Николай Чудотворец вырывает глаза ересиарху Арию
По определению Брайана Стока, термин «текстуальное сообщество» указывает на сообщества неграмотных или малограмотных людей, «организованные вокруг общего понимания некоего текста. Минимальное требование — это хотя бы один грамотный, interpres, который понимает некоторое множество текстов и способен устно передать другим свое сообщение». При этом в сообществах устанавливается общее понимание текста, которое хранится и передается устной традицией. В отличие от привычной для фольклористики модели взаимодействия письменного и устного, предполагающей независимое от книжного источника бытование устного текста, однажды усвоенного традицией, возникающее в текстуальных сообществах устное общее понимание сохраняет непосредственную связь с источником, выражающуюся в представлениях о том, что разделяемое сообществом знание где-то (например, в Библии) написано. Таким образом, Сток поставил под сомнение привычное отождествление «народной» культуры с устной традицией, а «официальной» или «ученой» — с письменной. Теоретическим основанием для деконструкции этих тождеств является замена бинарных оппозиций типа «письменные / бесписьменные культуры» или «устные / письменные тексты» на систему, состоящую из трех ключевых терминов: текстуальность, грамотность, устность. Первый из них может быть определен как относящийся к использованию текстов. Этим определяется его отличие от второго — грамотности: «Грамотность — это не текстуальность. Можно быть грамотным без явного использования текстов, а широкое использование текстов не является свидетельством подлинной грамотности».
Методология Стока предполагает исследование смыслов как возникающих спонтанно между текстами и практиками, при использовании текстов:
Тексты → Смыслы ← Практики
В идеологических сообществах роль образованных людей — центральная. Образованная элита рассматривается как носитель наиболее полных и чистых смыслов, которые она передаёт народным массам с большими или меньшими потерями и искажениями. В текстуальных же сообществах роль образованных, напротив, сведена к минимуму: они лишь знакомят неграмотных с недоступными им текстами, и являются не носителями, а скорее катализаторами образования смыслов, возникающих в использовании текстов неграмотными массами.
Процесс «создания ереси» её преследователями сопровождался отождествлением текстуальности (использования текстов) с грамотностью и подчеркиванием роли образованных «ересиархов». Средневековый дискурс о ересях отвечал потребностям определённых институций и людей.
Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2011.