Свежие комментарии

  • Олег Архипов
    Думаете кого то беспокоит историческое наследие !? Историки и без раскопок давно научились сказки писать.А запрет на ...Неочевидное прест...
  • Гаражный кооператив ЛАДА
    Бредовый закон с одной стороны и заказной, для отвлечения народа от истинных забот с другой. Есть ещё и третья сторон...Неочевидное прест...
  • Valery Pedan
    Сдаётся мне, что статья Михаила Родина - откровенная ложь! Народ должен знать свою историю, но разве он может узнать ...Неочевидное прест...

Изобретение шаманизма в эпоху Просвещения

Сегодня мало кто задумывается над тем, что концепт шаманизма, в котором представления и практики народов Сибири сведены в единую религиозно-мировоззренческую систему, оставила нам в наследство эпоха Просвещения. До этого времени понятия "шаманизм" не существовало.
Изобретение шаманизма в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения была временем систематизации и проведения границ — между «Западом» и «Востоком», между европейской частью России и Сибирью, между метрополиями и колониями. В эту эпоху также проводились границы между наукой и религией, религией и магией, разумом и суевериями, просвещенностью и невежеством, которые противопоставлялись друг другу. Шаманизм в качестве концепта вбирал в себя эти противопоставления, актуализировавшиеся в научных и общественных дискуссиях о происхождении и легитимности человеческого знания, а по сути дела — о месте различных человеческих сообществ в системе социальных иерархий. В отличие от «открытых», как обычно пишут в учебниках, европейцами «новых земель» (все-таки европейцы действительно их для себя открыли), шаманизм даже не был «открыт». Он — продукт разных культурных, социальных и политических процессов, долгого и кропотливого труда многих людей: ученых, путешественников, писателей, администраций и, конечно, самих практикующих.

После того как к концу XIX века шаманизм получил устойчивые очертания в литературе, он занял прочное место в эволюции человеческих обществ как явление универсальное, но «культурными народами» почти полностью «преодоленное». В то время как народам «нецивилизованным», «некультурным», которых еще называли «детьми природы» и «грубыми дикарями», предстояло или преодолеть его, или вымереть (дискурс о шаманистах тесно связан с медицинским и квазимедицинским дискурсом о болезненности народов Сибири, их психической неустойчивости и тенденции к вымиранию).

Первым инструментом теоретического осмысления шаманства как социального явления можно считать эволюционизм: этот подход надолго определил взгляд на представления и практики народов Сибири и в социальных науках, и в обществе. Эволюционизм стал доминирующей парадигмой в социальных дисциплинах в середине XIX века и до сих пор продолжает влиять на наши представления об обществе, задавая последовательность его развития от простого к сложному, от первобытности к цивилизации. Говоря об изучении шаманства, нельзя не вспомнить сэра Эдварда Бернетта Тайлора. Э. Тайлор создал теорию анимизма — ранней стадии религии, которая включала «основные религиозные понятия примитивных человеческих обществ»: «верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят на практике в действительное поклонение». В России теория анимизма оказалась вполне применимой для описания народов Сибири и шаманства: В.М. Михайловский, автор фундаментального обобщающего труда о шаманизме, широко цитировавшегося в русско- и англоязычной литературе по этой теме на протяжении всего ХХ века, значительное место уделил представлениям о душе, упомянув сэра Тейлора на странице 24. Именно теория ранней стадии религии — «представления о душе» — оказалась чрезвычайно удобной для выражения социально-политических воззрений историка: с ее помощью он воспроизводит характерный для своего времени колониальный дискурс, полный высокомерия по отношению к «нецивилизованным народам», то есть не-европейцам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх