Генетики нашли потомков жителей Крита и героев мифов Древней Греции

Генетики нашли потомков жителей Крита и героев мифов Древней Греции

https://ria.ru/science/20170802/1499628073.html

02.08.2017

МОСКВА, 2 авг – РИА Новости. Герои "Илиады" и прочих мифов Древней Греции, а также остальные представители микенской и минойской цивилизаций были близкими родичами древних жителей Турции и Ирана, а также жителей российских степей Прикаспия, выяснили генетики, опубликовавшие статью в журнале Nature.

"Мы хотели понять, отличались ли минойцы и микенцы на генетическом уровне, приходились ли они друг другу родственниками, кто был их предками, и являются ли современные греки и критяне потомками этих древних цивилизаций", — рассказывает Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из университета Тюбингена (Германия).

90 лет назад, 4 ноября 1922 года, британский археолог Говард Картер обнаружил гробницу фараона Тутанхамона.

Микены (Mycenae) — древний город в Арголиде (южная Греция), крупный центр эгейской культуры. Разрушен около 1200 года до н.э. В ходе раскопок, начатых в 1874-1876 годах немецким археологом Генрихом Шлиманом, были найдены шахтные гробницы. В могилах имелись сокровища — предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца, многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота. За пределами города были найдены девять купольных гробниц, или толосов, и большое количество камерных гробниц.
В 1999 году руины города Микены вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (РИА Новости https://ria.ru/spravka/20121104/908921813.html)

Под огнями Эллады

Гектор, Ахиллес, Геракл и прочие герои древнегреческих мифов относятся к двум загадочным культурам античности, минойской и микенской, существовавшим на Крите и на материковой Греции примерно 5-3 тысячи лет назад. Эти древние народы бесследно исчезли с лица Земли после вторжения племен дорийцев, в результате чего их культура была почти полностью уничтожена, а история происхождения стала большой загадкой для ученых.

Первые значимые следы минойской культуры были открыты только в начале 20 века, когда британский археолог Артур Эванс открыл "мертвый город" Кносс, предполагаемую столицу древнего Крита. В последующие годы ученые открыли на территории дворцов Кносса следы таинственной цивилизации, сочетавшей в себе как признаки культур Египта и Ливии, так и народов Балкан и Анатолии. Это породило разногласия среди археологов, разделившихся на сторонников "европейской" и "африканской" версий.

Проблем добавляет и то, что письменность древних минойцев так и не была расшифрована, из-за чего ни историки, ни лингвисты не имеют понятия о том, какие народы древнего мира были их ближайшими родичами и где жили предки героев Троянской войны до их миграции в Элладу и на Крит. Поэтому дискуссии о происхождении этих народов идут уже более ста лет и не думают прекращаться.

Краузе, Дэвид Рейч (David Reich) из Гарвардского университета (США) и множество других известных палеогенетиков сделали большой шаг к разрешению всех этих споров, "воскресив" и расшифровав ДНК 19 микенцев и минойцев. Их останки были найдены на территории бывшей Арголиды, где находились сами Микены, острова Саламин, в центральных регионах Крита и в руинах городов-государств на побережье современной малой Азии.

"Каспийский" след

Расшифровав эти древние ДНК, ученые сравнили наборы мелких мутаций в них с тремя сотнями других геномов древних жителей Европы и Малой Азии, а также с ДНК двух тысяч жителей современной Греции и Крита. Это позволило им найти и предков, и потомков древних микенцев и минойцев, и понять, как менялись их популяции с течением времени.

К примеру, Краузе и его коллеги обнаружили, что микенцы и минойцы действительно приходились друг другу родственниками – их предки проникли в будущую Элладу из Анатолии и Ирана примерно в одно и то же время, около четырех тысяч лет назад.

Попав на новую родину, они смешались с местными племенами людей, жившими в Греции со времен неолита, после чего их судьбы разделились. Минойцы, как считают Рейч и его коллеги, вели достаточно изолированный образ жизни и контактировали только с микенцами, благодаря чему их геном почти не менялся. Микенцы, в свою очередь, пережили как минимум один эпизод смешения с пришлыми народами, от которых они унаследовали примерно 13-18% своей ДНК.

На роль этих народов, по словам Краузе, претендуют первые племена индоевропейцев, жившие, как недавно выяснили генетики, в российских и украинских степях у берегов Черного моря и Каспия около 5-6 тысяч лет назад. Другой возможный вариант — вторжение племен охотников-собирателей с севера, а не с востока, как в случае с "каспийской" версией.

Все это, как отмечают ученые, в очередной раз опровергает популярные "культурологические" теории о том, что минойцы и микенцы были родичами народов Древнего Египта и других южных стран, мигрировавшими на Крит и на Пелопоннес морским путем.

Что интересно, ДНК древних жителей Эллады показывает, что фрески дворцов Кносса и рисунки на древнегреческих амфорах не искажают действительность – представители этих цивилизаций действительно обладали светлой кожей, темными волосами и глазами, а также типичными "греческими" чертами лица.

Соответственно, современные греки действительно могут считать себя наследниками первой европейской цивилизации,так как их ДНК, как заключают Рейч, Краузе и их коллеги, содержит в себе следы геномов микенцев и минойцев с небольшой примесью других народов, с которыми греки контактировали после окончания "золотого века" Древней Греции.


РИА Новости https://ria.ru/science/20170802/1499628073.html

Минойская цивилизация — высокоразвитая культура бронзового века на острове Крит (Ш-II тысячелетие до н.э.). Открыта английским археологом Артуром Эвансом(Arthur Evans) и названа по имени легендарного царя Миноса.
В результате раскопок, которые начались в 1900 году и продолжались до 1930 года, были открыты городские постройки и дворцовые сооружения (Кнос, Агия Триада, Фест, Маллия), некрополи. Комнаты Кносского дворца, названного Эвансом Дворцом Миноса, украшены богатыми росписями (XVII — XV веков). Самая известная находка Фестского дворца — каменный диск с отлично сохранившимися надписями на неизвестном науке языке. Хранится в историческом музее административного центра Крита — города Ираклиона.
Артур Эванс также создал периодизацию минойской цивилизации, разделив ее на ранний, средний и поздний периоды.

РИА Новости https://ria.ru/spravka/20121104/908921813.html

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Один из организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://lah.ru/mast/lection.htm)

Авторская видеолекция (на Клубном Лектории "Истоки Цивилизаций") по истории народов Европы:

Предварительный видеотрейлер по лекции по истории минойцев и пеласгов:

«Легендарные Цивилизаторы Европы: Пеласги, Крито-Минойцы, Этрусски (Расены)»

Переиздание:

А. Алмистов: Этруски, Крито-Минойцы, Пеласги #1 /Дополненное переиздание/HD

А. Алмистов: Этруски, Крито-Минойцы, Пеласги #2 /Дополненное переиздание/HD

Координатор Проекта «Русское Атлантологическое Сообщество (Ассоциация) – РАС(А) - http://paca.ucoz.ru/

Автор военного романа «Человек с автоматом» («A Man with AKM Kalashnikov rifle») - https://www.litres.ru/aleks-a-almistov/chelovek-s-avtomatom/
Автор историко-фантастического романа "Атлантида Сумрачного Солнца. Мир Грапы"( Atlantis of the Midnight Sun -2 (4). The World of Grapa) - https://www.litres.ru/aleks-a-almistov/atlantida-sumrachnogo...
Автор историко-фантастического романа "Атлантида Сумрачного Солнца. Предтеча" (Atlantis of the Midnight Sun - 1. Precursor) - https://www.litres.ru/aleks-a-almistov/atlantida-sumrachnogo... , https://www.amazon.com/Атлантида-Сумрачного-Солнца-Предтеча-..., https://www.kobo.com/us/en/ebook/RUCm25bXoj-NPzsILEkwWQ
Автор научно-фантастического романа «Транссферы. «Бермудский» треугольник Вселенной» (Transspheres. Bermuda’s Triangle of the Universe) - https://www.litres.ru/aleks-a-almistov/transsfery-bermudskiy...

Мои Авторские странички в сети:
1. Общедоступная Группа «Атлантида Сумрачного Солнца» в соцсети «ВКонтакте»(Россия) - https://vk.com/public136582347;
2. Общедоступная Группа «Атлантида Сумрачного Солнца» в соцсети «Facebook» (международная) -https://www.facebook.com/groups/AtlantidaSS/

Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх