Свежие комментарии

  • vlad ilfan
    Какой же очередной кошмарный историческиий бред! И картинка ... и сама статья. Театр черного абсурда, как нынешнее вр...Русские — скифы?
  • Павел К
    Хоть горшком называйте, но где стоять мы сами решим.Русские — скифы?
  • Борис Виленский
    Македонскому скифы наваляли, поэтому он отказался от завоевания Скифии. Блок, разумеется, знал, что скифы не были рас...Русские — скифы?

Змеи и драконы в древнерусской иконографии

Змеи и драконы в древнерусской иконографии

Дмитрий Игоревич Антонов

Образ врага в средневековой иконографии - это прежде всего сложная система знаков. Цвета, жесты, позиции, визуальные мотивы и маркеры комбинируются таким образом, что все это позволяет "прочесть" изображение, даже если зритель не знаком с его сюжетом. Фигуры негативных персонажей - самый емкий визуальный текст. Он насыщается различными знаками, которые многое говорят о демонах и грешниках и зачастую приковывают внимание к антигероям фресок, икон и миниатюр.

Змеи / драконы - одни из ключевых персонажей в пестрой галерее демонических и демонизируемых созданий средневековой культуры. Их образы пронизывают христианское искусство и на Востоке, и на Западе - фантастические рептилии появляются во множестве композиций. В докладе на древнерусском материале будут рассмотрены основные тексты и контексты, в которых фигурируют драконы, и главные функции, связанные с этими персонажами в пространстве иконографии. Кроме того, речь пойдет о более широкой теме - мотиве змеи, который (подобно другим элементам демонического бестиария) иногда лишь намечается в сложных образах или сливается с другими визуальными мотивами.

Отдельное внимание будет уделено гибридным фигурам девы-змеи в Эдемском саду - их генезису и многочисленным вариациям.

Картина дня

наверх