К вопросу о старомонгольской письменности

В настоящее время ранний период истории Монгольской письменности остается малоизученным, однако ее появление связывают с фигурой Чингис-хана. По одной из легенд он потребовал создать письменность на основе архаичного в его времена произношения, чтобы письменность объединяла носителей различных диалектов.

Наиболее же популярна версия, в соответствии с которой около 1204 года Чингис-хан повелел захваченному уйгурскому писцу Тататунгу приспособить для записи монгольского языка уйгурский алфавит. Эта легенда иллюстрирует исторический факт культурного влияния подчинившихся монголам уйгуров на заре становления Монгольской империи (помимо языка, влияние прослеживается в наследовании буддийских традиций).

До ученых дошла незначительная часть аутентичных памятников старомоногольского письма. Древнейшим из известных на сегодняший день является стела – Чингисов камень (прим. 1224-1225 гг.), найденная Г.И. Спасским в 1832 году в Нерчинском округе в Забайкайле (недалеко от городища, входившего во владения Есунхэ), на котором уйгуро-монгольским письмом начертана надпись. Согласно мнению большинства современных ученых, надпись на этом камне рассказывает, как во время пира по поводу победы Чингис-хана над сартулами племянник Чингиса Есунке отличился в стрельбе из лука, пустив стрелу на расстояние в 335 саженей

Первая попытка перевода надписи была совершена дореволюционным исследователем Венчиковым: 'Когда Чингис-хан соизволил овладеть сартольским народом и присоединить к древнему становищу всего монгольского народа, находящиеся вообще по Онону побеждены тремя стами тридцатью пятью посланными'.

Так как первооткрыватели памятника легко читали первые два слова на камне 'Чингис хан', то камень получил название Чингисова. Стела была доставлена в Санкт-Петербург. В настоящее время Чингисов камень находится в коллекции государственного Эрмитажа.

Самой заметной чертой старомонгольского письма является вертикальное направление письма – это единственная активно использующаяся вертикальная письменность, в которой строки записываются слева направо. Письменность с небольшими изменениями дошла до наших дней и используется монголами.

Список использованной литературы:

Доржи Банзаров. Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-хана // Записки Императорского археологического общества. -СПб, 1851. — Т. III. — С. 268-292.

Х. Батцэнгэл. История письменности монгольского языка // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов». – Томск: Изд-во ТомГУ, 2014. – С. 486 - 490.

Гриневич Г.С. Древняя письменность Сибири и Монголии. – М.: Летопись, 1999. – 260 с.

Константинов А.В. Чингисов камень // Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / Под ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2011. — 368 с.

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх