«Удальцы и резвецы рязанския» — Битва на Воронеже (декабрь 1237 г.)

"Удальцы и резвецы рязанския" - Битва на Воронеже (декабрь 1237 г.)

Рисунок-реконструкция Михаила Горелика.
1. Древнерусский дружинник XIII—начала XIV в.
2. Монгольский латник XIII— начала XIV в.
3. Монгольский воин XIII— начала XIV в.
Будьте первым, кто оставит

Осенью 1237 г. монголы начали подготовку к зимнему походу на Северо-Восточную Русь. Рашид-ад-Дин сообщает, что «осенью упомянутого года (1237) все находившиеся там (в Дешт-и-Кыпчак) царевичи устроили курултай и, по общему соглашению, пошли войной на русских». На этом курултае присутствовали как монгольские ханы, громившие земли буртасов, мокши и мордвы, так и ханы, воевавшие на юге с половцами и аланами. Для похода на Северо-Восточную Русь собрались все силы монголов.

Источники дают возможность примерно установить районы концентрации монгольского войска для похода на русские княжества. В письме-донесении (осень 1237 г.) венгерского монаха Юлиана сообщается, что монголы разделили «все войска, идущие в западные страны» на несколько частей: «одна часть у реки Этиль на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества. Третья часть остановилась против реки Дона, близь замка Воронеж, также княжества русских».

Стоянка монголо-татар «близь замка Воронеж» косвенно подтверждается русским летописцем. Согласно Тверской летописи, Батый до вторжения в пределы Рязанского княжества «зимоваша… подъ Черным лесомъ, и оттоле приидоша безвестно на Рязаньскую землю лесомъ». «Темные боры», которые были отлично известны летописцам и представляли собой заметные ориентиры в степях, южнее границ Рязанского княжества встречались только в пойме реки Воронеж или в междуречье Воронежа и Дона.

Низовья реки Воронежа стали осенью 1237 г. местом сосредоточения монгольских войск. Сюда подходили монгольские отряды, закончившие войну с половцами и аланами. Возможно, одновременно другая часть монголов (как сообщает Юлиан) собирались восточное, на границах Рязанского княжества, и впоследствии соединялась с группировкой, двигавшейся от Воронежа. Сообщение о концентрации монгольских войск на Волге, на суздальских рубежах, вызывает большие сомнения, так как русские летописцы ничего не сообщают о появлении монголо-татар с этой стороны, возможно, на северных границах Булгарии находились просто сторожевые монгольские заставы

В начале зимы монголы от «замка Воронеж» двинулись вдоль восточного края лесов, протянувшихся в пойме реки Воронеж, к границам Рязанского княжества. По этому пути, прикрытому лесами от рязанских сторожевых постов на правом берегу реки Воронеж, монголы «безвестно» прошли к среднему течению Лесного и Польного Воронежа, где и были замечены рязанскими дозорными; с этого момента они попали в поле зрения русских летописцев. Сюда же подошла другая группировка монголов, отмеченная Юлианом «у пределов Рязанских».

Только соединением двух монгольских ратей и необходимостью в связи с этим устройства войск можно объяснить неожиданную и, видимо, довольно продолжительную стоянку «на Онузе», отмеченную летописцами. Место стоянки «на Онузе» можно предположить в районе среднего течения рек Лесной и Польный Воронеж, возможно, между ними, против широкого (15—20 км) прохода в массиве лесов, тянувшихся дальше по Лесному Воронежу. Через этот проход в лесах татарская конница могла вырваться на просторы Рязанского княжества, пройти на притоки реки Прони и далее на Рязань.

Отсюда Батый направил к Юрию Рязанскому посольство с требованием покорности и дани: «послаша послы своя, жену чародеицу и два мужа с нею ко княземъ Рязаньскимъ, прося оу нихъ десятины во всем». Далее летописцы сообщают о большом совете рязанских князей, на котором присутствовали великий князь рязанский Юрий, князья муромские, пронские и «прочие князья местные и бояре и воеводы, и начала совещевати».

Рязанские князья проявили осторожность. Стараясь не раздражать агрессора, они разрешили татарским послам поехать во Владимир. Одновременно к великому князю Юрию Всеволодовичу во Владимир и в Чернигов были отправлены рязанские послы с просьбой о помощи. Князь Михаил Всеволодович Черниговский отказал в помощи, мотивируя это тем, что «резанские с ними на Калк не пошли», также и Юрий Всеволодович не повел свои полки в Рязань «самъ не поиде, ни посла къ нимъ, но восхоте самъ о себе с Татарами брань сътворити», тем самым оставив своих рязанских вассалов один на один с монголами.

После безрезультатных переговоров рязанские князья были вынуждены выступить против монголов: «князи же Рязаньстии, Юрий Иньгваревичь и брата его Олег и Роман Иньговоровичи, и Муромские князи и Проньские хотеша с ними брань створити, не вьпустячи в свою землю, и выидоша противу них в Воронож.» Рязанские князья понимали, что только внезапная атака дает хоть какой-то шанс на победу, во всяком случае они собирались подороже продать свои жизни. Вероятно, они знали, что идут на смерть, но такую смерть они признавали почетной — в открытом поле и против армии, которая покорила пол мира.

В первой половине декабря 1237 г. где то на берегах Воронежа рязанские князья атаковали войска Бату-хана. Судя по всему это было кровопролитное и упорное сражение – рязанские, пронские и муромские дружинники были умелыми воинами русского пограничья «начаша битися крепко и мужественно и бысть сеча зла и ужасна, мнози бо силнии полки падоша Батыеви». Но чуда не произошло, численный перевес монгольского войска был слишком высок «а Батыеве бо силе велице и тяжце: един бьяшеся с тысящею, а два — со тмою». Наконец, монгольская орда перемолола рязанские рати «одолеша их силныя полкы татарскыа».

Рязанское войско понесло огромные потери «удалцы и резвецы резанския, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша, ни един от них возратися вспять: вси вкупе мертвии лежаша.» Один из рязанских князей — Олег Ингваревич был захвачен в плен. Князь Юрий Ингваревич смог спастись и «затворися» в Рязани, Роман Ингваревичь ушел в Коломну. Рязанские князья крепили новые рубежи обороны от монгольского нашествия.

По материалам:
Каргалов В.В. Русь и кочевники.
Храпачевский Р.П. Великий западный поход Чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу.
Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» (30—40 гг. XIII в.).

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб