская в своей балетной школе.

Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичом и сыном Володей.

Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичом и сыном Володей.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх