Свежие комментарии

  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...
  • Никифор
    Спасибо большое за материал...вот можно и послушатьЗаселение Северно...

Анубис ― шакал, волк, собака, лисица или гиена?

Анубис ― шакал, волк, собака, лисица или гиена?

Специалист по дикой природе Джон Уайатт исследует древнеегипетских божеств, обращая свое внимание на важных богов и животных, ассоциирующихся с ними. Предлагаем вашему вниманию статью Джона Уайатта из журнала «Ancient Egypt» в переводе Катерины Роговской.

Деревянная статуя Анубиса. Поздний период, сер. I тысячелетия до н.э. (с) Фото — Британский музей.

Деревянная статуя Анубиса. Поздний период, сер. I тысячелетия до н.э. (с) Фото — Британский музей.

Всегда существовала некая неопределенность по поводу представления Анубиса в его животной форме: что это за животное черного цвета ― шакал, волк, собака или лиса? Как бы там ни было, в своей антропоморфной форме его чаще всего называют “шакалоголовым”, и большая часть мифологического наследия связывает его именно с этим животным. Однако египетское наименование животного Анубиса ― sab ― относится не только к шакалу, но и другим представителям псовых.

Геродот во втором томе «Истории» ― "Эвтерпа" ― в главе 67 пишет (перевод Джорджа Роулинсона):

“Собак хоронили в городах, которым они принадлежали, в том числе, в священных местах”, и несколькими предложениями далее: “...волков, что были не крупнее лисы, хоронили там же, где их находили мертвыми”.

То есть, Геродот в 440 г до н.э. и/или его переводчики/интерпретаторы в 1875 г различали собак (возможно, одомашненных или диких, в пределах городов, которым они принадлежали) и волков с лисами, но странным образом обошли упоминанием шакалов.

Далее, Роулинсон еще больше запутывает дело своей заметкой к этой главе: “Геродот абсолютно прав, говоря, что египетские волки едва ли крупнее лис. Особого внимания заслуживает то, что он опускает любые упоминания гиен, обычных для этой страны и представленных в скульптуре Верхнего и Нижнего Египта. Волк ― животное Верхнего и Нижнего Египта. Египтяне называли его ouonsh. И снова ни единого упоминания шакала, но ко всем прочим прибавились гиены.

Однако Пол Николсон с соавторами в описаниях всего одного из по меньшей мере двадцати одного больших кладбищ псовых, разбросанных по всему Египту (“Катакомбы Анубиса в Северной Саккаре”, 2014), говорит о том, что более 90% всех тел принадлежат собакам и другим псовым, таким как шакалы и лисы. Ни единого упоминания волков. Однажды, ранним утром поблизости Дашура в 2008, я видел трех совершенно по-разному выглядящих представителей псовых, один из которых, возможно, был красной египетской лисицей, другой ― более крупным золотым шакалом, и самый крупный ― серым волком, в таком порядке.

Итак, с этого момента, давайте будем называть Анубиса и других сходных богов “собакоголовыми” и, проследив эволюцию божеств вместе с эволюцией псовых в Старом Свете более детально, посмотрим, не сможем ли мы уточнить ситуацию.

Хенти-Аментиу

Имя Хенти-Аментиу с изображением псового животного. Слепок с печати из гробницы царя Каа, I династия, начало III тысячелетия до н.э.. (с) Petrie 1900 «The Royal Tombs of the First Dynasty», vol. I pl. XXIX

Имя Хенти-Аментиу с изображением псового животного. Слепок с печати из гробницы царя Каа, I династия, начало III тысячелетия до н.э.. (с) Petrie 1900 «The Royal Tombs of the First Dynasty», vol. I pl. XXIX

Божества в собакоподобном облике были неотъемлемой частью египетской религии с древнейших времен. Одним из первых был Хенти-Аментиу, почитаемый в Абидосе, чье имя означало “Первейший из обитателей Запада”. Он был защитником царских погребений и богом-воителем подземного мира. Посвященный ему храм датируется додинастическим временем (около 3100 г. до н.э.), а также его имя появляется на цилиндрических печатях некрополя двух фараонов Первой династии ― Дена и Ка’а, подчеркивая роль божества, помогающего умершим правителям. Но не было ли имя Хенти-Аментиу всего лишь эпитетом для Осириса и/или Упуаута и/или Анубиса? Его тело в человеческой форме обернуто бинтами. Он изображался со скрещенными на груди руками, в короне Верхнего Египта, ― все это, возможно, отсылает к Осирису. Иероглиф, на котором изображена собака, в начале имени, однако, может указывать на альтернативное или дополнительное родство с Упуаутом или Анубисом.

Изначально, в Древнем Царстве, лишь имя Анубиса упоминалось в формулах подношений, но начиная с Пятой Династии, Осирис и Хенти-Аментиу были также в них включены, мало-помалу приобретая все более тесную связь, пока во время Первого Переходного Периода последний храм в Абидосе не оказался посвящен только Осирису, став центром его культа. Хенти-Аментиу был понижен рангом, уступив свои полномочия защитника и царские обязанности Осирису, а часть своей роли в погребении ― Анубису, однако, несмотря на это, его продолжали почитать в Абидосе в качестве составного божества Асир-Хенти-Аментиу вплоть до Тринадцатой Династии.

Упуаут

Перед царём Нармером, объединителем Египта, несут штандарты. На третьем справа изображён Упуаут. Деталь палетки Нармера, начало III тысячелетия до н.э., I династия. (с) Фото - Wikimedia Commons.

Перед царём Нармером, объединителем Египта, несут штандарты. На третьем справа изображён Упуаут. Деталь палетки Нармера, начало III тысячелетия до н.э., I династия. (с) Фото - Wikimedia Commons.

Другим богом-воином Верхнего Египта, также с собачьей головой, и возможно, наиболее древним в своем роде, был Упуаут. Впервые его изображение встречается венчающим штандарт Верхнего Египта на палетке Нармера. Он изображен скорее со сведенными задними лапами, чем противопоставленными, тем самым предвосхищая изображение Анубиса и являясь прообразом эмблемы shedshed, которая идентифицируется по-разному: то как послед при рождении королевского отпрыска, то как собачье логово. Последняя трактовка кажется наиболее подходящей.

В то время, как его происхождение остается неясным, он был одновременно почитаем вместе с Хенти-Аментиу в Абидосе, до получения более широкой известности начиная с Пятой Династии. В Текстах Пирамид его называют рожденным в Нижнем Египте, в святилище богини Уаджет города Деп (позже Пер-Уаджет, Буто или Дисук), однако это могло быть вызвано политикой желания ассоциировать его с царскими ритуалами на севере и, таким образом, в паре с быком Аписом, создать еще один символ объединенного Египта.

На переднем плане - Сети I получает царские скипетры и жизнь вечную от Упуаута. Рельеф на западной стене святилища Сети I в храме Осириса в Абидосе. Новое царство, XIX династия, XIV в. до н.э. (с) Фото — Mick Palarczyk.

На переднем плане - Сети I получает царские скипетры и жизнь вечную от Упуаута. Рельеф на западной стене святилища Сети I в храме Осириса в Абидосе. Новое царство, XIX династия, XIV в. до н.э. (с) Фото — Mick Palarczyk.

Тем не менее, Упуаут почитался в Абидосе вместе с Осирисом и следовал за богом потустороннего мира и фараоном в похоронных и других шествиях. В то же время его считали “предводителем богов” и “открывающим пути” для Солнца ежедневно; для умершего фараона -- в подземном мире; сопутствующим всем аспектам повседневной жизни правителя, включая охоту; покровительствовал разведчикам в армии; и, возможно, он считался создателем церемонии “отверзания уст”.

Позднее, в Греко-Римский период, он получил собственный культ с центром в городе Зоти (чуть позже ― Ликополис, “Волчий город”, современный Асьют), возможно, деля его с Анубисом, однако был также почитаем в Квабане, Эль-Харгарзе, Мемфисе и Саисе.

Исида и Упуаут. Статуя эпохи Рамессидов, XIII в. до н.э. (с) Фото — Музей Метрополитен.

Исида и Упуаут. Статуя эпохи Рамессидов, XIII в. до н.э. (с) Фото — Музей Метрополитен.

Упуаута обычно изображали в виде серого (не черного) представителя семейства псовых, или как человека с серой песьей головой в одежде солдата, держащим булаву и лук. Вполне вероятно, что серый цвет был призван изобразить дневные, в отличие от шакалов, виды животных, таких как волк. Эта окраска и оружие отличают его от Анубиса. Его божественное происхождение столь же туманно. Одни говорят, что он сын Сета и Нефтиды или Осириса и Нефтиды, и получается, что Анубис приходится ему братом; другие ― что он был сыном Исиды и это связывает его с Хором и фараоном; а третьи ― что он вовсе был сыном, а не братом Анубиса. Его женская параллель ―Упетуаут ― эпитет богини Нейт, его супруга ― Хатхор из Меджет. Существует мнение, что в конце концов он стал отождествляться с Анубисом.

Канопа с крышкой в виде головы Дуамутефа. III переходный период, начало I тысячелетия до н.э. (с) Фото — музей Метрополитен

Канопа с крышкой в виде головы Дуамутефа. III переходный период, начало I тысячелетия до н.э. (с) Фото — музей Метрополитен

Сед

Палермский Камень включает первое упоминание о другом боге в собачьем подобии, Седе, но был ли он отдельным божеством или же всего лишь эпитетом Упуаута, неизвестно. Некогда он был важен, так как помимо прочего ассоциировался с царской властью, правосудием и концепцией порядка (маат), до тех пор, пока его роль не переняли Упуаут, Анубис, и в конце-концов во времена Нового Царства, Осирис. Он дал свое имя празднику Хеб-Сед, чье возникновение с совершенной точностью датируется правлением царя Дена из Первой Династии.

Дуаматеф

Меньшим, черным псоглавым божеством, был Дуаматеф, один из четырех сыновей Хора Старшего, что охраняют канопы. Он оберегал желудок, был отождествляем с Востоком и выполнял роль охранника и проводника мертвых по подземному миру в качестве одной из четырех колонн Шу. Ему покровительствовала богиня Нейт.

Анубис (Инпу)

Анубис, вне всякого сомнения, остается все же важнейшим из всех богов с песьими головами. Его главный культовый центр располагался в Сака (позднее ― Кинополис, “город собак”, ныне ― Эль-Кайс) и Ликополисе, а храмы возводились повсеместно.

Статуя Анубиса из гробница Тутанхамона. Новое царство, XVIII династия. (с) Фото — Эдуард Гавайлер
Статуя Анубиса. Птолемеевский период, конец I тысячелетия до н.э. (с) Фото — музей Метрополитен
Анубис бальзамирует усопшего. Фрагмент росписи из гробницы Сеннеджема, Дейр эль-Медина. Новое царство, XIX династия
Анубис взвешивает сердце умершего. Деталь саркофага Пенсенхора, Британский музей. III переходный период, начало I тысячелетия до н.э. (с) Фото — CM Dixon/Heritage Images/Getty Images
1 из 4

Статуя Анубиса из гробница Тутанхамона. Новое царство, XVIII династия. (с) Фото — Эдуард Гавайлер

Его родителями были Нефтида (позднее был усыновлен Исидой) и (в зависимости от источника) либо Ра в Древнем Царстве, либо Сет или Осирис в Среднем и Новом Царствах. Другая традиция называет его матерью Хесат или Бастет. Его супругой была Анпут, богиня-защитница погребений, мумификации, богиня пустыни и Семнадцатого Нома Верхнего Египта, а змееглавая Кебехет ― богиня очищения, свежести и бальзамирующих жидкостей ― приходилась ему дочерью. Аммут (прим. пер. в некоторых источниках ― Амт или Аммит), воплощение священного возмездия, иногда называли его второй дочерью.

Атрибутами Анубиса были: цеп, который он держал на изгибе локтя; полотно, в которое оборачивали мумии; а также изображение безголового чучела животного ― обычно кошки или быка ― привязанного за хвост к столбу на подставке, увенчанного бутоном лотоса. Анубис, восседающий на девяти луках, также символизировал превосходство над врагами Египта. Со времен Первой Династии он изображался как защитник могил и кладбищ, в частности погребений фараонов, а чуть позднее ― и как бальзамировщик, богом-покровителем этой профессии, но был заменен Осирисом на месте правителя подземного мира уже в Среднем Царстве. Однако он сохраняет свою роль наблюдателя за чашей весов, что открывает душам, успешно прошедшим испытание, путь в загробный мир и посмертие. Анубис имел множество титулов, включая “Первейшего из обитателей Запада”, “Того, кто присутствует при бальзамировании”, “Господина Священной земли”, “Того, кто на вершине своей Священной Горы”, “Хранителя Тайн”.

