Воинственные курды: жизнь — это схватка!

Старинные снимки, сделанные на заре фотографического искусства. Александропольский отряд в 1877-78 годах сражался на Кавказе против османов. Русских солдат поддерживали отряды туземной кавалерии, большую часть которой составляли отряды курдов. Воевали курдские иррегулярные кавалеристы и за султана, не только за российского царя. Но русские платили больше, хотя и поощряли грабежи и мародерство. Для преследования и разведки курды, знавшие местность, приспособленные к условиям горной войны, оказывались ценным бойцами.

Курды — очень древний народ иранской группы, пожалуй, самый  древний на Ближнем Востоке. В шумерских записях сказано, что за две тысячи лет до нашей эры племена гутеи, кутии жили по среднему течению реки Тигр.
  Курдский народ волею судьбы разделен границами государств. Курдистан — большая территория, расположенная на стыке хребтов Малой Азии и Иранского нагорья, входит сейчас в состав Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Кроме того, курды живут в Афганистане, Пакистане (провинция Белуджистан), странах Закавказья. Многочисленные курдские диаспоры имеются во многих странах мира.

Воины Курдистана

  В Средние Века курды создали ряд сравнительно крупных княжеств (эмиратов). Правители этих эмиратов чеканили собственную монету и были то независимы, то полузависимы. Курдские династии (Айюбиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Шедадиды и другие) правили не только отдельными княжествами (Ани, Аран, Ардалан, Ботан, Бахдинан, Динавер, Диарбакир, Мардин, Лурестан, Хакари, Шахрезур), но и крупными государствами (Египет, Сирия). Курдами по происхождению были многие известные правители и полководцы Турции, Ирана, Египта, других стран Ближнего и Среднего Востока.
  Подавляющее большинство курдов — сунниты. Однако, в отличие от суннитов-турок, сунниты-курды принадлежат к шафиитскому толку. Были среди курдов и шииты. В частности, в Иранском Курдистане в начале XX века жили несколько шиитских племен, которые сохраняли верность шаху. Часть курдов принадлежала к шиитской секте алавитов, а также близкой ей секте али-илахов.
  Секта али-илахов возникла примерно в XV— XVII вв. На ее учении оказали влияние исмаилитские теории о семерых пророках и имамах. Как и алавиты, последователи этой секты верили в переселение душ и не признавали рая и ада. Существенную роль в их познании играл тезис о борьбе в человеке двух начал — разума и страсти.

Курды на КавказеОтдельно от курдов-мусульман находятся езиды — курды, исповедующие особую религию, которую называют «езидим», и которые живут главным образом в Ираке и Турции, а в небольшом количестве также в Иране, Сирии и Закавказье. Езидом может быть только курд по рождению.
  Езидизм основал шейх Ади ибн Музаффар (1073—1163), пророк езидов. Его учение синкретично, то есть содержит элементы различных верований: язычества, иудаизма, христианства, ислама. Езиды верят в единого бога и его воплощение — верховного ангела Таус-Малака, олицетворяющего активное и в то же время злое начало.
  Особенности политической истории, социально-экономического развития курдов наложили глубокий отпечаток на специфику их этнокультурного бытия, в том числе на характерные для этого народа воинские искусства.
  Еще задолго до исламизации, курды обладали развитыми воинскими искусствами, мало чем уступая древним грекам. О кардухах, древнем племени, сыгравшем ключевую роль в этногенезе курдского народа, сообщает греческий историк Ксенофонта (IV век до н.э.).
Сатрап Мидии, Фригии и Великой Каппадокии, персидский царевич Кир II в 401 году до н.э. собрал огромное войско для свержения власти своего родного брата — царя Персии Артаксеркса II. Отряд греческих наемников численностью тоже присоединился к этой армии. Счастье отвернулась от Кира, в решающей битве при Кунаксе, на подступах к Вавилону он погиб. Уцелевшие греческие наемники (до 10 тысяч), в числе которых был и Ксенофонт, отступили к Черному морю до Трабзона и далее на запад. Путь греческого отряда проходил по территориям, ныне входящим в Курдистан. Ксенофонт пишет:
  «Кардухи были прекрасными стрелками из лука. Величина их лука равнялась приблизительно 3 локтям (локоть — 44,4 см), длина стрел 2 локтям с лишним; во время стрельбы они натягивали тетиву, наступая левой ногой на нижнюю часть лука. Стрелы их пробивали щиты и панцири. Когда эллины овладевали стрелами, то пользовались ими как дротиками, снабдив их ремнями».
  Во время атак кардухи распевали воинственные песни. Отметим, что традиция пения перед битвой и музыкальное сопровождение воинских игр характерны для курдов и в наше время. Все исследователи курдов указывали, что они идут в атаку с песней, или же под пение профессиональных певцов-музыкантов (дангбежей).
  В одной из курдских песен есть слова: «Пусть к нам придет поэт, он воодушевит сражающихся». За тысячелетие курды сложили и особую воинственную музыку «сияри» («джанги»), которую исполняли во время кавалерийских атак.

Курдские воины

  Ксенофонт писал, что в обычае курдов (медов) было натираться мазью перед конными упражнениями, фехтованием пикой и саблями, поэтому «в этой стране много мази, которой пользовались вместо оливкового масла. Она приготовляется из свиного сала, кунжутных семян, горького миндаля и терпентина».
  С течением столетий воинственность курдов не уменьшалась. Тому способствовала, во-первых, бурная и кровавая история региона их обитания. Здесь постоянно шли «малые» войны между эмирами и шейхами разных княжеств и племен.
  Во-вторых, повседневная жизнь курдов была тесно связана с разного рода воинскими занятиями.Так, А.А. Аракелян, изучавший курдов на территории Ирана в конце XIX — начале XX вв., отметил: «Главное занятие мужчин составляют упражнения в езде, во владении оружием, в гимнастических играх, в набегах, в разбоях, в воровстве и охоте».   В-третьих, воинственность поддерживал обычай кровной мести. В прежние времена она длилась до тех пор, пока кровник не находил случая отомстить за убитого. Е. Баранов в 1914 году писал:
«Мстительны же курды до того, что не прощают даже ничтожной, на наш взгляд, обиды. Кровавая родовая месть у них развита в сильнейшей степени: мстят не только виновному, но и всем его родственникам — ближним и дальним. Месть продолжается иногда двадцать — тридцать лет, истребляя и разоряя целые семейства. Сопровождается эта месть очень жестоким обычаем; убив своего врага, курд пьет его кровь, затем в его же крови обильно смачивает рукав своей рубахи. Возвратившись домой, он объявляет своим родным о совершившемся акте мщения, снимает с себя рубаху и отдает ее женщине — матери, а если ее нет, то сестре; вымыв рукав рубахи, женщины пьют окровавленную воду».
До недавнего времени курды идеализировали войну и воинское ремесло. Большинство курдов, по свидетельству курдского историка XIX века Мела Махмуда Баязиди, считало смерть в бою лучшим видом смерти: «Жаль, лучше бы он погиб в бою». Именно к такой смерти стремился и стремится всякий курдский мужчина…

Курды

 

 

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб