Руника Алтая

Всему миру известны руны, которыми пользовались древнегерманские племена, эта система письма распространилась в Европе начиная с I – II века и существовала в Скандинавии вплоть до XV. Сам термин «руна» имеет связь с древнегерманским корнем rūn (см. также готтское слово runa – тайна). Изначально rūn означало скрытое, секретное знание, тайну, шепот. Семантика слова, как считается, указывает на специфический характер и функции германского письма в начальный период его существования, в первую очередь его эзотеризм, т.

е. доступность лишь посвященным и тайну для всех остальных. В связи с внешним сходством термином «руны» называют также ряд других письменностей, с древнегерманскими рунами никак не связанных. Это в первую очередь касается древнетюркского письма, использовавшегося с VII по XII век как официальное в таких средневековых государствах, как Восточнотюркский каганат, Уйгурский каганат, государство енисейских кыргызов.

Древнетюркские рунические письмена были открыты в 1721 году немецким ученым Д.Г. Мессершмидтом, посланным Петром I для изучения Сибири. В Хакасии тот нашел стелу с неизвестными ему письменами, внешне похожими на германские руны. Вплоть до 1891 года мир не знал, какой народ их оставил, и только благодаря датскому ученому В. Томсену и российскому тюркологу В. Радлову удалось расшифровать тюркский рунический алфавит и прочесть письменные памятники, найденные в Монголии в долине реки Орхон, которые были написаны этим алфавитом.

Орхонский тюркский рунический алфавит состоял из 37 знаков. Всего же с учётом региональных и хронологических вариантов их насчитывается более 50. Писались они снизу вверх или справа налево, и каждый знак чертился отдельно, как правило, не соединяясь с другим. Не все гласные прописывались. Начальные гласные «а» и «ӓ» никогда не писались, хотя другие начальные гласные, как и последние гласные, обычно писались. Гласные в середине слова часто опускались.

Памятники тюркского рунического письма VII – XII веков к настоящему времени представляют собой довольно значительную по объему и ценную в лингвистическом и историческом отношении часть обширного письменного наследия тюркоязычного мира. Несколько сотен надписей, сделанных на скалах и камнях, а также на предметах обихода, были открыты в Монголии, на территории всей Южной Сибири, в Китае, Казахстане и Киргизии. Наиболее изученными являются всемирно известные орхонские памятники в Монголии, написанные в честь великих древнетюркских правителей и полководцев Восточнотюркского каганата Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоньюкука, и енисейские рунические памятники, находящиеся в Туве и Хакасии. Далее на запад, по всей степной территории Евразии вплоть до Венгрии, были найдены сотни подобных надписей. Многие из них до сих пор еще не расшифрованы.

К числу наименее известных и наиболее сложных для расшифровки относятся рунические памятники Горного Алтая. Надписи здесь, как правило, нанесены на скалы мелкими знаками, выведенными тонкими бороздками, часто располагаются в труднодоступных местах. Многие из них, видимо, не предназначались для широкого круга читателей и носили глубоко интимный характер. Незаметность древних текстов алтайских гор стала одной из причин их массовой гибели. Угрожающими им факторами являются природные катастрофы, хозяйственная деятельность человека, массовое развитие туризма, недостаточные меры по их охране.

Перед учеными стоит актуальная задача – сохранить бесценное культурно-историческое наследие тюркских народов, произвести фиксацию, мониторинг и расшифровку бесценных памятников рунического письма Горного Алтая. К сожалению многие из них уже безвозвратно утеряны из-за взрывных работ при строительстве дорог, вследствие обвалов скал и камней при землетрясениях или порчи современниками.

География рунических писем Алтая охватывает в основном центральные аймаки. Особенно большое их количество сосредоточено в Онгудайском районе на перекрестке всех древних дорог. Как известно, Алтай – центр евразийского материка, равноудаленный от четырех океанов, а Онгудайский район – это сердце Алтая. В долине реки Урсул находятся также многочисленные петроглифы, археологические следы афанасьевской (ІV – III тыс. до н.э.) и андроновской (II тыс. до н.э.) культур, памятники скифо-сарматской, гуннской и древнетюркской эпох. Культурные слои здесь не вымывались «волнами» переселяющихся народов, как это происходило на равнине, а «складировались» в горных долинах и ущельях, а мудрость столетий запечатлевалась в преданиях и обрядах алтайского народа.

Надписи, находящиеся в Горном Алтае, нанесены на скалы и стелы, на предметы быта. Их содержание весьма многообразно и касается всех сфер жизни и деятельности древних народов. Философские, молитвенные, поминальные надписи соседствуют с чисто бытовыми.

Молитвенные свидетельствуют о том, что Алтай являлся местом паломничества представителей разных религиозных учений. Здесь тысячелетиями мирно сосуществовали представители различных религий: тенгрианства, буддизма, христианства, манихейства и других. И эта ситуация за многие века не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. В знак совершения обряда на скальных плоскостях тюркоязычные предки алтайцев оставили такие имена, как Эль-Йеген, Кенч, Юрунг. Несколько раз они встречаются со словом bitidim («я написал»), что говорит о важности и значимости тщательно вырезанных специальными инструментами слов. В подтверждение того факта, что здесь молились представители разных религий, имеются отдельные надписи: arzim – «о, мой святой!» (Калбак-Таш VIII), eri – «очистись» (Калбак-Таш XI). В IX – X веках манихейская религия проникла в Южную Сибирь, и следы этого влияния, возможно, отразились на содержании надписей Калбак-Таша.

В Горном Алтае известны три серебряных пиршественных сосуда и два поясных украшения, имеющие вырезанные рунические надписи. Предметы происходят из раннесредневековых погребений тюрок-тугю. Пиршественные чаши из серебра были такой же неотъемлемой частью аксесуаров знатных мужчин, как и воинский пояс, унизанный металлическими или серебряными бляхами, на который подвешивались кинжал и сабля. Участие в мужских пирах определялось самим статусом воина и восходило к эпохе общинных установлений. Содержание надписей на серебряных сосудах является письменным свидетельством того, что существовала дань в виде серебряных кубков и люди вручали их в качестве подарков. Эти кубки «проходили» огромные расстояния, меняя своих владельцев. На дне одного из серебряных кувшинов, найденных в Туектинском могильнике, написано: t(e)r(i)lmӓ kūmūš (a)gjr (серебро, которое собирается (в виде дани), – тяжелое.)

Алтайские древнетюркские эпитафии посвящены местным героям, знатным и известным. В них, в отличие от классических енисейских эпитафий, практически отсутствуют упоминания о титулах, чинах, как нет и перечислений заслуг перед ханом и народом, но боль утраты и скорбь в этих строках от того не уменьшились.

Все это свидетельствует, что широкая грамотность была присуща и простому люду, не принадлежавшему к аристократическим кругам. На «вечных камнях» оставляли свои мысли и чаяния воины, философы, учителя и странствующие писцы.

Впервые древнетюркские рунические письменные памятники Алтая были зафиксированы современными техническими средствами в результате совместного российско-германского проекта по документации руники Алтая. Причем самые значительные из них были открыты в последние годы в ходе реализации проекта «Руника Алтая». Создан электронный корпус рунических письменных памятников Алтая, доступный тюркологам России и зарубежным ученым на сайте www.altay.uni-frankfurt.de.

Лариса Тыбыкова, Ирина Невская.

 источник

Секрет меча эпохи викингов: что в клейме твоём?

Археология: Блог Василия Новикова

Все началось со случайной находки в 2017 году. Мы проводили археологические разведки на непримечательной с первого взгляда окраине Центрального гнёздовского поселения. И вот в одном из раскопов показалась буквально торчащая из земли металлическая пластина, окруженная со всех сторон мощными бороздами. Среди следов плужной распашки оказался целый меч!

Меч в момент обнаружения


Центральное гнёздовское поселение — часть грандиозного археологического комплекса IX — XI вв.

, который расположен в 12 км от современного Смоленска на берегах Днепра. Это один из ключевых пунктов на торговом пути VIII — X вв. «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию*.


Мы были так удивлены, что не сразу и поверили в нашу удачу. А как повезло мечу! Во-первых, его почти не повредила техника, которая возделывала поле — было сорвано только навершие, которое мы нашли чуть поодаль. А во-вторых, когда-то его нашли грабители — они не поняли, что это меч, и бросили, посчитав простой железкой. Эти обстоятельства подарили науке не только уникальную находку, но и новый для Гнёздова погребальный комплекс.

С. Ю. Каинов и П. В. Бирюков в процессе первичной очистки мечаЧасть команды исследователей объединенной Смоленской экспедиции

Следующие два года мы методично исследовали этот участок поселения и обнаружили, что меч был частью необычного для памятника погребального комплекса, который относится ко 2-й половине IX века. На круглой площадке окруженной ровиком было совершено погребение по обряду кремации, остатки которого были ссыпаны в ямку, рядом с которой по самую рукоять был забит меч. На самой площадке также сохранились следу разомкнутого ровика, а вот следов курганной насыпи обнаружено не было. Это отличает этот комплекс от курганов в крупнейшем гнёздовском могильнике. По современной типологии меч относится к типу Е-1 (типология С. Ю. Каинова), для которой характерны массивные детали рукояти, украшенные мелкоячеестым орнаментом. Между этими ячейками расположена инкрустация — вбитые в специально проделанные канавки отрезки латунной проволоки.

Меч представляет собой уникальное по сохранности оружие. Чаще всего мечи, встречающиеся в погребениях, не отличаются хорошим состоянием — они повреждены огнем погребального костра и химическим воздействием почвы. Этот меч буквально вбили в землю и таким образом законсервировали. Он практически идеально сохранил свою первоначальную поверхность и следы работы мастера, который его создавал. На клинке даже видны следы тщательной шлифовки .

Меч после первоначальной расчистки и консервации в лаборатории «АрхеоЛаб»Поверхность клинка

Практически все клинки эпохи викингов имеют клеймо и еще в процессе первоначальной расчистки стало понятно, что на нем оно тоже есть. На наиболее поврежденном участке была выявлена малая часть клейма в виде креста.


Клеймо — это отличительный знак мастера или мастерской. Оно представляет собой прутки металла, вваренные непосредственно в клинок. Как правило, эти прутки делались из жгутов, скрученных и сваренных из проволоки с разным содержанием углерода. Этот прием позволял получать узор, сочетающий светлые и темные участки металла. Клеймо зашлифовывали в уровень с остальной поверхностью клинка и, возможно, для лучшей видимости протравливали. В эпоху викингов клейма иногда представляли собой имена, вероятнее всего мастеров изготовивших клинки — VLFBERHT, INGERII, ULEN и т.д. Очень часто в качестве клейм выступали сочетания различных знаков и символов, возможно, в сознании людей того времени усиливающих поражающие свойства клинка.


Вопрос о расчистке сразу стал очень остро. Но как увидеть то, что скрыто под слоем коррозии? Расчистка клейма повредила бы уникальную оригинальную поверхность клинка. Кроме того, было неясно, сделано ли оно только на одной стороне или сразу на обеих. На помощь пришли современные методы исследования, не разрушающие сам предмет. Сначала мы сделали рентгеновский снимок на медицинском оборудовании, но получили не очень четкое изображение клейм, расположенных на разных сторонах клинка и слитых в единый массив. Нам же хотелось не только разделить два изображения, но и понять внутреннюю структуру клинка, степень коррозии металла и размерные характеристики клейма. Всё это сумела дать нам компьютерная 3D-томография. Это методика позволяет получить 3D-модель внешней и внутренней структуры объекта на основе большой серии 2D-снимков. Она использует измерения рентгеновских пучков излучения, которые проходят через объект под разными углами.

Лаборатория «Остек-СМТ» с двумя томографамиВладимир Копытов (слева) рассказывает о методике исследования

Мы отправились во Владимир в деревню Бараки в одну из технических лабораторий компании «Остек-СМТ», которая предоставила свое оборудование (сразу два 3D-томографа!) для этого большого научного эксперимента. Там под руководством Владимира Копытова, главного специалиста Центра технологий и контроля, и была проведена многоцелевая рентгеновская микрофокусная компьютерная томография нашего меча. Эта система позволяет исследователь детали размером 1 мкм (0,001 мм)!

Клинок меча в аппарате КТИзучение сечения клинка меча

Затаив дыхание мы ждали чуда, и оно свершилось. После 4 часов работы мы получили полное 3D-изображение клинка, а также детально исследовали зону, где располагалось клеймо. Процесс исследования позволил получить тонкие микроразрезы поперек клинка, которые позволяют по доле миллиметра изучать внутреннюю структуру объекта. Теперь мы можем прокрутить изображение, двигаясь фактически сквозь объект с возможностью остановки каждую сотую долю миллиметра. И несмотря на то что клеймо — это «металл, влитый в металл», мы получили два очень четких изображения клейм с двух разных сторон клинка.

Клеймо представляет собой серию знаков. С одной стороны — так называемая решетка, а с другой — спираль, фланкированная двумя равноконечными крестами.

Технический рисунок клейма на мече.

Теперь сотрудники лаборатории «АрхеоЛаб»** смогут ювелирно расчистить клеймо по поверхности с одной стороны клинка, чтобы проверить результаты нового для нас неинвазивного метода исследования предметов. С другой стороны клинка, чтобы не разрушать древнюю поверхность меча, проведут обратимую разметку клейма для экспонирования в музейном пространстве. Результат этой трудоемкой работы обязательно будет доступен для всех.

Изображение одной стороны клинка с клеймом на мониторе

Кроме изображения самих клейм, нам удалось изучить внутреннюю структуру клинка, степень коррозии металла, увидеть сварные швы лезвий, наваренных на центральную часть клинка и в очередной раз восхититься талантом средневековых оружейников. Теперь все эти материалы должны стать частью большой и красивой публикации, которая увидит свет в этом году.

Изображение одной стороны клинка с клеймом на мониторе


 

Картина дня

))}
Loading...
наверх