Эволюция псовых в Старом Свете

Несмотря на вариации окраса и размера, дикие псы типично длинномордые, долговязые, с мохнатыми хвостами, а также имеют стоячие, часто острые, уши и мощные зубы, приспособленные для раздирания плоти, жевания и разгрызания костей. В сущности, все эти качества можно увидеть в животном Анубиса, так что оно совершенно точно списано с представителя псовых, небольших или крупных размеров. Всех представителей гиен уже можно исключать, так как их тела, морды и уши имеют совершенно другую форму, так как они генетически далеки от собак.

Собачье племя

Обычный, или золотой, шакал (Canis aureus)
Эфиопский волк (Canis simensis)
Евразийский серый волк (Canis lupus)
Африканский золотой волк (Canis anthus)
 

Обычный, или золотой, шакал (Canis aureus)

Напоминающие собак животные появились около 42-45 миллионов лет назад, на территории Северной Америки, где они разделились около 11-9 млн лет назад, на лисо-подобных и собако-подобных. Обе разновидности в процессе эволюции распространились повсеместно по территориям Азии, Европы, Африки и Южной Америки в районе 7 млн лет назад, но многие виды прекратили свое существование. Современные псовые (Canis) все же возникли не ранее 5,5 млн лет назад.

Из девяти представителей псовых в Старом Свете, наиболее значимыми при рассмотрении Анубиса являются: обычный или золотой шакал (Canis aureus), эфиопский волк (Canis simensis), евразийский серый волк (Canis lupus), африканский золотой волк (Canis anthus) и домашняя собака (Canis lupus familiaris). Другие виды, вероятно, следует исключить по причине ареалов обитания и распространения. Все представители псовых имеют 78 хромосом, следовательно, могут свободно скрещиваться, производя порой причудливые гибриды.

Редкий эфиопский волк ныне ограничен местами обитания в нескольких горных районах, однако его ДНК встречается в регионах гораздо шире, и даже смешивается с евразийским волком на севере. Он имеет буровато-красный окрас с белым подшерстком, длинные ноги, достигая иногда 115-134 см длины с хвостом, и 15-18,5 кг (самцы) / 11,5 кг (самки).

Африканский (египетский), обыкновенный или золотой шакал, Canis aureus lupaster, еще совсем недавно считался подвидом евразийского золотого шакала, но изучение их ДНК в середине 2000-х сделало несколько важных открытий: результаты показали, что и африканский шакал, и египетский (серый) волк могли сосуществовать в Египте; что африканский шакал оказался, собственно, подвидом серого волка; что, наконец, и африканский и евразийский золотые шакалы, несмотря на внешнее сходство, генетически представляют разные виды по меньшей мере уже миллион лет, что привело к переклассификации их в качестве евразийского золотого шакала (Canis aureus) и африканского золотого волка (Canis anthus). Исследования продолжаются, но на данный момент не подтверждено появление ни одного золотого шакала в Египте и северо-восточной Африке. Там обитал один лишь вид, несмотря на разнообразие размера и веса ― африканский золотой волк.

Африканский золотой волк обычно имеет песчаный окрас с вкраплениями черной и белой шерсти, приблизительно 40 см в холке и 114-155 см в длину, включая его хвост с черным кончиком. Весит в пределах 8-16,5 кг. Евразийский волк окрашен в серый или коричневый, 60-90 см в холке, 122-182 см в длину и весит 30-70 кг.

Предки домашних собак были волками, прирученными на Среднем Востоке порядка 8-10 тыс лет назад. Они имели острые уши и приподнятые хвосты. Самые ранние известные останки собаки, напоминающей волка, были найдены в Египте в районе Меримды в дельте Нила, и датируются 4800 годом до н.э. Породы, определенные как тесем, волкодав и салюки возникли позднее, так что первые собаки, были, по всей видимости, дворнягами. Термин “дворняга” применим не только к бродячим или диким псам, но также к бездомным полукровкам неопределенных видов, что являлись промежуточным звеном между волками и домашними собаками.

Лисье племя

Фенек (Vulpes zerda)
Афганская лисица (Vulpes cana)
Песчаная лисица (Vulpes rueppelli)
Рыжая лисица (Vulpes vulpes)
Египетский подвид обыкновенной лисицы (Vulpes vulpes niloticus)
1 из 5

Фенек (Vulpes zerda)

Лисоподобные представители псовых прошли отдельные три периода эволюции, дав начало видам, таким, как фенек (Vulpes zerda), афганская лисица (Vulpes cana), обыкновенная (прим. пер. ― рыжая) лисица (Vulpes vulpes), песчаная лисица (Vulpes rueppelli). Все эти виды обитают в Египте. Лисицы обыкновенная, фенек и песчаная были найдены в образцах египетского искусства, особенно в периоды Старого и Среднего Царств. Большинство этих видов слишком малы или отличны от животного Анубиса, однако египетский подвид обыкновенной лисицы (Vulpes vulpes niloticus) стоит внимания. Он не слишком отличается от прочих рыжих лисиц, но создает впечатление более изящного существа с укороченным телом и более длинными ногами, а также имеет окрас, приближенный к песочному. Ее бока, ноги, шея, морда и длинный, очень пушистый, хвост желтоватые, а горло, подбородок и кончик хвоста -- белые. Взрослая особь достигает 35-40 см в холке, 83-95 см в длину и весит от 4 до 14 кг. Они меньше и грациознее африканского золотого шакала. У них также более острая и легкая морда, чем у любого волка.

Некоторые из этих лисьих качеств появляются в изображениях Анубиса, таких, как знаменитая статуя из гробницы Тутанхамона, а обыкновенная лисица была одним из животных, что мумифицировались в его честь. Но вряд ли именно она была первоисточником изображений Анубиса, принимая во внимание ее очертания и небольшой размер, если только не считать силуэт слишком общим, включая форму, хвост и острые уши, выраженные гораздо ярче чем у любых других представителей животного мира.

Ассоциации с погребением

Лисы и волки, так же, как и шакалы, ― хищники и падальщики, в то же время лисы и шакалы предпочитают ночь или сумерки в отличие от волков. Как бы там ни было, их всех могли видеть на кладбищах, и из этого проистекает ассоциация со смертью в качестве как поглотителей, так и защитников мертвых. Черный окрас большинства песьих божеств отражает эту ночную активность, связь со смертью и изменение цвета мертвым телом после бальзамирования, роль защитника и проводника умерших по подземному миру, а также возрождение и восстановление. Меланизм чрезвычайно редко встречается у диких псовых, так что использование черного цвета в изображениях, скорее всего, имеет символическое значение и не отражает природного окраса. Как бы там ни было, особи с темной шерстью и кожей все же появляются, однако, чаще всего как результат скрещивания с домашними собаками.

Различные породы древнеегипетских собак на рельефах и росписях из древнеегипетских гробниц. Таблица из альбома Росселлини.

Различные породы древнеегипетских собак на рельефах и росписях из древнеегипетских гробниц. Таблица из альбома Росселлини.

Заключение

Если, как было упомянуто, никаких значимых представителей шакалов не появлялось в северо-восточной Африке, значит, с огромной вероятностью Анубис и другие боги с головами псовых ведут свое начало от волка, включая недавно открытого африканского золотого волка (происходящего от серого и эфиопского волков). До 2000-х ситуация выглядела достаточно запутанной из-за присутствия другого похожего вида ― евразийского золотого шакала (развивавшегося в Азии параллельно), ярко выраженного полового диморфизма среди псовых (что приводило к заблуждению, будто это два разных вида), и способности волков успешно скрещиваться с домашними или бродячими собаками (что приводило к появлению гибридов совершенно разного окраса и размера). Когда Геродот писал о волках, погребаемых там, где они были найдены мертвыми, он, возможно, имел в виду бродячих собак, умерших от бешенства или других заболеваний, что делало их непригодными для почитания бога. И на данный момент, до тех пор, пока наука не совершит новых открытий или евразийский золотой шакал не окажется распространенным дальше на юго-запад от Иордана/Израиля, Анубис останется волком и богом с волчьей головой.

Анубис. Рельеф из припирамидного храма Аменемхета I, Среднее царство, XII династия. (с) Фото — музей Метрополитен.

Анубис. Рельеф из припирамидного храма Аменемхета I, Среднее царство, XII династия. (с) Фото — музей Метрополитен.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх