Об этой культуре существует совсем мало исторических сведений и часто одни противоречат другим. Оно и понятно – ведь сарматы — это обобщенное название кочевых скотоводческих ираноязычных племен, что не приняли в давние времена зорооастризм и, покидая территории нынешнего Ирана, расселяясь, неуклонно двигались на запад из-за необходимости все новых пастбищ, ресурсов, стремясь приблизиться к большим городам с целью грабежа и торговли.
Со слов Геродота «савроматы» (это первое упоминание этих племен как савроматы в исторических источниках) произошли от союза скифов с амазонками. Очевидно, эта легенда обосновывается тем, что женщины в сарматской среде занимали почетное положение, участвовали как в общественной, религиозной племенной жизни, так и в постоянных войнах. Гай Плиний Старший сообщает, что переселенцами из Ассирии (современный Ирак) и Мидии (государство ариев на западе Ирана по Геродоту) как раз и были сарматы, обосновавшиеся у реки Танаис (современный Дон).
Уже в IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и Аральским морем сформировались грозные сарматские союзы, включившие также значительную часть сако-массагетских племен. На рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление сарматов-кочевников на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию. В III-II вв. до н.э. сарматы завоевали земли европейских скифов, которым удалось удержать свое господство лишь в Крыму и Добрудже (причерноморская территория современной Румынии).03.
Крупнейшие сарматские союзы племен – языги, роксоланы, сираки, аорсы. Самые западные сарматы — языги, набеги которых впервые достигли дунайских провинций Римской империи. Роксоланы кочевали между Днепром и Доном, их зимники находились на побережье Азовского моря. Наиболее развитой хозяйственной и социальной структурой отличались сираки, подчинившие на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и первыми из сарматов создавшие свое государство. Но самыми сильными и многочисленными были аорсы. По сообщению древнегреческого географа и историка Страбона, в одной из войн I в. до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин – 200 тысяч, а верхние аорсы — еще больше.
В отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы (или уже сарматы) славились своей конницей. Как и все иранские народы, они использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней. Основным типом доспехов у сарматов, напоминающих змеиную кожу, также был чешуйчатый доспех из железной или бронзовой (либо кожаной) чешуи. Кроме того, античные авторы часто упоминают доспехи из рога или копыт. Кстати, определение «савроматы» на греческом, и несет примерную смысловую нагрузку как «ящероподобные» — из-за этих чешуйчатых доспехов.
Сарматские катафракты (греч. закованные в панцирь) в полном защитном вооружении показаны на барельефах колонны Траяна (113 г.). Они сами и их кони как раз и покрыты этой чешуйчатой броней, защищающей лошадь целиком вплоть до ее копыт.
04.
Скульптор, конечно же с перебором, описывает сарматов как ящероподобных антропоморфных существ), но мы уже можем по этому изображению составить свое представление о доспехах тяжелой конницы сарматских катафрактов.
Поздний период в развитии сарматской культуры приходится на II-IV в. н.э. Он представлен крупным племенным союзом во главе с аланами. Территория их расселения – от Дуная на западе до Волги на востоке.
Вторая половина IV в. н.э стала для степей северного Прикаспия переломной. Началась эпоха «великого переселения народов», в которой значительная часть родственных сарматам восточных объединений, увлеченных племенами гуннов, начали стремительное движение на запад. Аланская конфедерация не выдержала натиска: часть ее была уничтожена, часть вошла в состав гуннского союза и оказалась на территории Западной Европы дойдя даже до Италии и Испании. Часть ушла на Северный Кавказ и осела на территории современной Осетии. До сих пор некоторые обычаи осетин несут в себе черты культуры знаменитых сарматов, оставившие в мировой истории свой яркий свет.
Сарматы оставили после себя яркие памятники культового и декоративно-прикладного искусства, представляющие одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского «звериного стиля» и отличаются как мотивами изображений, так и приёмами их декоративной стилизации. Оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и многие бытовые предметы украшенные изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполнявшиеся из золота, бронзы, кости, рога и камня составляли в сюжетах так называемую «скифскую триаду»: кочевое скотоводство, воинский быт и скифо-сибирский «звериный стиль». Золотые олени, пантеры, лошади, бараны, и даже грифоны переплетаются между собой, образуя сложные динамичные орнаменты. Изделия из драгоценных металлов – сокровище исчезнувшей культуры, сохранившихся на века и тысячелетия.
Наряду с изображениями в «зверином стиле» (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых божеств, грифонов, антропоморфных существ, растительных мотивов, воспринятые как из искусства городов Боспорского царства, так и из среднеазиатского и греко-бактрийского искусства. Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу.
Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментами. В III-IV вв. «полихромный стиль» сарматов становится более пышным и грубым. В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе.
Роль золота у кочевников всегда была очень значительной и, не только как драгоценного металла – через него, по представлениям сарматов, осуществлялась связь с богами и духами их родов. Вот почему в захоронениях сарматских царей и аристократии обязательно присутствовал этот благородный желтый солнечный металл в виде священных сосудов, оружия, украшений, предметов сарматского быта и расшитых парадных одежд. Сарматы не оставили каких либо значительных памятников и сооружений по которым было бы возможно составить представление обо всех тонкостях их быта, традиций, социального устройства — скифо-сарматские древности открываются нам лишь в погребальных курганах.
На огромных степных просторах нашей страны, на гладких ее равнинах возвышаются мрачные загадочные насыпи значительной величины и правильной формы. Некоторые же имеют вид земляных пирамид обложенных в основании каменными блоками. Курганов в этих степных пространствах тысячи и они всегда привлекали внимание проживающих рядом с ними людей из-за легенд о сокровищах погребенных в них. Подавляющее большинство курганов разграблено в древности, однако современным археологам частенько везет, потому, как оказалось, что ценности, дары, утварь скифо-сарматы часто прятали на значительном расстоянии от основной камеры, где был погребен умерший…
Первое ощущение, когда входишь в этот зал — легкий трепет – экспозиция золота сарматов, оформлена необычно – по периметру устроены как бы «окна в прошлое» с зеленовато-аквамариновым свечением и фоном — для золотых изделий, а в центральной части – закрытая прозрачная витрина для серебряных сосудов. Композиционно центральная часть нисколько не мешает и обращаешь на нее внимание только тогда, когда уже заканчиваешь осмотр всех экспонатов из золота. Давайте же вместе с вами сделаем попытку увидеть, почувствовать, узнать еще немного об этом великом народе, что по определению является во многом и нашими предками.
Выставка «Золото Сарматов» или Искусство, что пронзает тысячелетия.
Вот как он реально примерно выглядел в то время.
Обкладки стенки деревянного сосуда. V в. до н.э. IV в. до н.э. Золото; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Соленое Займище. Курган 2. Раскопки В.П. Шилова. 1963 г.
В IV-II в. до н.э. штампованные бляшки в виде стилизованной головы барана с двумя загнутыми рожками часто украшали костюм мужчины.
Накладка. IV в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ XVII, к.15, п.2. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1976 г.
Пластина с изображением кулана. IV-V в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987 г.
Пластина с изображением кулана. IV-V в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987 г.
14.
Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине – покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.
Зеркало и бляхи. IV-V в. до н.э. Бронза; литье. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987-1988 гг.
15.
Подвески полые в виде вытянутой усеченной пирамиды со вставками из стекла служили украшением.
Подвески серповидные гешированные (гагатовые) с золотой обкладкой. IV в. до н.э. Золото, гагат; ковка, шлифовка. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ VI, к.1, п.14. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1973 г.
18.
19.
Обращает на себя внимание обилие в погребениях золотых кастов (каст-основа и способ закрепления) с каменными и стеклянными вставками кабошонов круглой, овальной и ромбической форм, предполагающих наличие крупной золотой основы. Цвет каменных вставок зеленый, вишневый, охристый, стеклянные – фиолетовый.
20.
Накладка в форме бутона лилии. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
22.
Браслет спиралевидный 12-и витковый. IV-III в. до н.э. Золото; ковка, тиснение, пайка. Астраханская область. пос. Черный Яр. К.3, п.2. Раскопки В.П.Шилова, А.Н. Мелентьева. 1970 г.
23.
В сарматские богатые погребения часто клали ткани расшитые золотой фольгой и нитями. В погребении недалеко от села Косика расшитые золотом ткани были положены на перекрывающий погребение настил. Вполне возможно эти ткани служили балдахином для погребенного. Нашивные бляшки, трубочки, накладки в виде трех лепесткового рифленого древовидного бутона, проволока, возможно, были частью единого украшения.
Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
24.
Пектораль, относится к IV в. до н.э. Создана мастерами по заказу сарматских скифо-сарматской знати. Золотая пектораль состоит из трех частей – пустотелой основы, на лицевой пластине которой изображены сцены терзания двумя грифонами быка.
Гривна (пектораль) со сценами терзаний. Золото; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
25.
26.
Слева расположена сцена терзания двумя львами лежащего головой вправо барана.
27.
Справа от центральной сцены представлена композиция со львом и львицей, терзающими оленя.
28.
29.
Подвижные конечности представляют собой головки баранов с длинной декоративной шейкой.
30.
32.
Слева — серебряная бляшка-накладка — предположительно с изображением головы сарматского бога неба. Изображена голова пожилого лысого человека. Лицо с приплюснутым носом и покатым лбом. Глазное яблоко выражено слабым рельефом, зрачок углублен, длинные прямые усы расходятся внизу в разные стороны, борода клинообразная. Накладка. I в. н.э. Серебро; штмповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
Для крепления портупеи и поясов сарматы пользовались пряжками. Они были с различными изображениями грифонов, крылатых сфинксов или просто полукруглые с ушками для крепления.
Пряжка поясная. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, металл, смальта, тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
03.
Пряжка с изображением крылатого сфинкса. I в. до н.э.- I в. н.э. Серебро, бронза, литье, ковка, тиснение, позолота. Астраханская область. Енотаевский район. д. Барановка. Раскопки В.В. Дворниченко, Г.А Федорова-Давыдова. 1972 г.
04.
Пряжка. I в. н.э. Золото, литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
05.
Оконечник ремня. I в. н.э. Золото, эмаль; литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
06.
Замечательным произведение ювелирного искусства являются золотая пряжка и соответствующий ей золотой наконечник ремня парадного пояса в виде фигурки ежа-ушастого с двумя змеями у ног и двумя стилизованными головками птиц перед передними лапками. Изображения находятся на высокой пятиугольной платформе. Спинки у ежей, иголки которых выполнены перегородчатой мозаикой из смальты и камней съемные, внутри тела ежа был, когда то тайник. Происхождение предметов примерно средне-сибирское или среднеазиатское.
07.
Бляхи зооморфные. I в. н.э. Золото, альмандин, стекло; инкрустация, глубокое тиснение. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
08.
09.
Браслет. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, литье, ковка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
10.
Конь в жизни кочевника играл важную роль, а иногда сопровождал его и в потусторонний мир. Чаще всего в могилах археологи находят удила, к которым крепились зажимы для ремней или сами ремни оголовья и повода. Изредка удила находят с псалиями (С-образные или прямые стержни с двумя отверстиями), обычно с железными, реже – с бронзовыми. В состав конского снаряжения богатых воинских погребений входили фалары. Один или два из них были крупные и составляли нагрудное украшение коня. Остальные фалары – бляхи меньшего диаметра – могли крепиться в местах перекрестия уздечных ремней или украшать концы стержневидных псалиев. Комплект фаларов был найден в погребении у села Косика в 1984 году.
Фалары. I в. н.э. Золото, паста, металл, стекло; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
12.
13.
Нагрудные фалары – в виде выгнутого диска с треугольным углублением в центре, которое окружено головами грифонов. За жемчужинами по кругу идет фриз из головок хищного животного с раскрытой пастью так, что ухо каждого предыдущего попадает в пасть следующего хищника. В этом же наборе были фалары ажурные с пирамидкой в центре. А также оконечники сбруи в виде муфточек, обойм, обкладок.
14.
Бляхи от уздечного набора. V в до н.э. Бронза; литье, резьба. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ.IX, к.1, п.16. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1974 г.
Украшение конской сбруи. Налобник. II-III в. н.э. Медь; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
18.
19.
Украшения конской сбруи. II-III в. н.э. Бронза; ковка, вальцовка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
20.
21.
Фалары на бронзовой основе. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, бронза; тиснение. Волгоградская область. Ст. Жутово. Кург.28, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1964 г.
23.
24.
25.
Данные предметы являются репликами иранских наборов конской сбруи. Фалары являлись частью парадной сбруи знатного сарматского воина. Лошади у сарматов были низкорослые и очень выносливые. Ездили они без седла.
26.
Серебряная тарелка, доработана на токарной станке. Горизонтальная часть бортика украшена валиком, треугольником, растительным орнаментом. Бортик позолочен горячим способом. Возможно изготовлена на эллинистическом востоке.
28.
29.
Чаши с ручками в виде хищной птицы. Изготоволены из кованого серебряного листа. Фигурка хищной птицы литая, держится когтями за край сосуда. Вероятно, сделаны варваром в Северном Причерноморье.
30.
31.
Серебряная литая чаша с ручкой в виде орла. Шея и ноги птицы покрыты тонкими прямыми черточками. Лапы трехпалые, крыля покрыты двумя видами перьев… Происхождение парфянское
32.
Серебряный литой кубок на поддоне с фигурной литой ручкой. Орнамент состоит из шести повторяющихся раппортов: между полосами с тремя каннелюрами расположен узкий лист лотоса с прожилкоё, ограниченной с обеих строн прочерненными линиями.
33.
По обе стороны от листа лотоса помещено по оконфоровой ветви с листьями и цветами. Сбоку к чаше припаяна фигурная ручка. К округлому дну чаши припаяна фигурная ножка с профилированным, вогнутым дном. На дне ножки чаши помещена надпись «защищай от стрел». Стиль позднего эллинизма.
34.
Второй сервиз, представленный на выставке относится к I в. н.э. и обнаружен в захоронении в безымянном холме на правом берегу Волги у с. Косика. Среди серебряной посуды — пиксида для благовоний цилиндрической формы с крышкой.
35.
Изготовлена она из серебра с рисунками, нанесенными золотом.На крышке – розетка с пятью острыми лепестками, разделенные надвое желобками. На стенках пиксиды три вида изображений. На верхнем фризе – три летящие птицы и два охотника, стреляющие в них с колен из коротких луков, на среднем – изображены рыбы, а на нижнем – четыре птицы. Пиксида в древности служила и в качестве шкатулки для мелких драгоценных вещей.
36.
37.