Древнерусские граффити во Франции

Древнерусские граффити во Франции

Паломничество в Древней Руси к христианским святыням, прежде всего в Святую землю, в Иерусалим, засвидетельствовано, как известно, многими письменными источниками, как прямыми, так и косвенными, из которых наиболее подробным является «Хождение игумена Даниила» XII в.

В последнее десятилетие новые сведения об этих путешествиях предоставила эпиграфика. Так, на колоннах галереи Софии Константинопольской обнаружено ок. 70 граффити XII-XV вв., что свидетельствует о том, что и после завоевания Константинополя турками паломники из Руси посещали собор св. Софии и оставляли там свои автографы. Несколько древнерусских граффити было открыто и в Вифлееме.

В 2014 г. древнерусская кириллическая надпись была обнаружена во Франции, на стене церкви аббатства Сен-Жиль (Прованс), датирующаяся XII в. Она представляет собой обычную молитвенную надпись «Господи, помоги рабу своему Семке Нинославичу» и, по предположению издателей, оставлена русским паломником, отправлявшимся, судя по месту находки, скорее всего, не в Иерусалим, а на запад, в Сантьяго-де-Компостела, к мощам св. Иакова.

В 2015 г. это направление путей паломников из Руси подтвердилось новой находкой в западной части Франции в г. Понсе бывшей провинции Сентонж, стоящем на самом западном пути в Сантьяго-де-Компостела (via Turonensis). Надпись расположена на стене приходской церкви Сен-Вивьен, памятника середины XII в.., в основании северного торца первоначального фасада церкви. В ней сообщается, что некий Иван Завидович сделал эту надпись, как, вероятно, и орнаментальное изображение проросшего креста на соседнем квадре кладки, «идя к св. Иакову». Палеографическая датировка надписи — конец XII — рубеж XII-XIII вв.

Имя отца Ивана «Завид» известно как в восточнославянском, так и южнославянском ареале. В древнерусской среде по данным берестяных грамот и летописей оно было популярно среди новгородского боярства. С Новгородом же связано и наибольшее число косвенных свидетельств проникновения на Русь западного культа апостола Иакова Зеведеева.

Хорошо сохранившаяся кириллическая надпись является прямым документальным доказательством факта хождения древнерусских паломников к мощам святого Иакова в Галисию, о чем ранее можно было лишь предполагать на основании археологических артефактов.

Цитируется по: Рождественская Т.В. Новонайденное древнерусское кириллическое граффито из Франции.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб