Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Состояние Российского военно-воздушного флота в 1917 году.

Состояние Российского военно-воздушного флота в 1917 году.

Подборка документов характеризующих плачевное состояние отечественной  авиации в канун октябрьской революции и заключения Брестского мира и зависимость от иностранных комплектующих.    


 

Справка Подготовительной комиссии по авиационным вопросам при Особом совещании по обороне...

Справка Подготовительной комиссии по авиационным вопросам при Особом совещании по обороне о поступлении в действующую армию самолетов, моторов и авиационного имуѵцества с 1 января по 1 июня 1917 г.[1]

 

 30 июня 1917 г.

 

Согласно представляемым в Подготовительную комиссию по авиационным вопросам УВВФ еженедельным сведениям, за время с 1 января 1917 г. но 1 июня того же года было отправлено на фронт и выдано различным учреждениям:

 

 

С 1 января по 24 февраля

С 24 февраля по 1 июня

Всего

Остаток к 1 июня

Самолетов

274

529

803

213

Моторов

283

610

893

1869

Воздушных винтов

772

2192

2964

1837

Палаток для аэропланов

119

190

309

221

Змейковых аэростатов

114

106

220

125

Газодобывательных аппаратов

14

14

3

Лебедок

3

7

10

4

Фотографических аппаратов

134

29

163

107

 

Обращаясь к исполнению плана снабжения армии самолетами и моторами, а равно и к поступлению аэропланов и моторов с комплектами запасных для них частей, а равно и воздушных винтов.

Подготовительная комиссия считала долгом отметить нижеследующее.

 

Самолеты

 

Потребность но плану снабжения действующей армии самолетами на срок с 1 января 1917 г. по 1 июля 1918 г. составляет:

 

Самолеты армейские

895

Корпусные

4351

Истребители

4214

Учебные

485

«Илья Муромец

120

Всего

10065

 

 

Во исполнение сего плана на і июня 1917 г. дано было заказов:

 

 

В России

За границей

Итого

На самолеты армейские

Корпусные

1458

332

1790

Истребители

497

574

1071

Учебные

280

280

«Илья Муромец»

38

38

Всего

2273

906

3179

 

 

 

Таким образом, остается дозаказать:

 

 

В России

За границей

Итого

Самолетов армейских

895

895

Корпусных

2491

70

2561

Истребителей

1509

1634

3143

У чебных

205

205

«Илья Муромец»

82

82

Всего

4287

2599

6886

 

 

 

Поступление самолетов за истекшее время выражается помесячно в нижеследующих цифрах:

 

 

Корпусные

Истребители

Учебные

Итого

Всего

Русские

заграничные

Русские

заграничные

Русские

заграничные

Русские

заграничные

Январь

69

24

51

41

1

121

65

186

Февраль

85

26

32

4

3

120

зо

150

Март

58

3

18

33

4

80

36

116

Апрель

63

22

31

34

8

102

56

158

Маи

131

4

21

11

163

4

167

Итого

406

79

153

112

27

586

191

777

485

265

27

777

 

 

 

Поступление комплектов запасных к самолетам частей за это время было следующее:

 

Январь

74

Февраль

124

Март

42

Апрель

125

Май

124

 

 

 

Потребность по плану снабжения действующей армии моторами на срок с 1 января 1917 г. по 1 июля 1918 г. составляет 14 910 шт. Во исполнение сего плана разновременно русским заводам к 1 июня 1917 г. дано заказов на 3203 мотора, а за границей на 9100 моторов, всего 12 303 мотора, и предполагается заказать еще за границею 1548 моторов. На 1 января 1917 г. на складах имелось 1105 моторов.

 

Поступление моторов за время с 1 января 1917 г. было следующим образом:

 

 

Русских

Заграничных[2]

Всего

Январь

62

140

202

Февраль

52

148

200

Март

93

153

246

Апрель

42

163

205

Май

42

105

147

 

 

 

Комплекты запасных частей поступили:

 

Январь

41

Февраль

21

Март

16

Апрель

33

Май

24

 

 

 

Винты

 

Поступление с русских заводов винтов было:

 

Январь

635

Февраль

512

Март

799

Апрель

539

Май

677

Всего

3162

 

 

 

Означенные сведения Подготовительная комиссия постановила доложить Особому совещанию по обороне государства.

 

Председатель комиссии В. Гурко.

 


[1] См. док. № 409.

[2] Считая и моторы на самолетах. {Прим. док.).


 

Из журнала № 178 заседания Особого совещания по обороне — обсуждение доклада Подготовительной комиссии по авиационным вопросам о поступлении авиационного имущества в армию с 1 января по 1 июня 1917 г.

 
 

 

[1] Далее Совещание заслушало осведомительный доклад Подготовительной комиссии по авиационным вопросам о поступлении военно-авиа-ддонного и воздухоплавательного имущества за время с 1 января по 1 июня 1917 г.

11о поводу сего доклада В. П. Литвинов-Фалинский указывает, что .-.набжение армии аэропланами было всегда не на должной высоте, ныне же положение в этой отрасли снабжения катастрофическое. Особое совещание должно довести до сведения Временного правительства о необходимости принятия самых решительных мер борьбы с царящей дезорганизацией на аэропланных заводах, которых всего 5—6. Рабочие этих заводов оставлены на заводах, а не призваны в войска исключительно ввиду важности производящихся работ для обороны государства; между тем производительность их все понижается. Особенно угрожающим является положение заводов в Московском районе, местное же заводское совещание не принимает никаких мер борьбы с незакономерными требованиями рабочих, а наоборот, их поощряет.

В. И. Гурко, разделяя приведенное мнение В. П. Литвинова-Фалинского, отмечает, что только энергичные меры могут снасти нашу авиацию л не следует останавливаться даже перед увольнением рабочих и заменою их солдатами инженерных частей.

Председательствующий П. И. Пальчинский, разделяя высказанные предположения, полагает, что принятие исключительных мер, клонящихся к поднятию производительности заводов и к поддержанию в них порядка, следует применить не только в отношении аэропланных заводов, но и других, имеющих особо важное значение для обороны, как например заводов взрывчатых веществ. Ввиду сего следует образовать комиссию, которая установила бы категории заводов, являющиеся особо важными для обороны, а засим разработала бы мероприятия, обеспечивающие нормальный ход работ па этих заводах... [2]


[1] Опущено начало док. с обсуждением других вопросов повестки дня.

[2] Опущен конец док. с изложением следующего, не относящегося к данной теме, опроса повестки дня.


 

Доклад начальника Управления военно-воздушного флота ген. Д. В. Яковлева военному министру по вопросу авиационного снабжения армии.

Ноябрь 1917 г.[1]

В дополнение к докладам моим от 23 мая с. г. за № 9022[2] и от 25 мая за № 9040[3] и представленного Вам в октябре месяце проекта доклада,[4]при сем прилагаемого,[5] обязуюсь вновь доложить нижеследующие соображения по вопросу авиационного снабжения.

Из последнего доклада Вы изволите усмотреть, что затруднения в обслуживании армии авиационными средствами, как они сложились к концу предшествующего месяца, сводились главным образом к неполучению из-за границы в обусловленные програмными соображениями сроки авиационных моторов и к невозможности в силу этого осуществления хотя бы минимальной программы русского аэропланного строительства.

Усматривая причину создавшихся затруднений в общеполитической обстановке и не располагая в пределах предоставленных мне полномочий возможностью сколько-нибудь изменить то катастрофическое положение, в которое ставилось этим авиационное снабжение, я счел своим долгом довести до Вашего сведения и до сведения Особого совещания по обороне государства о грозящем фронту оскудении авиационными средствами и о возлагаемой на казну тяжести оплаты многомиллионных расходов по постройке аэропланов, употребление коих в действие являлось маловероятным ввиду опозданий в получении из-за границы моторов.

Особое совещание, обсудив представленные мною данные, наметило к устранению создавшихся затруднений ряд мер, кои могли хотя бы частично исправить создавшееся положение. Главнейшие из них сводились к объединению в России и за границей всех заказов как сухопутной, так и морской авиации, к командированию во Францию, Англию и на союзную конференцию авторитетного представителя России в целях содействия присылке моторов и аэропланов и к скорейшему проведению в жизнь обмена с союзниками предметов авиации на сырье, которое мы могли бы им дать.

События последующего периода не дают оснований рассчитывать на проведение в ближайшее время намеченных мер. Приостановка же прибытия из-за границы авиационных моторов ставит вопрос о дальнейшем снабжении армии авиационными средствами в тесную зависимость лишь от наличия уже имеющихся в распоряжении Управления военного воздушного флота моторов.

Состояние запаса моторов представляется в настоящее время в следующем виде:

Тип

На складе

На заводах для установления на самолеты

На моторных заводах

На заграничных самолетах

В пути в пределах России

Всего

Из них может быть использовано для установки на русские самолеты

Кантон-Юнне 160с.[6]

17

17

Рон 110/120с.

1

89

169

259

170

» 100с.

6

6

6

» 80с.

12

87

6

4

109

Сальмсон 245с.

5

5

» 230с.

171

3

174

» 175с.

15

15

15

» 220с.

1

4

5

» 160с.

181

30

11

222

211 (условно)

» 150с.

155

368

12

1

536

» 140с.

9

9

» 130с.

3

__

3

Клерже 110с.

19

1

5

25

25

» 100с.

Изота Фраскини 150с.

1

5

6

» » 200с.

2

_

2

2

Испана Сюиза 150с.

4

4

--» » 140с.

18

о

21

Анзани 125с.

34

1

35

» 110с.

8

8

» 90с.

42

7

49

» 60с.

1

1

» 40с.

РАФ 90с.

_

_

12

_

12

РБВ 36[с.]

1

7

7

Рено 220с.

56

58

10

124

» 150с.

 

» 130с.

10

10

Сенбим 160/170с.

8

14

22

» 150с.

147

19

2

168

Фиат 100с.

44

49

93

» 230с.

66

30

96

96

Холл-Скотт 125с.

214

10

224

Итого

       

2267

525

 

Что касается остальных моторов в количестве 1742 шт., то запас их накапливался в течение 3 лет войны из моторов, кои к моменту их получения являлись уже устаревшими как по системе, так и по мощности, и, следовательно, эти моторы в настоящее время ни в какой мере не; могут быть использованы для целей боевого снабжения. Потребность же в моторах, вызываемая осуществлением на отечественных аэропланных заводах минимальной авиационной программы, такова:

Исполняется заказ по постройке аэропланов

Имеется

моторов

Недостает

 

система

завод

количество

 
 

Ньюпор X

Лебедев

40

176

294

 

Ньюпор XVII

Анатра

100

 

Дуке

100

 

Анатра

200

 

Иьюпор XXI

Дукс

30

226

674

 

Фарман XXX

Дуке

100

 

Матиас

100

 

Анатра Д

Анатра

150

 

»

250

 

»

300

 

Лебедь XXIV

Лебедев

200

98

102

 

Спад

Матиас

200

200

 

Щетинин

180

180

 

Дуке

200

200

 

Сопвич

Лебедев

140

25

115

 

Итого

 

2290

525

1765

 

 

Рассчитывать на производительность русских моторных заводов в размерах, сколько-нибудь способных выполнить этот пробел в моторах, не имеется достаточных оснований.

Из изложенного усматривается, что расхождение в выполнении авиационной и моторной программ не оправдывает постройки 1765 аэропланов, которые, будучи выстроены и не снабжены своевременно моторами, не смогут нести какой-либо службы даже в том случае, если бы моторы на них и начали поступать спустя значительный промежуток времени, ввиду того что они, во-первых, устарели бы к тому моменту, учитывая большой прогресс авиационной техники, а во-вторых, ожидая сколько-нибудь значительное время в готовом виде моторов, они могли бы подвергнуться деформации, которая сделала бы сомнительной возможность употребления их для боевых целей.

