Военное дело сербов в Средневековье

Военное дело сербов в Средневековье

Средневековая Сербия прошла очень любопытный путь — от племенного союза до гегемона Балкан. Он был долгим и очень непростым. Первая попытка стать региональной державой провалилась после неудачной битвы с венграми, только успевшее консолидироваться княжество не выдержало такого испытания. Но вторая по своему размаху и результатам превзошла все ожидания современников. Затерянная в горах область превратилась в Сербское царство, подмявшее под себя обширные территории от Белграда до Салоник. Увы, и его ждала печальная судьба, междоусобицы и алчность феодалов растащили страну на куски. О сербских правителях написаны многие тома, их политика всесторонне изучена именитыми авторами. Но тем, кто своим мечом ковал победы, кто лил кровь за королей и стоял на страже границ, внимания посвящено куда меньше. В тексте ниже мы кратко рассмотрим как формировалась сербская армия в эпоху Средних веков, у кого она училась тактике и почему сербские короли столь широко опирались на наемные отряды.

Прежде чем мы перейдем к нашему рассказу, нужно сделать немаловажную оговорку. А заключается она в том, что достоверной информации о военном деле сербов в то время сведений крайне мало, и, как следствие, вниманием историков оно отнюдь не избаловано. Даже в сербской историографии по данной теме качественных обобщающих трудов минимум. Из самых известных «Стара српска воjска» Стояна Новаковича (1893), затем работы Гавро Шкриванича, особенно его «Оружје у Средневековоj Србиjи, Босни и Дубровнику» (1957), далее «Држава српских деспота» Андрии Веселиновича (1995), и, наконец, книги Душана Васильевича, в частности его «Срби и Мађари од Косова до Мохача 1389—1526» (2016). Да, есть еще масса различных статей по отдельным моментам данной темы, вроде «Византийские источники о сербском вооружении в XII веке» или «Система проний в Сербской деспотовине», но это уже совсем узкоспециализированные работы.

Фактически, более-менее достоверные и полные сведения о военном деле сербов появляются только после XI столетия. Как их войско было организована в предыдущие несколько столетий историкам известно мало. Есть только обрывочные сведения из византийских источников и франкских хроник, анализ данных народного эпоса и множество различных теорий и догадок.

Согласно трудам византийского императора Константина Багрянородного, племенной союз сербов пришел на Балканы в начале VII в. После ознакомительных перемещений по землям Империи, которые ее очень огорчали, сербы осели в районе между рекой Савой и Динарским нагорьем. Константин Багрянородный довольно точно описал местность, где впоследствии возникли сербские государственные образования — склавинии. От реки Цетина до реки Неретва была Пагания, также известная как Неретвлянское княжество. От Неретвы и до района современного Дубровника располагалось Захумье. От Дубровника и до Которского залива лежала Травуния. Рядом с ней на побережье Адриатики была небольшая область Конавлия. От Которского залива и до реки Бояна размещалась Дукля. Все они, кроме Конавлии, севернее себя соприкасались с самой крупной сербской склавинией, которую Багрянородный называет «Крещеной Сербией», и которая состояла из Рашки и Боснии.

Сербские государства на Балканах в IX в. / Автор PANONIAN, wikimedia.org.

Сербские государства на Балканах в IX в. / Автор PANONIAN, wikimedia.org.

Часть древнесербских племен оказались под властью Византии и Болгарии и на протяжении нескольких веков не имела собственной государственности, а также была отрезана от тех сербов, которые были независимы. В IX в. сербские склавинии были объединены династией Властимировичей, которая правила в Сербском княжестве. Именно при Властимировичах во второй половине IX в. сербы приняли христианство.

Итак, после переселения на Балканы военная организация сербов почти ничем не отличалась от той, что веком ранее была у древних славян, начавших свои масштабные походы во владения Византийской империи. Войско состояло из свободных мужчин, которые объединялись под главенством предводителя рода, который, в свою очередь подчинялся племенному старейшине – жупану. Отряды нескольких племен формировали армию Сербского княжества Властимировичей. У самого князя была также личная дружина. Но сколько воинов она в себя включала, как была оснащена – нам неизвестно. Возможно, несколько десятков избранных бойцов от каждого племени, а возможно, что и несколько сотен. Вооружение простого ратника состояло из копья или топора, пары-тройки коротких метательных копий, а также щита. Некоторые использовали луки и стрелы, а топоры или боевые ножи носили для ближнего боя. Мечи и доспехи оставались уделом только наиболее знатных и богатых воинов. Да, со временем и они получали все большее распространение, но в эпоху Властимировичей, то есть в VIII–X вв., ситуация еще не изменилась. Основную массу войска составляли пешие ополченцы с простым оружием и минимальной защитой.

Во времена Сербского княжества основными противниками сербов сначала были византийцы, затем авары, затем болгары, а в X в. этот список пополнили венгры, которые заскучали в Паннонии и решили посетить Балканский полуостров. В боях с ними сербы и совершенствовали свое военное дело, осваивали тактику в дополнение к таким ее элементам как засада, ложное отступление и т. д., издавна известным славянам. Сложно сделать однозначный вывод о том, кто же больше повлиял на развитие сербской армии, но наверняка это была держава ромеев. Военная организация кочевников была куда проще и вряд ли могла соперничать с византийской. Да и в XI–XII в. сербы подражали именно византийцам, копируя организацию их пехоты и отлично изучив принятую у тех тактику боя.

IX–X вв. для сербской государственности характеризуются серьезными военными успехами и не менее серьезным хаосом во внутренней политике, вызванном постоянными междоусобицами. Сербы отражали внешние вторжения, но династию Властимировичей регулярно сотрясали распри. Новые претенденты на престол вели в Сербию хорватские или болгарские войска, в борьбе с которыми страна тратила силы и постепенно слабла. В итоге, в начале X в. болгары сумели поставить под свое влияние сменявшихся сербских князей, а в 924 году Сербия и вовсе была присоединена к Первому Болгарскому царству. Уже спустя три года сербы под руководством Часлава Клонимировича восстановили независимость и начали возвращать под свою власть прежде отколовшиеся жупании, объясняя тем что сепаратизм – это плохо. В составе державы Часлава оказалось как ядро сербских земель (центральные и восточные районы современной Боснии и Герцеговины и запад современной Сербии), так и ряд приморских областей. Часлав, опираясь на поддержку Византии, правил более 20 лет. Но в начале 950-х гг. Сербия столкнулась с угрозой со стороны венгров. Согласно преданиям, в ряде сражений сербы сумели разбить отдельные венгерские отряды, но главная битва была ими проиграна. Часлав попал в плен и был казнен. После этого его держава быстро распалась, ее области попали в зависимость от соседних стран, познавая «прелести» венгерской и византийской власти.

Сербия времен Часлава Клонимировича / Автор Hxseek, wikimedia.org

Сербия времен Часлава Клонимировича / Автор Hxseek, wikimedia.org

Спустя примерно столетие центр сербской государственности переместится в Дуклю, располагавшуюся, в основном, на территории современной Черногории. Дукляне, бывшие одним из сербских племен, постоянно воевали с византийцами, но об особенностях их армии почти ничего неизвестно. Можно только предположить, что как раз у византийцев они военному делу и учились, поскольку других серьезных противников у них тогда не было. В самом конце XI в. Дукля серьезно ослабла и от нее отпали несколько жуп, среди которых была Рашка – область на юго-западе современной Сербии и севере Черногории. Поведение правителей Рашки было очень дерзким, они регулярно устраивали набеги на соседние области Византии, иной раз пытаясь присоединить их к своим владениям. При приближении имперских войск отряды сербских налетчиков прятались в горах, устраивая засады и атакуя отдельные отряды византийцев. В некоторых случаях они даже рисковали дать бой «в поле», делая ставку на плотные строи пехоты. Если битва была проиграна, сербы легко соглашались на выплаты дани и даже давали заложников. Но стоило византийцам покинуть сербские пределы, как все начиналось заново.

Вскоре чаша терпения Константинополя переполнилась и против Рашки было послано крупное войско. Сербский жупан покорился и демонстративно признал сюзеренитет Византии. Но как только армия базилевса ушла, он принялся за старое и вновь потерпел поражение. После чего шутить уже не рискнул и прекратил набеги. Следующую попытку потрепать греческие нервы сербы предприняли только спустя несколько десятилетий. В этом начинании их поддержали венгры, завидовавшие византийскому влиянию на Балканах. Но греки тоже не лаптем щи хлебали и сделали выводы из прежней сербской политики. Как только сербы начали боевые действия, византийское войско вторглось в Рашку и вместо попыток ловить среди гор сербские отряды просто начало захватывать города один за другим. На помощь сербам пришла венгерская армия, но и она была разбита. Сербы снова признали сюзеренитет Империи, но в этот раз мирный договор содержал одно очень важное новшество – сербы должны были отправлять своих воинов в византийскую армию.

Реконструкция сербских доспехов времен Неманичей. Из реквизита сериала «Неманичи – рождение королевства». / Автор Intermedichbo, wikimedia.org.

Реконструкция сербских доспехов времен Неманичей. Из реквизита сериала «Неманичи – рождение королевства». / Автор Intermedichbo, wikimedia.org.

Именно с участие сербов в войнах на стороне Империи ряд авторов связывает серьезный скачок в развитии сербской армии. Греки использовали воинов из Рашки не как пушечное мясо, они учили их своей тактике, организации, помогали вооружением. Сербы в византийской армии копировали практически все, даже организацию лагеря и несение караулов. Возвращаясь в Рашку после очередной войны, они рассказывали все это оставшимся дома товарищам. Как следствие, сербы обзавелись крупными отрядами пехоты в доспехах, с копьями и большими щитами, а византийские современники потом ломали голову, откуда в Рашке взялись «гоплиты». Новой пехотой сербы комплектовали и гарнизоны многочисленных крепостей. Переняв византийские приемы ведения боя, сербы не собирались отказываться от военного наследия предков – засады и ложные отступления использовались ими регулярно.

Привлечение сербов к участию в своих войнах сыграло с византийцами злую шутку. Рашка была вассалом Византии, но накопив сил и набравшись опыта в походах против врагов Империи, сербы осмелились повернуть оружие против своего сюзерена. Во второй половине XII в. под руководством Стефана Немани они добились полной независимости и уже в начале XIII в. Сербия стала королевством во главе с династией Неманичей. С тех пор на протяжении более чем ста лет шла сербская военная экспансия на Балканах. Сама Византия пала в 1204 г. под ударами крестоносцев, а образовавшиеся на ее руинах государства остановить сербов не смогли. И когда несколько десятилетий спустя Византия появилась на политической карте вновь, то ей уже не хватило военной мощи, чтобы вернуть былые позиции, занятые новыми державами, в том числе и Сербией.

К моменту завоевания независимости в Рашке/Сербии господствовал феодализм, племенное ополчение стало достоянием истории. Феодалы (властели) делились на крупных и мелких и составляли основу сербской армии. Другой ее составной частью были прониары – владельцы проний, земельных участков, пожалованных королем. Владение феодала (баштина) было наследственным, король мог отнять его только за измену. А прония же даровалась исключительно на время службы. Эту систему сербы также позаимствовали у византийцев и опирались нее вплоть до полного завоевания османами в середине XV в.

Балканские воины. / Рисунок Ангуса МакБрайда.

Балканские воины. / Рисунок Ангуса МакБрайда.

Разница между обычными феодалами и прониарами была как в степени зависимости от центральной власти, так и в имеющихся правах. Первые могли как угодно распоряжаться своими землями, вторые во всем должны были оглядываться на королевскую волю. Но и спрашивали с них по-разному. Если феодал был обязан явиться на войну на коне и с собственным отрядом, то прониар мог прибыть и вовсе пешим. Нельзя не упомянуть и тот факт, что крупным феодалам сербские короли доверяли «с оглядкой». Сербская знать активно участвовала в дворцовых переворотах и междоусобицах, коих было много в истории Средневековой Сербии. А прониары и близко не представляли такой опасности, поскольку не имели подобной мощи и во всем зависели от короля.

Третьей частью средневековой сербской армии были наемники. В середине XIII в. в Сербии началось резкое развитие горного дела, связанное с переселением в страну саксонских рудокопов. Массовое строительство рудников, где добывались золото, серебро и другие металлы, дало королевской казне невиданные прежде доходы. Часть этих средств была направлена на комплектование армии наемными контингентами из Центральной и Восточной Европы. Кроме увеличения численности войск привлечение наемников сильно облегчало вопрос отношений между королем и крупными феодалами – отныне король имел собственные отряды, на которые мог опереться в случае мятежа. Со временем, именно иностранцам сербские короли доверили охрану себя и своей семьи. Сотни наемников пополняли королевскую гвардию. И, что примечательно, в этом Неманичи не прогадали. В отличие от непостоянных феодалов, европейские рыцари службу несли исправно. Кроме немцев, испанцев и итальянцев в войсках сербских королей были византийцы, болгары, половцы, татары и представители других народов. Средства на наемников выделялись и в последние годы существования независимой Сербии.

Сербские и болгарский наемники в византийской армии. Обратите внимание, первый серб одет как византиец, другой выглядит как типичный европейский рыцарь. / Рисунок Ангуса МакБрайда.

Сербские и болгарский наемники в византийской армии. Обратите внимание, первый серб одет как византиец, другой выглядит как типичный европейский рыцарь. / Рисунок Ангуса МакБрайда.

С пополнением казны доходами от рудников связано еще одно новшество в военном деле сербов – они начали ориентироваться на тактику и вооружение, принятые тогда в Западной и Центральной Европе. Комплекты доспехов сотнями покупались у немецких и итальянских мастеров, причем значительная их часть поступала в Сербию через Дубровник. Например, в 1341—1349 годах из Венеции в Сербию было отправлено 1700 панцирей, 800 шлемов, 500 кольчужных рубах. Да, это данные середины XIV в., времени расцвета Средневековой Сербии. Но и в предыдущие годы сербские короли закупали европейские доспехи в очень больших количествах, о чем сохранилось немало свидетельств в документах того времени.

Кроме закупок у «зарубежных партнеров» Неманичи пытались организовать и «импортозамещение», поддерживая отечественного производителя. Насколько им это удалось – вопрос дискуссионный. Известны оружие и доспехи, изготовленные в Сербии, но закупки аналогов у мастеров Италии и Германии продолжались вплоть до османской оккупации.

Самый могущественный король из династии Неманичей Душан Сильный в середине XIV в. даже попытался создать в стране регулярную армию, основой которой должна была стать обученная на манер европейских рыцарей тяжелая кавалерия. Но закончить свою военную реформу он не успел, а вскоре после его смерти Сербию растащили на куски наиболее могущественные феодалы.

Средневековое сербское оружие в экспозиции белградского Военного музея. / Автор Boksi, wikimedia.org.

Средневековое сербское оружие в экспозиции белградского Военного музея. / Автор Boksi, wikimedia.org.

В XIII–XIV вв. сербы воевали с болгарами, византийцами и венграми. Ну и друг с другом, как же без этого. В целом, военная экспансия сербов была успешной, им удалось подмять под себя огромные территории. Но во второй половине XIV в. страна распалась, а на Балканах появился иной противник в лице османов. К столкновению с ним сербы оказались не готовы и в 1371 г. сербские феодалы потерпели поражение от турок в битве на Марице. Затем в ряде мелких столкновений сербы громят вторгающиеся османские отряды, но в 1389 г. войско сербских правителей разбито на Косовом поле. Страна оказалась на грани гибели и была вынуждена признать сюзеренитет султана. В начале следующего века ей еще удастся пережить экономический и культурный подъем, но, оказавшись зажатой между Венгрией и османами, она постепенно будет завоевана последними.

Прорыв османских войск на Балканы привел к хаосу, затяжным войнам и массовой миграции населения с насиженных мест. А также к уходу сербских феодалов и простых воинов в наемники к соседним государям. Конечно, сербы воевали в чужих армиях и прежде, но во второй половине XIV в. они начали наниматься на войну целыми отрядами. Главными покупателями их услуг были Венгрия, Дубровник, Византия, но служили они в других странах. Особенно много их было в войсках венгерских королей – Сигизмунда I Люксембурга, Матвея Корвина и др.

Кстати, об этом не забыли и разработчики нашумевшей Kingdom Come: Deliverance. В кадрах безжалостного геноцида в Серебряной Скалице в армии Сигизмунда мелькают сербские знамена.

Войска Сигизмунда перед Серебряной Скалицей. / Kingdom Come: Deliverance.

Войска Сигизмунда перед Серебряной Скалицей. / Kingdom Come: Deliverance.

Условия службы сербских наемников можно неплохо представить благодаря договору, сохраненному в архиве Дубровника. В 1403 г. 50 сербов во главе с Грубором Дапчичем были наняты в городскую армию на следующих условиях:

Сербский доспех, датируемый XV в. / Автор Sadko, wikimedia.org.

Сербский доспех, датируемый XV в. / Автор Sadko, wikimedia.org.

  1. Все 50 воинов имеют необходимые доспехи и оружие, часть мечники, часть – лучники.
  2. Каждый воин получает пять перперов жалования в месяц. Взамен он обязан воевать против кого прикажут и где прикажут.
  3. Из захваченной добычи одна пятая полагается Дубровнику, остальное воины делят между собой.
  4. За каждого плененного или убитого неприятеля полагается вознаграждение в 10 перперов.
  5. Если в битве воин лишится оружия, город ему его возместит. Стрелы для лучников также выделяются из городского арсенала.
  6. Если воин ранен, он лечится за счет городской казны и продолжает получать положенное жалование.
  7. Если воин попадет в плен, Дубровник обязан хлопотать о его вызволении путем обмена на кого-либо из захваченных неприятелей.

Довольно выгодный и справедливый договор. Стоит ли говорить, что нехватки наемников в Дубровнике никогда не было?

Завоевание Сербии османами прервало естественное развитие военного дела сербов. В течение нескольких десятилетий османские чиновники содержали отряды сербской милиции, которая следила за порядком и выполняла функции пограничной стражи. Но затем была упразднена и она. Появившиеся как народный ответ на оккупацию гайдуки и ускоки не были профессиональными военными, а сербы-граничары, служившие австрийским Габсбургам, обучались на немецкий манер и имели мало общего с сербской военной традицией.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб