Свежие комментарии

  • Starikan старенький
    а старая экспозиция оружейной палаты жива???? Был в 1979....Меч времен Кулико...
  • Александр
    Отличная новость.Меч времен Кулико...
  • Тимур Азербаев
    Классная подборка! Зачёт!10 самых знаменит...

Кузнечное дело в городах древней Руси.

 

Кузнечное дело в городах древней Руси.

Кованые железные ключи от навесных замков. Новгород. XII—XIII вв. ГИМ.

В городах древней Руси мастерские отличались от обычных построек тем, что печь рас­полагалась не в углу, а посередине (в них находят отходы производства, полуфабрикаты, иногда инструмент). Одним из наиболее уважаемых и рано выделившихся ремёсел было железоделательное. Домницы, где плавили железо, выноси­лись за черту города, что обусловливалось не только проти­вопожарными мерами, но и близостью сырья: для получе­ния железа использовались поверхностные залежи болотных и луговых руд. В городских стенах стояли главным образом кузнечные мастерские. Кузнецам железо поступало в виде криц (полуфабрикатов). Для получения чистого металла их проковывали. Разнообразие изделий из чёрного металла чрезвычайно велико — от простейших гвоздей и скоб до сложного вооружения.

Средневековым кузнецам было знакомо несколько сортов стали, получаемых многократной кузнечной проковкой или выдер­живанием (томлением) в глиняном сосуде в горне. Инстру­ментарий кузнеца отличался рациональностью — формы этих вещей не изменились и ныне. Всевозможные виды кузнечной продукции требовали знаний и применения разнообразных технологий обработки. Причём в каждой земле использовались свои приёмы.

Так, на севере Руси до сере­дины XII в. существовала трудоёмкая чересполосная сварка стали и железа, что позволяло создавать самозатачивающи­еся лезвия. Позже техника упростилась до наварки стальной полосы на железную основу. Востребованность кузнечной продукции и развитие мастерства в XII в. привели к выде­лению разных кузнечных специальностей в среде городских ремесленников. По письменным источникам известны брон­ники (оружейники), ножевщики, замочники и другие.

Кузнечное дело в городах древней Руси.

Подвеска из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. X — вторая половина XII в. ГИМ.

Изделия русских кузнецов ценилась и в иных странах. Не слу­чайно в Прибалтике, Чехии, на Балканах находят обычные предметы, такие, как навесные замки и ключи, сработан­ные на Руси. Замок мастерили так: в корпус цилиндриче­ской формы вставлялась пружина, представлявшая собой одну-две тонкие пластины, напаянные на стержень. Второй конец стержня пружины закреплялся в малом цилиндре, соединявшемся с первой пластиной. В нижней части боль­шого цилиндра находилось ключевое отверстие. Что может быть проще? Но достаточно изменить толщину или коли­чество пластин в пружине — и нужен другой ключ. То есть каждый замок и ключ к нему были единичны. Неудиви­тельно, что замочники рано выделились в отдельную спе­циальность, ведь замок имел от 35 до 42 деталей, соби­равшихся при помощи пайки. Корпус замка, как правило, украшался накладными деталями из медных сплавов или целиком покрывался цветным металлом.

Кузнечное дело в городах древней Руси.

Флакон для мирры, выкованный из белого металла. Новгород. Рубеж XII—XIII вв. ГИМ.

Цветные металлы использовались довольно широко, и способы их обработки были обычными: литьё, ковка, штамповка, тиснение, чеканка. Сырьё или привозили, часто издалека (Скандинавия, Венгрия), или нередко выплавляли из ста­рых либо поломанных вещей. Изделия ремесленников из цветных металлов пользовались большим спросом: разнооб­разные женские украшения, детали костюма и аксессуары, предметы культа и церковная утварь, весовые гирьки, кис­тени и булавы для воинов. К середине XII в. наряду с дру­гими технологиями изобрели литьё в имитационные формы, позволявшее воспроизводить сложные ювелирные изделия из дешёвого свинцово-оловянистого сплава. Такое литьё «навыплеск» — заливаемый в форму металл застывал на её стенках тонким слоем, а излишки выплёскивались наружу — позволяло получать пустотелые лёгкие украшения, причём сберегался редкий металл.

Кузнечное дело в городах древней Руси.

Каменные литейные формочки для отливки браслетов с подписью ювелира «Макъснмовъ» («Максим»). Найдены в слое пожара, связанного с гибелью города. Серенск (Калужская область). 1238 г. ГИМ.

«Кузнецы меди» делали в XII—XIII вв. украшения и для горожанок, и для жительниц округи. Они же изготов­ляли и предметы культа: кресты-тельники и энколпионы, церковное убранство и утварь. Одним из наиболее впечатляющих образцов таких изделий являются арки из церкви городища Вщиж (в XII—XIII вв. то был настоящий город, его развалины обнаружили в конце XIX в. на тер­ритории Брянской области). Они отлиты в технике вос­ковой модели, то есть с потерей формы. Ажурный ременной орнамент разделён овалами с изображениями геральдических птиц. Эти арки ценны не только изяществом исполнения, но прежде всего подписью мастера, еде ланной при отливке: «Господи, помози рабу своему Константину». Это редчай­ший случай, поскольку почти всё сред­невековое искусство анонимно. Среди нескольких десятков эпиграфических памятников найдены единицы имён мастеров. Чаще всего они встре­чаются на церковных предметах. Исключением стал ювелир по имени Максим, пометивший свои литейные формы, одна из которых найдена в Киеве, а вторая в центре металлургов — Серенске (город был сожжён во время монголо-татарского нашествия; ныне на его месте стоит одноимённая деревня в Калужской области).

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх