Свежие комментарии

  • Владимир Ломакин
    Да уж, промыли вам там мозги антикоммунисты. Теперь вы бредите.Варяжские имена п...
  • Александр
    То,что вы не знаете истории,а кормитесь слухами и сплетнями,пусть и историческими, я давно понял. А в Болгарию откуда...Варяжские имена п...
  • КОЦО СИЛЯВСКИ
    ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАДО МИНОВАТЬ..ЧТОБ РУССКИЙ ЯЗЫК СТАЛ БЫ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ! И ЗА ЭТО ВИНОВАТ ЛЖЕ-ПЕТР. В СВОЮ АЗБУКУ (АЛЬФАВ...Варяжские имена п...

Восшествие на престол Бориса Годунова. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

Борис Федорович Годунов (1552—1605) вступил на престол 21 февраля 1598 г. После смерти бездетного царя Федора Ивановича его вдова, царица Ирина, удалилась в Новодевичий монастырь. Туда же уехал и ее брат, Борис Годунов. Для избрания нового царя был созван Земский собор. 17 февраля 1598 г. выборные (457 человек) собрались к патриарху московскому Иову. Среди них значительную часть составляло духовенство и московские служилые люди, поддерживавшие Годунова. Собор постановил просить Бориса Федоровича вступить на престол. 21 февраля члены собора направились в Новодевичий монастырь и «уговорили» Годунова принять царский титул.

В воскресенье, в Масленицу, Борис Федорович Годунов торжественно въехал в Кремль, но затем на весь Великий пост вернулся в монастырь. И только в конце апреля 1598 г. новый царь окончательно поселился в Кремле.

Орфография и пунктуация текста приближены к современным нормам, но для сохранения стилистических особенностей языка XVII века отдельные слова и выражения оставлены в характерном написании той эпохи.

Восшествие на престол Бориса Годунова. Извлечение из Нового летописца. 1626—1630

Трон Бориса Годунова. Конец XVI в. Государственная Оружейная палата

О взытии на престол царский Бориса Годунова.

 

Того ж года, по смерти царя Федора Ивановича, бояре и прочие люди начаша советовати о избрании нового царя на государство Российское; того ради избрания и от всех градов избирающе люди, посылахуся к Москве.

Все же собравшеся приидоша к патриарху Иову, моляще его, да изберет им царя, его же Бог покажет ему. По многих же глаголех патриарх и власти и бояре многие и прочие все умыслиша возвести на престол царский Бориса Годунова, ведуща его разумна паче иных, паче же желаху его быти царем простые люди, к ним же он аще и лестью, но всегда милостив и правосуден во всем являшеся; и многие бояре его желаху быти царем, зрящи разум его и правосудие, не знающе лести его, яко он издавна того желает, и яко того ради повеле убить царевича Димитрия, да царский род пресечется, дабы мог без преткновения сам царем учиниться. Едини точию от бояр Шуйские не желаху его царем видеть, ведущи хитрость его и чающи от него многого озлобления, но против всего множества ничтоже успеша; многие бо избрании шедше начаша Бориса Годунова молить, да будет царем. Он же исперва аки бы не хотяше, начат отрицатися, глаголя: есть у нас еще благочестивая царица, аще и пострижется, на обаче честь ее от Бога данная с нею есть; подобает прежде молить о том ее, как она благоволит. Слышав же сии его словеса, патриарх Иов и прочие усоветоваша все вкупе, еже взять из соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы образ ее святой, написанный евангелистом Лукою, и прочие святые иконы, и честные кресты, и идти в монастырь Новодевичий, и там молить о том Бога и просить царицу, да повелит брату своему царем быть в Московском государстве, и сотвориша тако. Во вторник сырной недели того ж лета, вземше честную икону Богоматери и прочую святыню, патриарх Иов с освященным собором и с бояры и с всенародным множеством [С. 46] пойдоша в монастырь, моляще Бога, да подаст всему народу полезная; и пришедши в монастырь, совершивши молебное пение, начаша все просить царицу, да повелит быть царем брату своему. Она же многажды отрицашеся, глаголющи: что ми труды деете; аз бо до сего орудия не имам; вы яко хощете, так и творите, и его же Бог изречет, той и царем будет. Патриарх же и все народи прилежнее моляху, да исполнит прошение их; она же по многом прошении, едва повинуясь, рещи: аще Бог так изволит, да будет царем брат мой. По сем приидоша к Борису и нарекоша его царем того ж дни; он же устави той день праздновать Одигитрию Пресвятую Богородицу, и так совершашеся в той день празднество до приходу к Москве Ростригина. Пришедше ж из Новодевича монастыря к Москве, в царские ж палаты прейде в неделю первую Великого поста[1]. [С. 47]

 

Новый летописец, составленный в царствование Михаила Феодоровича / Издан по списку князя Оболенского. – Москва: В Унив. Тип., 1853. С. 46– 47.

 

[1]Автор Нового летописца не точен: Борис Годунов приехал первый раз из Новодевичьего монастыря в Московский Кремль в воскресенье на Масленице, то есть в последний день перед первой неделей Великого поста. Весь пост он говел в Новодевичьем монастыре и только после Пасхи он окончательно переехал в Кремль.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх