Наверно самым известным персонажем русских народных сказок является Баба-яга. Мало того зловредная старуха уже мировая знаменитость. Она все больше становится брендом наряду с медведем, матрешкой и балалайкой.
В отечественной культуре этот образ настолько заезжен, что над ним как только не изгаляются. Пытаясь придать оригинальности. Не далек тот день, когда в очередной отечественной киносказке Баба-яга предстанет в обличие доброй феи.
В псевдонаучной литературе выдвигаются самые несуразные конспирологические теории. Начиная от баек про оклеветанную христианами добрую славянскую богиню. До царицы племени людоедов, которая носит в качестве амулета кость из ноги съеденного мужа вождя. (Известная формула: Баба-яга костяная нога.)
Как и положено самому популярному сказочному персонажу, Баба-яга достаточно неплохо изучена отечественной фольклористикой. И настоящая Баба-яга из старых сказок гораздо глубже и интереснее, чем та, которая существует в популярной культуре.
Баба-яга в той или той форме присутствует практически у всех славянских народов. А имя ее восходит к праславянскому «egа». Это слово, может иметь разное значение, от ужаса до мерзости. В современном русском языке это звучало бы примерно как Язва. Все это свидетельствует о древности персонажа который существовал в мифологии народов образовавших славянскую культуру, на заре ее зарождения. Потому рассматривая Бабу-ягу из Русских сказок, мы должны понимать. Та Баба-яга которую мы видим в дошедших до нас сказках может быть более чем искаженным образом. Нам неизвестно кем была Яга изначально, и рассматривать мы будем ту Бабу-ягу которую знаем по русским народным сказкам.
В сказках Яга неизменно живет в чаще леса. В доме на куриных ногах. Дом окружает частокол с надетыми на колья черепами. С избушкой, как и с личностью в ней обитающей мы сейчас и познакомимся.
Избушка на курьих ножках – это так называемое воздушное захоронение. Такой вид захоронения практиковался у многих народов, включая финно-угорские населявшие территорию Древней Руси до прихода славян.
Вот что пишет по этому поводу арабский путешественник 10 века Ибн Фадлан:
«Делают для него ящик из дерева хаданга, кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: «Мы помещаем его между небом и землей, его постигнет дождь и солнце… И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры»
У славянских народов практиковалась традиция ставить небольшие деревянные домики поверх курганов. Сочетание этих двух культур дало так называемые «Избы смерти». Стоящие по всей территории Древней Руси.
Изба смерти представляет собой деревянную избушку, поставленную на пеньках срубленных деревьев. Для того что бы пеньки сохли и меньше гнили их корни либо подрубались, либо вытаскивались из-под земли. Те самые курьи ножки.
Вот как описывают русские сказки обитательницу избушки:
«сидит баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.»
По сути, здесь описан покойник, сидящий в деревянном ящике. Причем покойник достаточно разложившийся. Понятно от чего у Бабы-яги такой скверный характер.
Помимо жуткого вида Яга умеет колдовать, а так же пользуется атрибутами ведьмы, метлой и ступой. Видимо при жизни она обладала волшебным даром, потому и помещена между небом и землей, то есть между мирами. Быть проводником между миром людей и миром потусторонним.
Потусторонний мир в сказках именуется Тридевятым царством. В околонаучной и даже научной литературе бытует определение Тридевятого царства как мира мертвых. Но это не совсем отображает сути. Тридевятое царство это не то же самое, что подземные владения Аида в древнегреческой мифологии. Помимо мертвых там обитает абсолютно вся сказочная невидаль. А белый (день), красный (заря) и чёрный (ночь), всадники ездят мимо избушки Бабы-Яги в мир людей и обратно как на смену. Тридевятое царство это нечто большее, чем просто загробный мир, это волшебный мир альтернативный окружающему.
Сказочный герой попадает к домику на куриных ногах, когда ему нужно пройти в «Тридевятое царство» или нужен волшебный предмет. Часто и то и другое. Ведёт себя с героем Яга очень сильно по-разному. Иногда помогает, иногда дает испытания под условие, если выполнит, поможет, не выполнит, съест. Порой хочет съесть сразу, тогда герой обманывает Ягу при помощи волшебных зверушек. Видимо отношение к герою зависит от личных предпочтений или родственных связей.
В пограничье между мирами где обитает Яга герой может попасть произнеся заклинание:
Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом
Иногда Яга проделывает над героем погребальные обряды, омовение, угощение поминальными яствами. Иногда совершает обряд перепекание. Если ребенок, рождался хилым и болезненным, над ним совершали такой обряд: Клали на лопату и засовывали в неактивную печь. Имитируя выпечку хлебы. Таким образом, младенец как-бы обновлялся. Эти действа возможно нужны для приведения героя в пограничное состояние, в котором он может существовать между мирами.
Персонаж Баба-яга конечно неприятный. Мертвая ведьма, людоед. Но она выполняет важную функцию проводника в потусторонний мир и обратно. Часто выступает незаменимым помощником сказочного героя. При жизни Баба-яга могла быть милейшим человеком и родственником героя.