Свежие комментарии

  • Михаил Бутов
    Gerry Embleton - известный в Европе иллюстратор и реконструктор военного костюма разных времён и народов. Он хорошо с...Армии волжских бо...
  • Алексей Андреевич
    нарисовали и нарисовалиАрмии волжских бо...
  • Никифор
    Спасибо! Упоминаний совсем чуть...Наших вестей о том прошлом гораздо больше..Описание Новгород...

Украинский Стоунхендж в Луганской области

 
Корреспондент: Украинский Стоунхендж в Луганской области
Фото: pohodushki.org

Корреспондент продолжает цикл публикаций об удивительных соотечественниках. В этот раз мы рассказываем об археологе из Алчевска Владимире Парамонове, открывшем в Луганской области украинский Стоунхендж.

Пять тысячелетий назад, когда еще не было ни египетских пирамид, ни знаменитого Стоунхенджа, на территории нынешней Восточной Украины уже существовала Мергелева гряда. Древнее святилище служило людям в VI‑III тысячелетиях до новой эры и сегодня представляет собой целый комплекс каменных и земляных сооружений — курганных могильников, дорог, площадок. А открыл уникальный археологический памятник председатель Клуба любителей археологии города Алчевска, школьный учитель истории Владимир Парамонов.

“Мы с учениками шли по следам возможных древних поселений, долго ходили и набрели на гряду, — рассказывает исследователь. — Первое, что бросилось в глаза, — это плиты, которыми были выложены курганы”.

Изначально Парамонов и его единомышленники не имели отношения к археологии.

“В советские времена мы часто встречались на квартирах и занимались, как тогда это называлось, оппозиционной критикой, — вспоминает историк.

В1960‑е он с друзьями организовал Клуб мертвого космоса, члены которого дискутировали на самые разные темы и лишь в 1970‑х годах сконцентрировались на археологии.

Хотя Мергелеву гряду энтузиасты обнаружили в далеком 1976 году, широко известной она стала только в 2000‑х: почти 20 лет после открытия памятника им никто серьезно не занимался. Разве что алчевские школьники, увлекавшиеся археологией, периодически наведывались на гряду и зарисовывали курганы. но неоспоримых доказательств того, что комплекс — дело рук человека, не было.

Украинский Стоунхендж в Луганской области

Первая настоящая экспедиция на гряду состоялась только в августе 1998 года.

“Где‑то плиты лежали прямо на поверхности, где‑то мы сняли грунт, и вот тогда проявилась система”, — говорит Парамонов.

Провести полноценную археологическую разведку члены любительского клуба не могли — требовались статус научной организации и поддержка на официальном уровне. Своеобразной “крышей” исследователей Мергелевой гряды стал институт археологии НАН Украины и лично доктор исторических наук Виктор Клочко, до сих пор выступающий в качестве официального руководителя проекта.

Свято место

Активное изучение памятника началось в 2004 году. Исследования проводили все те же члены Клуба любителей археологии, но уже под руководством квалифицированных специалистов.

“Мы заложили шурф и сразу же нашли часть скифской псалии — уздечки из лошадиной сбруи. Затем определили, что часть плит искусственно обработана, а часть — вкопана в землю вертикально, — поясняет Парамонов. — Да, это получался комплекс!”

Объект состоит из остатков каменных сооружений общей площадью 1,5 кв. км и семи курганов, окруженных остатками природной каменной стены, обработанной человеком. Проанализировав находку, археологи пришли к выводу, что Мергелева гряда — это действительно древнее святилище.

“По оценкам побывавших здесь специалистов и археологов, это открытие европейского масштаба”, — уверен замдиректора НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры Украины, профессор кафедры археологии Гданьского университета (Польша) Клочко.

По словам эксперта, Мергелева гряда оказалась первым открытым в Восточной Европе святилищем солярного культа, местом поклонения солнцу или некоему божеству, олицетворяющему солнце.

Уникально оно, во‑первых, своим возрастом. По предварительным данным, памятник датируется ІV‑ІІ тысячелетием до новой эры, то есть принадлежит к периодам позднего энеолита или эпохе бронзы. Возраст одного из погребений, найденного на гряде, судя по результатам радиоуглеродных анализов, составляет 5.000 лет.

Святилище создавалось на естественной площадке. Тысячелетиями шел природный процесс — одна плита сдвигалась, верхняя поднималась и постепенно скалывалась. А древние люди, пришедшие на это место, стали использовать его в своих целях — где‑то подкладывать камни, где‑то обрабатывать их, объясняют археологи.

“Курганы выложены и облицованы искусственно. Многие плиты возле курганов тоже обтесаны, вес некоторых достигает 2,5 т. используя местные материалы, люди все делали вручную, — отмечает Парамонов. — Чтобы построить такие сооружения, нужна была организация общества”.

По мнению археологов, создать его могли представители так называемой донецкой катакомбной культуры. Если это так, находки Парамонова и его соратников могут перевернуть представления о древних народах, принятые в современной науке.

Сейчас представителей донецкой катакомбной культуры историки считают дикими племенами, которые практически ничего не умели производить. Но раскопки Мергелевой гряды говорят о гораздо более высоком уровне развития людей того периода.

Вторая особенность святилища в том, что оно использовалось на протяжении нескольких тысячелетий. Тут найдены стандартные погребения периода раннего железа, могильники срубного времени, следы скифов и даже исламский мавзолей. Правда, никаких реликвий в последнем не обнаружено: ученые предполагают, что их вывезли или выбросили немецкие солдаты, базировавшиеся здесь в период Второй мировой войны.

Такое длительное использование святилища имеет свою причину. Мергелева гряда — самое высокое место в округе, где можно встретить первые лучи солнца. А поклонение солнцу — это основа всех языческих, дохристианских религий.

Кроме того, эти места во все времена были заселены людьми.

“Например, в XIV веке эта территория была завоевана знаменитым Тамерланом — этим объясняется исламский мавзолей, — рассказывает Парамонов. — Отсюда купцы отправляли в Европу свои товары, здесь была дорога, которая охранялась”.

Дело энтузиастов

Изучение Мергелевой гряды продолжается. Последние раскопки на ней проводились в 2010 году. И хотя исследован был лишь небольшой участок, археологи нашли 17 могильников, человеческие останки, сосуды и несколько каменных стел с человеческими ликами.

В научных кругах продолжаются и споры о происхождении гряды, а также о ее роли в истории древних цивилизаций. В 2007‑м в киевском журнале Археология была открыта дискуссия вокруг провозглашенного Клочко открытия некой цивилизации бронзового века. Его коллеги обращали внимание, что никаких явных доказательств искусственного происхождения “стен”, “дорог” и “платформ” на Мергелевой гряде нет. Дескать, она идет по системе закономерного формирования Донецкого кряжа.

Примирить в споре археологов могут дальнейшие раскопки памятника. А пока они не начаты, Парамонов готовит к выходу книгу, содержащую детальный отчет о проделанной на гряде работе.

Также энтузиасты работают над включением святилища в Список объектов культурного наследия национального значения. А в будущем к изучению древнего комплекса будут привлечены специалисты ЮНЕСКО. Еще одна перспектива памятника — стать основой для создания археологического парка.

Клуб любителей археологии не ограничивается Мергелевой грядой. В 2011 году исследователи сделали еще одно открытие.

“Мы нашли 16 курганов под Алчевском, буквально сразу за чертой города. Датируем мы их начиная со II тысячелетия до новой эры и заканчивая III‑V веком новой эры”, — говорит Парамонов.

Курганы объединены в разные группы: по типу, характеру закладки, форме, размерам, датировке. Есть тут и жертвенники.

Дальнейшие исследования пока тормозит бюрократия: разрешение на проведение разведки должны дать местные власти. Материалы переданы чиновникам областной администрации, члены алчевского клуба провели паспортизацию объекта и готовятся к раскопкам. Правда, когда они состоятся, неизвестно.

Но археологи не теряют надежду даже в нынешние неспокойные времена. Сегодня клуб — это трехкомнатная квартира в старой части Алчевска, 20 официальных членов и четыре постоянных ученика. Каждый год в клуб приходят 40‑50 энтузиастов, но надолго задерживаются лишь четыре‑пять из них.

“Работа археолога, за исключением экспедиций, монотонна и далека от романтики”, — улыбается Парамонов.

И, тем не менее, начиная с 1996 года, через любительский клуб прошли почти 1,5 тыс. человек, и некоторые из них решили посвятить археологии свою жизнь.

источник

Картина дня

наверх