Самые передовые вездеходы в Советском Союзе строили отнюдь не для сухопутной армии, как можно было бы предположить, а для Военно-Воздушных Сил страны. С середины 1960-х и до начала 90-х конструкторское бюро Виталия Грачева разработало два поколения и еще несколько уникальных опытных образцов необычных трехосных плавающих машин для поиска и эвакуации экипажей космических модулей.
С развитием космической отрасли появилась острая потребность в надежных транспортных средствах, которые могли бы оперативно обнаруживать космонавтов, приземлявшихся практически в любом уголке необъятной Родины, чтобы затем доставить их в район базирования с оказанием медицинской помощи в пути. Известно, что разработку такой техники инициировал и поддерживал главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Петрович Королев.
Революционная для своего времени трехосная плавающая машина ПЭУ-1
С конструктивной точки зрения все эти машины были выполнены по классической схеме Грачева с равномерным расположением ведущих мостов, бортовой трансмиссией с гидромеханической или механической коробкой передач, независимой торсионной подвеской крайних колес и водоизмещающим стеклопластиковым корпусом на алюминиевой раме.
Первым таким автомобилем стала поисково-эвакуационная машина ПЭУ, по соображениям секретности не имевшая заводской маркировки. Первое шасси собрали весной 1966 года, партия из пяти машин, принятых на снабжение ВВС в 1969-м, стала основой наземных поисковых частей космической службы. Потом появились две производные модели ЗИЛ-49042 и ЗИЛ-5901, на смену которым затем пришла более совершенная гамма «Синяя птица».
ПЭУ (1966 – 1981 гг.)
В центральной части алюминиевой рамы установки ПЭУ (позднее — ПЭУ-1) размещался 180-сильный двигатель ЗИЛ-375 с гидромеханической трансмиссией, передававшей крутящий момент на бортовые передачи, водометный движитель, гидронасос и лебедку. Передние и задние ведущие и управляемые колеса имели независимую торсионную подвеску. Стеклопластиковый корпус представлял собой водоизмещающую оболочку с передней кабиной и задней платформой для крепления и перевозки спускаемого аппарата. Его погрузку и выгрузку обеспечивал трехтонный кран с решетчатой стрелой.
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1 со штатным краном. 1966 год
Испытания грузовой поисковой машины с трехтонным поворотным краном
Испытаний крановой амфибии со стеклопластиковым корпусом на плаву
В 1972 году установку ПЭУ-1 переделали в вариант ПЭУ-1М, оборудованный пассажирским салоном на шесть–восемь человек для эвакуации экипажей многоместных спускаемых аппаратов. Через два года появилась машина ПЭУ-1Б с удлиненной крановой стрелой и ложементом для доставки более крупных спускаемых космических аппаратов.
Машина ПЭУ-1М для эвакуации экипажей космических аппаратов. 1972 год
ПЭУ-1М с раздельными кабиной и восьмиместным пассажирским салоном
Грузовая поисковая установка ПЭУ-1Б с 5,5-метровым краном. 1974 год
Для повышения проходимости в 1981-м на шасси ПЭУ-1 был собран оригинальный вездеход ПЭУ-1Р с турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ от самолета Ан-25, создававшим дополнительную реактивную силу тяги при движении по труднопроходимой местности и облегчения выхода из воды на влажную илистую береговую линию. В помощь ему сзади на кузове крепили кассеты с пороховыми зарядами. Машина «ошеломляюще легко» преодолевала препятствия, на снегу развивала скорость 44,3 км/ч, на воде — 14 км/ч.
Амфибия ПЭУ-1Р с реактивным двигателем и 16 пороховыми зарядами
На плаву турбореактивная установка ПЭУ-1Р достигала скорости 14 км/ч
Пробный заезд машины ПЭУ-1Р с опорными лыжами на всех колесах
ЗИЛ-49042 (1972 – 1973 гг.)
В 1972 году СКБ приступило к разработке поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для спасательных служб ВВС. Его возглавил эвакуационный автомобиль ЗИЛ-49042, через несколько лет послуживший конструктивной основой семейства «Синяя птица». Он являлся удлиненной версией модели ПЭУ-1М и снабжался 150-сильным бензиновым двигателем от грузовика ЗИЛ-130 и комфортным салоном для космонавтов с предоставлением им медицинской помощи и достойного отдыха в пути.
Опытный образец пассажирской поисковой машины ЗИЛ-49042. 1972 год
Комфортная и вместительная эвакуационная машина с восьмиместным салоном
Подготовка поисковой машины ЗИЛ-49042 к сложным зимним испытаниям
Зимний заплыв на безымянном озере в морозном мареве после снегопада
ЗИЛ-5901 (1970 г.)
Весной 1970 года появилась самая крупная комбинированная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2) с двумя задними двигателями ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. На ней также имелись салон для экипажа и платформа для спускаемого аппарата, который перегружала боковая крановая система. При двукратном повышении мощности проходимость и скорость амфибии увеличились, но одновременно возросли весовые и габаритные параметры, не позволявшие доставлять ее воздушным транспортом.
Самая крупная 360-сильная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2). 1970 год
Испытания эвакуационной машины ПЭУ-2 в водоеме полигона 21 НИИИ
Погрузка спускаемого аппарата при помощи двухбалочного бокового крана
ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1975 – 1991 гг.)
В середине 1970-х СКБ ЗИЛ приступило к созданию комплекса ПЭК-490 для наземных подразделений космических спасательных служб ВВС. Первоначально в него входили два базовых автомобиля разного назначения — грузовой ЗИЛ-4906 с боковой перегрузочной системой и пассажирский ЗИЛ-49061 с 10-местным салоном. Их оборудовали 150-сильным мотором, более простой механической трансмиссией, торсионной подвеской, стеклопластиковыми корпусами и двумя гребными винтами.
Первая версия плавающей грузовой установки ЗИЛ-4906. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)
Прототип плавающей пассажирской машины ЗИЛ-49061. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)
Окончательный вариант грузовой машины ЗИЛ-4906 середины 1990-х годов
В 1980 году обе версии автомобилей начали поступать в поисково-спасательные подразделения ВВС, где в процессе эксплуатации за специфическую яркую бело-голубую окраску им присвоили имя «Синяя птица», ставшее официальной маркировкой этой техники.
Испытания грузового эвакуатора ЗИЛ-4906 с макетной нагрузкой
Серийный образец поисково-эвакуационной установки ЗИЛ-4906
Полностью укомплектованная спасательная машина ЗИЛ-49061. 1995 год
Окончательный пассажирский вариант с уютным салоном для космонавтов
Демонстрация амфибии ЗИЛ-49061 на полигоне 21 НИИИ (фото автора)
В начале 2000-х годов развитием плавающей серии «Синяя птица» стала сухопутная эвакуационная машина ЗИЛ-49061ГОТ с пассажирским салоном. Ее разработка проводилась с 2001 года под руководством ведущего инженера Евгения Ивановича Прочко. Через два года был собран и испытан единственный образец, получивший имя «Гидроход». Оно указывало на главную особенность машины — редчайшее экспериментальное применение на тяжелом автомобиле гидрообъемной трансмиссии для привода всех колес через бортовые и колесные редукторы. На ней использовались силовые агрегаты ЗИЛ и Detroit Diesel, а также немецкая гидравлика. На машине осталось смонтировать электронную следящую систему, но все работы были прекращены в связи уходом из жизни ее создателя.
Уникальный автомобиль ЗИЛ-49061ГОТ с гидрообъемной трансмиссией
Вездеход «Гидроход» на испытаниях в 21 НИИИ. 2003 год (фото автора)
Тем временем в гамму машин «Синяя птица» были введены доработанные версии ЗИЛ-49062 с гидроманипулятором и ЗИЛ-49065 с навигационной системой для оперативного обнаружения места посадки космических аппаратов.
Первая пассажирская машина ЗИЛ-49065 с навигационной системой. 2006 год
До сих пор все эти машины остаются на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. В общей сложности за 25 лет их собрали порядка 40 экземпляров. Правда, вопрос, кто будет встречать космонавтов после того, как последние «Синие птицы» уйдут на покой, пока остается открытым.