Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Синие монголы с коричневыми лицами

Синие монголы с коричневыми лицами

Бесхитростный и почти медитативный рассказ монгола о цветовой символике в монгольской культуре . Глазами простого человека, обладающего глубоким взглядом. О

Виктор Хомутский 25 апр, 09:55
+4 23
Егор Яковлев про белый террор против своих

Егор Яковлев про белый террор против своих

https://youtu.be/-Oa3cF6_1oE

Виктор Хомутский 24 апр, 08:34
+5 9
Прочитан свиток с календарем Кумранской общины

Прочитан свиток с календарем Кумранской общины

Ученые отделения библеистики Хайфского университета прочитали еще один древний документ, входящий в число свитков Мертвого моря. Он содержит сведения о календаре,

Виктор Хомутский 26 апр, 15:38
+8 1
"Захар Прилепин. Уроки русского". Урок №22: 1917 раз о Ленине

"Захар Прилепин. Уроки русского". Урок №22: 1917 раз о Ленине

"Захар Прилепин. Уроки русского". Урок №22: 1917 раз о Ленине https://youtu.be/pzzPhWLyz7I

Виктор Хомутский 23 апр, 07:56
+5 7
Горе от ума! Трагическая, фатальная судьба самого известного вундеркинда ХХ века

Горе от ума! Трагическая, фатальная судьба самого известного вундеркинда ХХ века

Врожденный талант, поразительные умственные способности, зашкаливающий коэффициент интеллекта вовсе не гарантируют их обладателю счастья. История Уильяма Джеймса

Виктор Хомутский 25 апр, 15:30
+3 3
КЛАДЫ СОВРЕМЕННОЙ РЯЗАНИ

КЛАДЫ СОВРЕМЕННОЙ РЯЗАНИ

Современная Рязань (стар. Переяславль-Рязанский) — цветущий, прекрасный город со своей историей, мифами и легендами. Древние строения и их фундаменты хранят за

Виктор Хомутский 25 апр, 10:48
+8 2
Жестокие опыты над людьми

Жестокие опыты над людьми

Врач не может стать по-настоящему хорошим врачом, пока не убьёт одного или двух пациентов. Индийское изречение Человеческое тело на 78% состоит из вод

Виктор Хомутский 24 апр, 10:07
+38 22
Вокруг да около «норманнской гипотезы»

Вокруг да около «норманнской гипотезы»

Норманнская гипотеза - это предположение о том, что народ или племя «русь» (давший свое имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных

Виктор Хомутский 31 мар, 10:01
+9 322
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Как европейцы относились к Руси

развернуть
Как европейцы относились к Руси

Чем была Русь для средневекового европейца? Краем света, таинственной страной, не похожей ни на одну западную державу. Неудивительно, что заезжий иностранец порой терялся от избытка впечатлений и легко мог перепутать факты и эмоции, правду и вымысел.

«Московия» vs «Руссия»

Начнём с того, что в Европе долгое время не могли определиться с названием Русского государства. В XV-XVI веках общепринятыми понятиями становятся «Московия» и «Руссия», причём последнее немного отличалось от первого по значению: если Московия – это собственно Москва, то Руссия – синоним Древнерусской, Киевской державы, когда-то поделенной между московским, литовским и польским государями. Соответственно жителей Московии знали как московитов; слово «русский» относилось по большей части к тем, кто исповедовал православную, то есть русскую, веру (это могли быть как сами русские, так и литовцы, и поляки, и немцы).

Попытался разъяснить ситуацию француз Жак Маржерет: «Ошибочно называть их московитами… Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов». Впрочем, термин «Московия» бытовал на Западе еще в эпоху Петра Первого, с чем царь-реформатор активно боролся.

Отъезд в иной мир

По прибытии в другую страну на что вы прежде всего обратите внимание? На культурные особенности, на традиции, на характер людей. Именно так и поступали европейские искатели приключений. Но прежде чем познакомиться с бытом и нравами Московии, до неё надо было добраться.

Сделать это было не так-то просто: путешественникам приходилось преодолевать расстояния в сотни миль, избегать многочисленных разбойников, зачастую ночевать в чистом поле. Не зря австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, чье сочинение о России является едва ли не самым известным, сравнил свою дипмиссию с «отъездом в иной мир».

Переживших все тяготы пути ждал медленный процесс привыкания к новому окружению. Чужестранные авторы, как ни странно, сосредотачивали внимание на почти незаметных мелочах московитской жизни, сопоставляя их с европейскими и периодически вступая в ожесточённые споры друг с другом. Западный наблюдатель старался не упустить из виду ничего, будь то воинские обычаи, кулинария или чеканка монеты.

Нередко обитатель Старого Света отправлял на родину понравившиеся ему «лайфхаки»: так, соотечественник Герберштейна Адольф Лизек записал рецепт приготовления медовых напитков.

Особой темой для читателя-католика или протестанта был религиозный вопрос: как русские крестят детей? Как постятся? Как сочетаются браком? При этом европейцы иногда поражались православному мировоззрению, например отрицанию чистилища и отсутствию целибата у священников.

Огромный интерес для описывавших Московию имели социальные отношения в русском обществе: сословное деление, положение женщины, восприятие свободы и несвободы. Западного человека изумляли глубоко патриархальные порядки России, нашедшие отражение в обожествлении фигуры правителя.

Еще один центральный пункт повествования – планировка поселений. Типичный город Чехии, Германии, Франции – это узкие улицы и прижатые один к одному каменные дома в фахверковом стиле. Другое дело Москва, где хоромы были в основном деревянные, а по дорогам в ряд могли проехать четыре телеги; также иностранцам нередко доводилось видеть столичные пожары.

Рог изобилия

Заметки о Руси были интересны Европе не только как развлекательный рассказ, но и с точки зрения экономики, политики, стратегии. От тех, кто отправлялся в Московию, требовалось подробно описать посещаемую местность и её историю. Такой подход к познаванию новых стран в Средние века называли хорографией.

В России приезжих впечатляли три вещи: огромность территории, плохое качество дорог и, разумеется, холода, непривычные для тех, кто вырос в условиях мягкого климата (особенно тяжко приходилось испанцам и итальянцам).

Однако, несмотря на все пугающие обстоятельства, иностранцы не могли не упомянуть о природных богатствах восточного колосса. Лес, зерно, меха, мёд – невероятное обилие ресурсов вызывало настоящий шок у выходцев из небольших европейских государств.

Вполне очевидно, что европейцы разглядели в далёкой Московии важного торгового партнёра, способного удовлетворить потребность в предметах первостепенной необходимости. Впрочем, в Москве не было многих товаров, к которым успели привыкнуть западные соседи, к примеру, оливкового масла.

Кладовая легенд

Европейцы оставили потомкам огромное количество мифов, привезённых из Московской Руси. Именно благодаря европейцам до нас дошло предание о Золотой бабе, загадочном идоле, выполненном в форме женщины, держащей в руках младенца. Впервые о ней сообщают скандинавские саги, указывающие её местоположение в Пермской земле. К началу позднего Средневековья языческое божество «перекочевало» в устье Оби.

Вообще Урал и Западная Сибирь, иначе именуемые Лукоморьем, – это своеобразная аномальная зона Московии; до нас дошли небылицы о местном населении, впадающем в анабиоз, словно лягушки. Со времён Геродота Европа верила, что далеко на востоке обитают люди с пёсьими головами, с глазами на груди, без рук или без ног, а также водится чудесная рыба человеческого вида, имеющая приятный вкус.

«Люди чудовищны»

К несчастью, характерными чертами представителей Западной цивилизации являются самовлюблённость и, как следствие, презрение по отношению к другим народам. Европейцы никогда не скупились на оскорбления вроде «люди чудовищны», «мужчины вероломны», «женщины развращены»; к тому же они случайно или не случайно могли допустить неточность, унижавшую русского в глазах читателя: например, сообщение о том, что в России не умели подковывать лошадей, или заявление о бродящих по городам медведях.

Но были и те, кто глубоко уважал московитов. Альберт Кампензе, отец и брат которого полжизни прожили в Москве, писал: «Обмануть почитается у них ужасным, гнусным преступлением, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».

Вполне очевидно, что при подобных противоречиях обывателю крайне непросто сложить чёткое мнение о Руси. И всё же Старый Свет был един в одном: Московия – необходимый союзник в борьбе за христианские ценности со страшным врагом – турками и татарами.

Спустя века, когда человеческая мораль и расстановка сил на мировой «шахматной доске» кардинально изменятся, Россия в умах европейцев так и останется полудикой нацией, с которой возможны контакты только в случае опасности.


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 12.02.2018 в 18:20

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Galina Samylina
Galina Samylina 13 февраля, в 08:26 Какая каша в голове у автора. Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей 13 февраля, в 15:38 Автор не ясен...смотрел по ссылке. 
Во времена тевтонцев на той стороне земли Невского, Псков, Новгород называли Руссией. 
В Великой Литве и Речи Посполитой русская сущность и православие изживались. но земли они стремились оставить за собой, поэтому азартно клеили этот термин "Московия" и западники знали нас по такому званию от посполитов. По преодолении Смуты в 1612 году наши предки внесли ясность с державным именем. Все челобитные подавались на имя Государя всея Руси, Руси, Росии. То есть Имя транслировалось во все страты общества уже через документооборот, хотя не было кодифицировано. Вот и сейчас державное имя в двух вариантах - Россия - Российская Федерация. 
Текст скрыт развернуть
2
Гордей
Гордей Гордей 13 февраля, в 15:42
В 1613 году в титуле у митрополита термин «Русия», а у царя Михаила Фёдоровича — «Росия». «Московия» — название Русского государства в иностранных источниках XVI—XVII вв. Термин «Россия» окончательно закрепляется Петром Великим (1689—1725). На монетах Петра I до принятия титула императора значилось «Царь Пётр Алексеевич, всея России Повелитель» и «Московский рубль» на обороте. («Всея России Повелитель» сокращалось в «В.Р.П.», но иногда писалось и полностью). 19 мая 1712 года столица перенесена в Санкт-Петербург.”

АЛЬБЕРТ ВИМИНА ДА ЧЕНЕДА ИЗВЕСТИЯ О МОСКОВИИ
Во-первых, скажу, что Московия не всегда называлась сим именем, и что никогда не были столь пространны пределы сей Империи, объемлющие ныне древния владения Казани, Астрахани и Сибири, и сверх того обширные равнины по ту сторону Волги и Дона. Издревле она именовалась Руссиею, а даже и ныне природные жители называют ее сим именем; но с тех пор, как Литовцы и Поляки завладели тою частию, которая граничит с Польшею, Московиею и Дунаем, простираясь вдоль по течению Днепра до самого Черного моря, она получила по сему обстоятельству название Черной, что ее отличает от верхней части сей страны, называемой Белою. Кажется, что только с того времени, когда столица была перенесена в Москву (за 200 лет пред сим, по доставленному мне счислению), иностранцы стали вообще называть владения сего Государя Московиею, а народ Московитянами.

Страна русских - Русия. И так оно и есть, для всех почти в Мире. Арабы говорят - Русия. Французы - Русси. Немцы - Русланд. По английски пишется Russia. А вот для византийских греков, от кого и произошло имя Росия, видимо, с произношением были проблемы.. В летописях вскоре стали записывать Русь, Русская земля. Греческое название проникало с православием. После уничтожения Киева ордынцами в 1240 году новоиспечённый митрополит Кирилл прибыл в Киев в 1243 году, но вскоре отбыл в Новгород, а оттуда во Владимир, сместив тем самым по сию пору центр управления русским православием на Великую Русь. Начальство сидело в Константинополе и определило две митрополии - Великая Росия с центром в Киеве, и Малая Росия, с центром где то на Галичине. Так продолжалось до падения Константинополя где то в 1450 х годах и превращения турками в Стамбул. Прибыли и много духовенства с погибшей Византии. Так пришло греческое понятие Великая Росcия. На то время широко использовалось и наименование Русия. Вот пример.
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Гордей 13 февраля, в 15:43
rusarchives.ru/smuta/01-001-venchanie-na-carstvo-fedora-ivanovicha.shtml
vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XIII/1260-1280/Zabyt_proizv_russ_pism/text.phtml
Русия и Росия - равноценно применяются до половины 17 века. В данных текстах даже записаны одним и тем же человеком.

При батюшке Петра Великого стало преобладать имя Росcия...И окончательно закреплено при Петре. Отсюда стали склонять в разных патриотических одах. Великие Россы, Гордые Россы. Карамзин пишет о Россиянах, которые у него аж сражаются со Святославом Храбрым во главе. Хотя имя Росия было и тогда, обозначало Русь у греков и письменно первые зафиксировано под 950 годом в сочинении Константина Багрянородного. Не дали вовсе забыть Русь, вот Суворов и Пушкин. "Здесь Русский дух..." "Слух обо мне пройдёт по всей Руси Великой..." "Мы - Русские! Какой восторг!" До 1917 везде в прессе, в литературе пишется Роcсiя. Никто в мире не называют нас Россией в современности, кроме нас самих, и греков. Все называют Русией.

rusrand.ru/analytics/velikaja-malaja-i-belaja-rus

11 июня 2014

Великая, Малая и Белая Русь 
Текст скрыт развернуть
1
Рафаиль Вахитов
Рафаиль Вахитов Гордей 16 февраля, в 17:07 К несчастью, характерными чертами представителей Западной цивилизации являются самовлюблённость и, как следствие, презрение по отношению к другим народам. Европейцы никогда не скупились на оскорбления вроде «люди чудовищны», «мужчины вероломны», «женщины развращены»; к тому же они случайно или не случайно могли допустить неточность, унижавшую русского в глазах читателя: например, сообщение о том, что в России не умели подковывать лошадей, или заявление о бродящих по городам медведях.
Вот откуда вы русские берете пример когда пишете о татарах !
Текст скрыт развернуть
-2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Блог
Жестокие опыты над людьми

Жестокие опыты над людьми

Врач не может стать по-настоящему хорошим врачом, пока не убьёт одного или двух пациентов. Индийское изречение Человеческое тело на 78% состоит из вод

Виктор Хомутский 24 апр, 10:07
+38 22
Стройбат. 1941 г.

Стройбат. 1941 г.

"Чем ближе к передовой, тем чаще люди гибнут от бомбёжки и обстрела. Чем больше встречается на пути разрушений, машин с эвакуированными ранеными, тем я

Виктор Хомутский 2 апр, 08:24
+35 4
Непристойные старинные традиции, слишком смелые даже для современного человека

Непристойные старинные традиции, слишком смелые даже для современного человека

Публичная проверка потенции и другие примеры раскованного поведения наших предков. До сексуальной революции 1960-х годов принято было считать, что наши предк

Виктор Хомутский 3 апр, 16:56
+35 3
В плену у индейцев: тайна женщины с татуировкой на лице

В плену у индейцев: тайна женщины с татуировкой на лице

Эта история произошла в 1851 году с девочкой по имени Олив Оатман. Ее родители Ройс и Мэри были мормонами. Они направлялись в Калифорнию, когда на их обоз напали и

Виктор Хомутский 14 апр, 07:48
+33 5
Присоединиться

Последние комментарии

donskoy sphinx
Axel Wintermann
donskoy sphinx
Фома Неверующий
это нквд в тире стреляют по мишеням
Фома Неверующий Егор Яковлев про белый террор против своих
Рафаиль Вахитов
Виктор Хомутский
Volodia Morgan
pavel chukreev
интересная передача)))
pavel chukreev "Захар Прилепин. Уроки русского". Урок №22: 1917 раз о Ленине
Фотолюб
Виктор Хомутский

Поиск по сайту