Свежие комментарии

  • Михаил Козлов
    На основании мерзких действий создаётся впечатление, что основатель инквизиции еврей (по свидетельству секретаря коро...Испанская инквизи...
  • Людмила Isakova
    Даты 1841 - 1873 - это столько времени автор эту книгу писал, или это его годы жизни, то есть автор умер в 32 года и ...Продажные женщины...
  • Kirei
    Да, "научные коллеги" Льва Николаевича старались еще при жизни "заткнуть рот" этому Великому ученому, да и ныне, как ...О фантазиях Льва ...

Граница между письменной и устной культурой и проблема возникновения «ересей»

Граница между письменной и устной культурой и проблема возникновения «ересей»

Николай Чудотворец вырывает глаза ересиарху Арию

 

По определению Брайана Стока, термин «текстуальное сообщество» указывает на сообщества неграмотных или малограмотных людей, «организованные вокруг общего понимания некоего текста. <…> Минимальное требование — это хотя бы один грамотный, interpres, который понимает некоторое множество текстов и способен устно передать другим свое сообщение». При этом в сообществах устанавливается общее понимание текста, которое хранится и передается устной традицией. В отличие от привычной для фольклористики модели взаимодействия письменного и устного, предполагающей независимое от книжного источника бытование устного текста, однажды усвоенного традицией, возникающее в текстуальных сообществах устное общее понимание сохраняет непосредственную связь с источником, выражающуюся в представлениях о том, что разделяемое сообществом знание где-то (например, в Библии) написано. Таким образом, Сток поставил под сомнение привычное отождествление «народной» культуры с устной традицией, а «официальной» или «ученой» — с письменной. Теоретическим основанием для деконструкции этих тождеств является замена бинарных оппозиций типа «письменные / бесписьменные культуры» или «устные / письменные тексты» на систему, состоящую из трех ключевых терминов: текстуальность, грамотность, устность.

Первый из них может быть определен как относящийся к использованию текстов. Этим определяется его отличие от второго — грамотности: «Грамотность — это не текстуальность. Можно быть грамотным без явного использования текстов, а широкое использование текстов не является свидетельством подлинной грамотности».

Методология Стока предполагает исследование смыслов как возникающих спонтанно между текстами и практиками, при использовании текстов:

Тексты → Смыслы ← Практики

В идеологических сообществах роль образованных людей — центральная. Образованная элита рассматривается как носитель наиболее полных и чистых смыслов, которые она передаёт народным массам с большими или меньшими потерями и искажениями. В текстуальных же сообществах роль образованных, напротив, сведена к минимуму: они лишь знакомят неграмотных с недоступными им текстами, и являются не носителями, а скорее катализаторами образования смыслов, возникающих в использовании текстов неграмотными массами.

Процесс «создания ереси» её преследователями сопровождался отождествлением текстуальности (использования текстов) с грамотностью и подчеркиванием роли образованных «ересиархов». Средневековый дискурс о ересях отвечал потребностям определённых институций и людей.

Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2011.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх