В самый главный собор Новгорода, расположенный в сердце средневекого города, в его Детинце, Софийский (как известно, одной из клятв новгородцев били слова о готовности умереть за Святую Софию), ведут три входа. В настоящее время посетители собора попадают в него через северный вход (совершенно ничем не примечательные двери). Но главный вход в собор, что совершенно естественно, поскольку алтарная часть ориентирована на восток, находится на его западной стороне.
Этот вход с конца XII века украшают изумительные по красоте бронзовые врата, которые открываются только в исключительных случаях.
Общий вид Магдебургских врат:
История появления этих врат, которые хочется рассматривать до бесконечности, необычайно туманна и запутанна. Достаточно сказать о том, что большинство современных новгородцев, как видно, не слишком искушенных в истории (спасибо ЕГЭ?), искренне уверены в том, что они были вывезены из Константинополя ни кем иным как самим Ярославом Мудрым (к этому князю в Новгороде вообще, как мы заметили, особое отношение и в популярности с ним может конкурировать разве что Александр Невский). Разумеется, ничего общего с Ярославом Мудрым эти врата не имеют, да и их происхождение вовсе не византийское.
Весьма популярна также версия о том, что врата были вывезены Владимиром Крестителем из Корсуни (или из Константинополя) в 988 году. Она появилась еще в середине XV века, и долгое время врата наименовались Корсунскими.
Но вероятнее всего, эти врата были изготовлены западноевропейскими мастерами из немецкого (саксонского, или точнее, анхальт-саксонского) Магдебурга в середине XII века по заказу епископа одного из древнейших польских городов Плоцка, которого звали Александр (его изображение, кстати, есть на одной из створ врат, ниже левой ручки в виде львиной головы, в окружении диаконов):
Польские исследователи полагают, что врата до Плоцка не доехали, так как их по дороге из Магдебурга перехватили шведы, умыкнувшие их и переправившие в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну. Именно поэтому врата имеют еще три названия, наряду с Корсунскими их называют также Магдебугскими, Плоцкими и Сигтунскими.
Между тем, в Сигтуне они задержались ненадолго. В августе 1187 года новгородцы совершили набег на шведскую столицу, взяли ее, и в качестве одного из трофеев вывезли оттуда эти великолепные врата, украсившие собор Святой Софии.
Не возьмусь утверждать, что вышеизложенная версия является достоверной на все 100%, но она, по крайней мере, намного более правдоподобна, нежели легенды о корсунском или константинопольском происхождении врат, хотя бы потому, что совершенно очевиден не православный, а католический характер рельефных изображений, которыми они покрыты.
Так или иначе, но мы можем любоваться настоящим произведением искусства романского стиля, при этом не воспринимающимся чем-то чужеродным во внешнем облике собора Святой Софии.
На сорока восьми бронзовых пластинах проилюстрированны сюжеты из Ветхого и Нового Заветов: рождение Евы из ребра Адама, Адам и Ева в райском саду, Рождество Христово, Сретение, Распятие, Вознесение и многие другие.
Средняя часть врат с отдельными фрагментами:
В нижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров, вероятно, создателей врат. Из латинских надписей мы узнаем их имена: Риквин и Вайсмут.
В центре нижней части створы — третья фигура. Над ней начертано на старославянском: «Мастер Авраам» (возможно, это изображение новгородского мастера, собиравшего и дополнявшего врата уже в Новгороде), справа от него сцена сотворения Евы, а справа — грехопадение прародителей человечества (надписи соответствующие, хотя, не совсем понятно, зачем они понадобились, ведь и так все понятно):
Нижная часть правой створы врат:
Интересны и ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей.
Все это символизирует ад. В пастях львов видны человеческие головы — это грешники, которых сей ад поглощает. А чтобы никто не сомневался, тут же соответствующие надписи: «Ад пожирает грешных» (см. сверху над головой льва):
Напоследок небольшой лайфхак.
Если вы хотите спокойно рассмотреть Магдебургские врата, то советую вам посетить новгородский Детинец не в выходные дни, а в будни и как можно пораньше (тем более, что Кремль открыт с 6 часов утра для свободного и бесплатного доступа всех желающих). Иначе вам придется толкаться среди множества туристов, стремящихся запечатлеть себя любимых на фоне врат, а также экскурсионных групп, прибывающих одна за другой, обязательно останавливающихся по воле гидов перед западным порталом собора и закрывающих весь обзор.
Сергей Воробьев.