Я не могу не отметить огромного значения для целей обороны страны поддержания со столь большими трудами создавшейся отечественной аэропланостроительной промышленности, но в то же время я не могу не остановиться на вопросе о целесообразности дальнейшего продолжения аэропланного строительства без достаточных гарантий его действительного использования для нужд обороны.

Приведенные же выше цифры устанавливают невозможность использования для обороны около 80% всего строющегося количества аэропланов при неизменении обстоятельств, о которых я неоднократно докладывал.

Если таковым представляется отражение создавшейся конъюнктуры на заводское строительство, то тем большим но своим результатам представляется ее влияние на удовлетворение текущих потребностей фронта.

По последнему сообщению Ставки, минимальная потребность в самолетах в круглых цифрах такова:

   

На восполнение убыли

Всего

Тип аэроплана

На дополнение комплекта

на 1 января 1918 г.

на 1 июня 1918 г.

Артиллерии

70

30

175

275

Корпусных

85

165

1000

1250

Истребителей

75

325

1450

1850

Итого

3375

 

Судя же по количеству моторов, коими Управление военного воздушного флота располагает с несомненностью, фронту может быть дано лишь 525 аппаратов, т. е. 15% требуемого количества.

Докладывая об изложенном, прошу указаний.


[1] Датируется по содержанию док.

[2] См.: ЦГВИА, ф. 493, оп. 4, д. 485, лл. 85, 89.

[3] См.: ЦГВИА, ф. 493, оп. 4, д. 485, лл. 76—78 (см. док. № 601). В дополнение к докладам от 23 и 25 мая 1917 г. 7 июня 1917 г. нач. УВВФ Д. В. Яковлев представил военному министру доклад об общем положении снабжения армии авиационным имуществ. ж в связи с «полным расстройством заграничного снабжения», в заключение котором писал: «При этих условиях, в совокупности со всеми обстоятельствами, доложенными в ранее сделанных представлениях, положение авиационного снабжения имеет характер не только катастрофический, но и просто безвыходный. Полагал бы необходимым просить как настоящий доклад, так и предыдущие довести до сведения верховного главнокомандующего, дабы поставить его в известность,что с осени текущего года авиациное снабжение, по всем вероятиям, сведется к высылке в армию случайных аппаратов которые будут прибывать единицами из-за границы, устаревающих Фарманов и Анаттра русской постройки и столь же случайных русских аппаратов новых типов, под который окажутся прибывшими или построенными в России моторы, всегда запаздывающие по мощности по сравнению с боевыми моторами союзников и противника» (ЦГВИА. ф. 493, оп. 4, д. 485, лл. 95—96. Заверенная копия).

[4] 3 В указанном проекте доклада нач. УВВФ Д. В. Яковлев писал: «. . .ныне, исчерпав все доступные мне меры, получив официальные заверения союзников и тем неменее находясь перед положением, еще худшим, чем во время представления вышеприведенного доклада, я не вижу иного объяснения неисполнению заграничных заказов, кроме общеполитической обстановки» (разрядка автора). «Я не считаю возможным нести ответственность за хаотическую бесхозяйственность дела, изменение котор и лежит вне моей власти» (ЦГВИА, ф. 493, оп. 4, д. 611, лл. 1—6. Копия). Вопрос о состоянии авиационного снабжения армии по докладу ген. Яковлева обсуждался в Особом совещании по обороне 11 октября 1917 г. Совещание не вынесло никаких конкретных решений по обсуждавшемуся вопросу, решив довести до сведения Временного правительства высказанные в заседании суждения (ЦГВИА, ф. 369, оп. 1, д. обе л. 86).

[5] В деле не имеется.

[6] Сокращение: с. — сил.

Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2

 

 

 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх