Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Михаил Михайлович Герасимов родился в Санкт-Петербурге, однако вскоре вместе с родителями переехал в Иркутск. В 11 лет он впервые в жизни участвует в археологических раскопках, в 18 — публикует свою первую научную статью. С анатомией, как и археологией, Герасимов познакомился очень рано.

Он постепенно накапливал анатомические знания и в 1927 году сделал первые реконструкции по черепам питекантропа и неандертальца. О скептическом отношении большинства ученых к методам реконструкции лица по черепу он, видимо, не знал, и поэтому работал с энтузиазмом.

Но первый масштабный опыт по проверке созданного Герасимовым метода был проведен только в 1940–1941 годах. Ученый (к этому времени он снова жил в Санкт-Петербурге) получал из Москвы посылку с черепом умершего, фотографии которого хранились в сейфе в Москве. Разумеется, ни самого человека, ни его изображения Герасимов до этого не видел. Всего было проведено двенадцать реконструкций по черепам русских, украинцев, поляка и китайца. Специальная комиссия, состоящая из ученых и криминалистов, оценивала результаты работы. Методик, позволяющих установить идентичность лица, тогда не существовало, поэтому реконструкции оценивались «на глаз». Во всех двенадцати случаях было констатировано портретное сходство.

Кто последний к антропологу?

Летом 1941 года Герасимов участвовал в экспедиции к гробнице Тимура Тамерлана (1336–1405) и Тимуридов в Гур-Эмире. Экспедиция подтвердила легенду о хромоте Тимура, а Герасимов работал с черепом полководца. Реконструкция лица Тимура, которую Герасимов выполнял, уже будучи признанным ученым, была не первой его исторической работой. До этого он уже восстанавливал лица Ярослава Мудрого (ок. 978–1054) и Андрея Боголюбского (ок. 1111–1174). Среди последующих его работ бюсты немецкого поэта Шиллера (Friedrich Schiller, 1759–1805) и персидского Рудаки (ок. 860–941), вождя горцев Хаджи-Мурата (конец 1790-х — 1852) и русского адмирала, впоследствии канонизированного, Федора Ушакова (1745–1817). В 1950 году в Институте этнографии Академии наук СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) была открыта Лаборатория антропологической реконструкции, руководителем которой Герасимов оставался вплоть до своей смерти.

Самой зрелой и знаменитой работой антрополога считается реконструкция лица Ивана Грозного (1530–1584), проведенная в 1964 году. При подготовке к столь ответственному заданию антрополог принципиально не собирал данные о внешности Ивана IV, чтобы в процессе работы не испытывать на себе их давление. Даже современные ученые отмечают, что получившийся образ мужественного и волевого правителя, скорее всего, максимально приближен к реальному. Герасимов никогда не производил реконструкции исторических личностей по собственной инициативе, так как считал себя, в первую очередь, специалистом по палеолиту. Ему всегда больше нравилось работать с черепами людей каменного века или предками, хотя достоверные данные о строении их мягких тканей головы невозможно получить и по сей день.

Я леплю из пластилина…

Со времен Герасимова методы реконструкции лица по черепу практически не изменились. Сначала обрабатывается сам череп — при необходимости ликвидируются его физические повреждения. Потом он обводится, подробно измеряется и описывается, если череп раритетный, с него снимают слепок. Затем определяются пол и возраст объекта реконструкции. Возраст, как правило, определяют по степени стертости зубов и зарастанию швов на черепе, а пол — по степени сглаженности и развитию рельефа черепа.

Знания о возрасте и половой принадлежности необходимы, чтобы применить соответствующее значение из шкалы толстот, разработанной на основе изучения толщины мягких тканей лица. Согласно этим значениям определяется и специальными маячками отмечается общий профиль лица. После этого реставратор начинает лепить из жесткого пластилина жевательные и височные мышцы, которые определяют абрис лица, то есть его форму и пропорции. Ориентиром при этом служит рельеф черепа в местах начала и прикрепления мышц. Следующим шагом является нанесение на поверхность черепа сетки гребней, которые показывают толщину тканей на каждом участке лица в соответствии с уже упомянутой шкалой толстот. Промежутки между гребнями заполняются и, таким образом, формируется поверхность лица.

После этого надо смоделировать рот и нос. Это самые сложные моменты реконструкции и наиболее уязвимые места в позиции Герасимова, которые чаще всего подвергались критике. Он догадывался, что данные о строении рта и носа тоже можно «прочесть» по черепу, но имел об этом весьма приблизительное представление. Проблемой восстановления носа очень много занималась ученица Герасимова Галина Вячеславовна Лебединская. С помощью рентгенограмм ей удалось выяснить, что строение носа определяется краями грушевидного отверстия черепа, расположенными рядом с ним костями, в частности подносным шифтом. Рот представляет собой одну большую мышцу, которая, разумеется, исчезает. Несмотря на это, очертания рта можно определить по месту её прикрепления к черепу, ширину — по особенностям строения зубов и челюстей, а высоту окрашенной части губ — по высоте эмали резцов.

Глаза не только зеркало души, но и очень важная деталь облика человека. При их восстановлении используются до двадцати двух признаков. Среди них межглазные расстояния, строение носовых косточек у корня носа, и высота, ширина и глубина орбиты, строение её краев. Но сложнее всего дело обстоит с ушами. По черепу можно определить степень их оттопыренности и приблизительный размер. У антрополога получается так называемый «чистый портрет». В дальнейшем получившуюся скульптуру «причесывают» и «одевают». Герасимов настаивал, что антрополог должен быть максимально беспристрастен, поэтому получившееся лицо должно быть лишено эмоций.

Hi-Tech для черепа

Долгое время шкалы толстот определялась во многом на трупном материале. Это послужило источником множества ошибок: ведь уже через несколько часов после смерти мягкие ткани головы начинают деформироваться и смещаться относительно костной основы. Однако в 1970-е годы специалисты Лаборатории антропологической реконструкции впервые применили метод локации с помощью ультразвука. Отражение направленного пучка ультразвуковых лучей позволяет наиболее точно установить толщину мягких тканей в самых «информативных» точках лица. В 1988–1992 годах лабораторией были проведены масштабные исследования по всей территории СССР, которые позволили создать наиболее полную на сегодняшний день базу данных о толщине мягких тканей лица.

Таблицы, которыми пользуются ученые в Европе, значительно беднее. Кроме того, сам процесс реконструкции там избыточно компьютеризирован. Ученый, как правило, имеет дело не с самим черепом, а с его образом — цифровой моделью, полученной в результате сканирования. Наращивание ткани на лицо осуществляется сугубо виртуально. Сегодняшний руководитель Лаборатории антропологической реконструкции Татьяна Балуева считает, что это вредит результату. По её мнению, пока не существует компьютерной программы, способной в полной мере отразить всю индивидуальность каждого черепа. Кроме того, отдельные нюансы работы так и не удалось формализовать, требуется интуиция антрополога.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Половец из Квашниково. XII — XIII вв.
Реконструкция Г.В. Лебединской, создана в 1989 году.

Половцы (куманы) – тюркоязычная группа степных кочевников, известная с XI по XIII век. Первоначальной их родиной являются степи междуречья Оби и Иртыша. К середине XI века они завоевали почти всю территорию современного Казахстана, переправились через Волгу и появились в южнорусских степях, оттеснив печенегов. Половцы многократно нападали на русские земли, но иногда выступали и как союзники русских князей. В 1223 году, во время первого татаро-монгольского набега, оборонялись вместе с русскими на реке Калке и были разгромлены. В результате татаро-монгольского завоевания часть половцев влилась в состав Золотой Орды, а другая часть переселилась в Венгрию.
Погребение у села Квашниково (Саратовская область) было обнаружено случайно, при размыве оврага. Раскопки проводились в 1959 году сотрудниками Саратовского краеведческого музея. В могиле находился скелет мужчины, похороненного вместе с конем. Сохранился железный шлем, покрытый сверху бронзовым листом. Верх шлема украшали бронзовые позолоченные пластинки, образующие розетку, в центре которой имелось отверстие от некогда бывшего здесь небольшого стерженька. Найденные вместе со шлемом остатки кольчужной сетки очень близки к древнерусским изделиям подобного рода. Остальные предметы (стремена, удила, пряжки, окладка седла) типичны для поздних погребений степных кочевников нижнего Поволжья и европейского юго-востока. Они позволяют датировать погребение XII-XIII веком. В восстановленном лице этого человека заметно сочетание европеоидных (среднеширокое лицо, сильно выступающий прямой нос с небольшой горбинкой) и монголоидных (уплощенность верхней части лица, высокие скулы, слегка набухшая складка верхнего века) признаков. Такой метисный антропологический тип характерен для многих народов южной Сибири и Алтая.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Рудаки – таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.

Абу-Абдулло Джафар Рудаки (середина 860-х – 941 год) — родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. Сведений о жизни поэта практически не было и Герасимов решил изучить его стихи как биографический источник. Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище нашел остатки мазара и могилу с мужским скелетом. Все указывало, что это действительно могила Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.
При реконструкции ученый воссоздал верхнюю часть торса. По антропологическому типу это европеоид, типичный представитель горных таджиков. Чтобы было видно отсутствие зубов он показан как бы произносящим гортанный звук. Старики в горных селениях бороду не подстригают, поэтому ему придана довольно длинная и густая борода. Он одет в простую рубаху и грубый шерстяной халат, так как последние годы жизни провел в бедности. Как посетивший Мекку Рудаки имел право на ношение чалмы.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Скилур – царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.

Скифы — степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу – Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э.
При раскопках в Неаполисе Скифском было обнаружено основание башни, служившее мавзолеем для захоронений скифской знати. Среди них выделялась гробница из белых известняковых плит, в которой находилось самое богатое и древнее погребение. Вместе со скелетом мужчины там найдено свыше восьмисот золотых украшений одежды и дорогое оружие – два меча с золотыми и серебряными рукоятками и бронзовый шлем с серебряной инкрустацией. У бедра находился колчан, украшенный золотыми пластинами. Было ясно, что это погребение знатного скифа, возможно царя. Датируется оно II веком до н.э.
Изучение останков показало, что они принадлежали сильному, крепкому человеку европеоидного антропологического типа. Череп длинный, массивный, с искусственной деформацией свода. Лицо красивое, с правильными чертами. Нос сильно выступающий, узкий, с небольшой горбинкой. Возраст умершего не более 40-45 лет.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

А вот Скилур с сыном Палаком на рельефе

Когда для придания большей достоверности реконструкции неизвестного воина ему была сделана скифская прическа с длинными волосами и борода, то выявилось явное портретное сходство с изображенным на монетах и барельефах царем Скилуром. На изображениях хорошо заметна характерная деформация головы. Царские скифы перевязывали голову младенцам, чтобы она приобрела вытянутую, «аристократическую» форму. По историческим сведениям Скилур погиб в сражении с войсками царя Митридата Понтийского.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Сармат из Старо-Лыбаевского могильника.
Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 2000 году.

Сарматы – ираноязычная группа степных кочевников, известная с VII века до н.э. по IV век н.э., родственная скифам Причерноморья и сакам Средней Азии. Их прародина — южное Приуралье и западный Казахстан. На рубеже III и II веков до н.э. сарматы разгромили скифов и продвинулись на запад, заняв территорию от Тобола до Дуная. Памятниками сарматской культуры являются курганные погребения с богатым погребальным инвентарем. Некоторые из них по своей грандиозности и богатству ни в чем не уступают скифским. Найденные в них украшения из бронзы и золота сделаны в скифо-сарматском «зверином» стиле. У сармат долго сохранялись элементы матриархата. Женщины участвовали в военных походах и нередко занимали главенствующее положение в обществе. Известны богатые захоронения женщин-вождей в полном воинском вооружении.
Курганный могильник Старо-Лыбаевский находится в лесостепи в 75 км к югу от Тюмени (Западная Сибирь). Раскопки проводились в 1998-2001 году археологами Института проблем освоения Севера СО РАН. Курганы имеют диаметр до 30 м. В них, помимо одиночных, найдены и коллективные погребения мужчин и женщин с воинским вооружением. Рядом с захоронениями людей в курганах найдены скелеты лошадей и фрагменты конской сбруи. Многие могилы разграблены еще в древности.
Реконструкция 30-40-летнего мужчины сделана по останкам из погребения в кургане № 33. Его антропологический тип – европеоидный, с возможной незначительной монголоидной примесью, короткоголовый и широколицый, со слегка уплощенным лицом, но с высоким переносьем и сильно выступающим носом.
В могиле были обнаружены роговые накладки на лук, колчан, стрелы с костяными и железными наконечниками, фрагменты железного кинжала. Несомненно, похороненный был воином. Поэтому на реконструкции он показан одетым в кожаный шлем и в панцирь из костяных пластин, фрагменты которого найдены в погребении из соседнего кургана. Время захоронения — I век н.э.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Тимур (Тамерлан) – средневековый завоеватель. XIV век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1941 году.

Тимур (1336 — 1405 гг.) — выдающийся полководец и завоеватель, создатель огромного государства со столицей в Самарканде. Происходил из тюрко-монгольского рода Барласов. В результате завоеваний в его державу вошли Средняя Азия, Закавказье, Персия и Пенджаб. Совершил военные походы в Индию, Турцию, Месопотамию, Египет, разгромил Золотую Орду. Умер во время похода в Китай. Его останки покоятся в Самарканде в мавзолее Гур-Эмир – замечательном памятнике средневекового зодчества. Кроме Тимура там похоронены два его сына – Шахрух и Мироншах, и два внука – Мухамад-Султан и Улугбек.
В июне 1941 года была вскрыта усыпальница Тимуридов. Гробница Тимура находилась в центре. Найденные там останки принадлежали человеку крепкого телосложения и высокого для монгола роста. На скелете обнаружены патологические изменения локтевого и коленного суставов. На черепе сохранились остатки волос рыжего цвета с проседью. Это подтверждает принадлежность останков Тимуру. По свидетельству современников он был рыжебород, высок ростом и очень силен. После ранений стал хромым на правую ногу и сухоруким. Его прозвище Тимур-ленг (Тамерлан) переводится как «хромой Тимур». Он ходил, сильно припадая на ногу, но был неутомимым наездником. Правая рука перестала сгибаться в локте, но осталась сильной и подвижной в плече. Это позволяло Тимуру прекрасно владеть саблей. По антропологическому типу он был типичным монголом, со скуластым малоподвижным лицом. Левое плечо было заметно выше правого, но это не отразилось на гордой посадке головы. Остатки волос позволили восстановить форму бровей, усов и бороды. У него были длинные, по-монгольски опущенные вниз усы каштанового цвета. Небольшая борода рыжего цвета с проседью имела клиновидную форму. Хотя Тимур умер в возрасте семидесяти лет, это был полный сил и энергии человек. Костюм и головной убор созданы на основании анализа миниатюр и вещей эпохи Тимуридов.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Кушанская царица. Реконструкция Т.С. Балуевой,

создана в 1986 году.

В 1978 году при раскопках древнего могильника на холме Тилля-Тепе («Золотой холм») в Северном Афганистане было найдено шесть богатых, возможно царских захоронений. На этой территории после распада огромной империи Александра Македонского в III веке до н.э. возникло Греко-Бактрийское государство. В I веке до н.э. оно было завоевано степными кочевниками-кушанами. Кочевники, перейдя к оседлости, переняли многие элементы бактрийской культуры и создали обширное Кушанское царство, просуществовавшее около пятисот лет. В захоронениях было обнаружено двадцать тысяч золотых ювелирных изделий. Среди них привозные вещи из Греции, Рима, Индии, Китая и украшения местных бактрийских мастеров. В одном из шести захоронений некрополя Тилля-Тепе в деревянном гробу лежала женщина, похороненная с необычной пышностью. О ее принадлежности к правящей элите свидетельствуют золотая ажурная корона, украшенная жемчугом и бирюзой, и золотой скипетр. Золототканые погребальные одеяния имели пышную отделку. Длинное платье было расшито жемчугом и сотнями инкрустированных самоцветами золотых бляшек. Платье украшала золотая фигурка крылатой богини, напоминающей греческую Афродиту. Поверх платья на покойной был надет длинный халат с золотыми застежками. Ажурные золотые подвески были украшены изображением восточной богини живой природы. Рядом с погребенной найдены два зеркала и плетеная корзиночка с парфюмерными и косметическими принадлежностями. В руке была зажата серебряная монета, а за щекой – золотая, символизирующие плату Харону за переправу в царство мертвых. Это соответствует древнегреческим погребальным обрядам. Эта женщина бесспорно занимала верхнюю ступень в той прослойке пришельцев-кочевников, которая на рубеже нашей эры стала управлять Бактрией. На реконструкции она показана без золотой короны и почти без украшений. Ее череп имеет характерную деформацию, придающую голове удлиненную форму.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Хан Махмуд (начало 1420-х – начало 1460-х годов).

Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х – начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом походе еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.

В 1977 году при раскопках в Казанском кремле были обнаружены фундаменты двух белокаменных мавзолеев с остатками богатых захоронений. Они располагались на территории ханской резиденции и скорее всего были усыпальницами ханов и членов их семей. В одном из них, относящемся к XV веку, находилось погребение мужчины 35-40 лет. Умерший был ярко выраженным представителем центрально-азиатского варианта монголоидного антропологического типа. Лицо с массивными скулами, узким разрезом глаз с нависающей складкой века, прямым, слабо выступающим носом. Особенности строения костей рук и затылочной части черепа указывают на длительные физические нагрузки, возникающие при верховой езде: выпрямленная спина с отведенными назад плечами и слегка откинутая голова. Ряд признаков говорит о сезонности в рационе питания, характерной для кочевой жизни. Тщательный анализ позволил сделать вывод, что погребенным является основатель Казанского ханства хан Махмуд.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Мухаммед-Эмин – казанский хан. XVI век.
Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1995 году.

Мухаммед-Эмин (1468 — 1518 гг.) — внук хана Махмуда, сын хана Ибрагима и царевны Нур-Солтан. После смерти отца ханом стал его старший брат Ильгам, а десятилетний Мухаммед-Эмин был отправлен в Москву, где воспитывался при дворе великого князя Ивана III. В 1487 году, в результате военного похода русских войск и установления московского протектората над Казанским ханством, был посажен на престол. Согласно летописям в период своего правления с 1487 по 1496 год он проявил себя как «истинный друг России». Известен не только как политический деятель и правитель Казани, но и как замечательный поэт, произведения которого в отрывках сохранились до наших дней. Был свергнут ханом Мамуком из династии Шейбанидов. В 1502 году вновь был посажен на престол московскими воеводами и царствовал до своей кончины в 1518 году. По летописным источникам в последние годы жизни он тяжело болел, умер в возрасте пятидесяти лет и похоронен «в булгарском городе Казани».

Скелет мужчины из второго мавзолея в Казанском кремле, начала XVI века, принадлежит человеку 45-50 лет, что соответствует возрасту Мухаммед-Эмина. Исследование скелета показало, что у него был остеохондроз грудного отдела позвоночника, это заболевание при движении вызывало острую боль. Выявлены изменения в форме затылка и других костей, говорящие о многолетних нагрузках профессионального наездника. По антропологическим признакам он относится к центрально-азиатскому варианту монголоидного типа. Обращает на себя внимание большое индивидуальное сходство между погребенными в двух мавзолеях Мухаммед-Эмином и Махмудом. Это вполне закономерно, поскольку они являются родственниками. Они были монголами, прямыми потомками Чингис-хана, и по внешнему виду резко отличались от остального населения Волжской Булгарии и возникшего на ее территории Казанского ханства. Местное население имело европеоидный внешний облик с небольшой монголоидной примесью.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3671-cherepa-i-rek…

Реконструкция облика древних народов Сибири и Казахстана

На протяжении истории человечества в разное время менялся состав населения различных территорий, миграции в ходе которых пришлое население смешивалось с более ранним или же вытесняло его, приводили к изменениям антропологического типа, изменяла облик человека и адаптация к природным условиям. В статье сотрудников «Герасимовской» лаборатории Антропологической реконструкции ИЭА РАН, изучается изменение на протяжении нескольких тысяч лет антропологического типа населения двух территорий — степей Казахстана, Приуралья. Южной Сибири с одной стороны и побережья Чукотки с другой, многочисленными скульптурными реконструкциями иллюстрируются как постепенный рост монголоидного расового компонента в населении Казахстана, так и значительно меньшие, возникшие, скорее, в результате адаптации к природной среде, изменения в антропологическом типе населения чукотского побережья. Работа был впервые опубликована в итоговом томе программы Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» изданном в 2009 г. издательством РОССПЭН под грифом ИЭА РАН.


Балуева Т. С, Веселовская Е. В., Григорьева О. М., Пестряков А. П.

СТАНОВЛЕНИЕ И ДИНАМИКА ОБЛИКА НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 1. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 2. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Протока, Юг Западной Сибири (неолит)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 3. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Гумаровских курганов, Южное Приуралье, (скифский период. 7 век до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 4. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Чиликты, Восточный Казахстан (саки, 6-5 век до н.э.)
Авторы реконструкции: Т.С.Балуева
, Е.В. Веселовская

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 5. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Берел, Северо-восточный Казахстан (скифское время: 7—3 века до н.э.)
Автор реконструкции:
Е.В. Веселовская

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 6. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Филипповских курганов, Южное Приуралье (сарматы, 5—4 века до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Опыт палеореконструкции

Первый опыт такой палеореконструкции был осуществлен на контрольной краниологической выборке представителей арктической расы с территории Дальнего Востока рубежа нашей эры (могильник Эквен). Выборка составила мужские и женские черепа. По каждому черепу был составлен индивидуальный словесный портрет по методике краниофациального соответствия и выполнены графические реконструкции. На основе обобщенных словесных портретов и усредненных размерных характеристик, полученных в ходе палеореконструкции, было проведено сравнение реконструированной популяции с современным эскимосским населением этой же территории в терминах антропометрии и антропоскопии живого лица. Прослежена хронологическая изменчивость физического облика на базе исследования генеалогической преемственности изученных групп.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 7. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Эквен, Чукотка (древние эскимосы, конец 1 тыс.до н.э.-начало 1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Население, оставившее Эквенский могильник, обладало достаточным единообразием по форме головы в целом и по строению отдельных элементов лица. Многие из этих особенностей являются типичными для эскимосов (рис. 7). К их числу можно отнести килевидную форму головы; высокое, пентагоноидное в анфас, достаточно широкое лицо; слабую горизонтальную профилировку лица, длинный и узкий нос, заметный прогнатизм, низкий и узкий лоб; большой скуловой и нижнечелюстной диаметры. Комплекс этих признаков является, воз можно, наиболее устойчивым во времени и прослеживается до наших дней.
В целом современные эскимосы более грацильны, чем древние эскимосы Эквенского могильника. Анализ выявляет, что по многим размерным характеристикам различия не случайны. Следует, например, отметить значительный сдвиг в размерах носа. У современных эскимосов нос стал шире. При этом морфологическая высота лица осталась прежней. Таким образом, произошло изменение распределения высоты лица по этажам.В суровых условиях Севера любое изменение проходит через жесткий отбор. Известны корреля ции носового указателя со среднегодовой темпера турой воздуха и с влажностью воздуха, т. е. размеры носа отражают адаптацию к условиям климата.

Интересно, что по большинству расово-диагностических характеристик изменений за про шедшие два тысячелетия не произошло. Можно предположить, что к моменту, когда был образован Эквенский могильник, уже сформировался и закре пился в генотипе устойчивый комплекс признаков, отличающих эту группу. Выбирая наиболее благо приятные для охоты места, древние популяции обеспечивали себе длительное стабильное суще ствование на одной территории. Из-за специфики промысла морских зверобоев эскимосские поселки существовали в течение многих столетий. И вслед ствие этого нельзя исключить влияние адаптивных процессов на формирование современного антропологического типа эскимосов.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 9. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Филипповских курганов, Южное Приуралье (сарматы, 5—4 века до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Причины эпохальной изменчивости заключены в сильном смешении с береговыми чукчами, не ис ключая при этом влияния адаптации. Исторические данные указывают, что чукчи в значительной степе ни переняли у эскимосов их культуру и длительное время существовали на перекрывающихся с ними территориях.


Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 10. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Исаковка, Юг Западной Сибири (саргатская культура, 3—4 век н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

В основу анализа изменчивости были положены краниологические материалы из большого числа могильников с изучаемой территории. Список их приводится ниже.
Неолит: могильники Коскудук (Западный Казахстан); Протока и Сопка (юг Западной Сибири).
Бронза: Икпень-I (федоровская к-ра, XV-XIV вв. до н. э., Казахстан), Кара-Тумсук (алакульская к-ра, Казахстан XV в. до н. э.).

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 11. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар, Приаралье (кон. 1 тыс. до н.э.-1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: Е.В. Веселовская

Раннее железо: (скифское время) (VII-III вв. дон. э.). Могильники: Гумаровский (Южный Урал), Акалаха, Берел, Тар-Асу (Пазырыкские курганыАлтая), Майемер (Западный Казахстан), Кудайколь-1 (тасмолинская к-ра, VII-III вв. до н. э., Павлодарская обл., Северо-Восточный Казахстан), Кеген (VII в. до н. э. — III в. н. э., Южный Казахстан),Майбулак (саки, VII-III вв. н. э., Казахстан). Гунносарматское время (последние века до н. э. — первые века н. э.), могильники: Филипповские курганы (Южный Урал), Исаковка, Коконовка, Стрижево (Омское Прииртышье, III-IV вв., саргатская культура), Старолыбаевский (Тюменская обл.), Алтын-Асар (Приаралье), Томпак-Асар (Приаралье), Лебедевка (V в. до н. э., Казахстан, Уральская обл.),Сарлытам (Западный Казахстан, Мангышлак), Сары-Камыс (Западный Казахстан), Танаберген-II (савроматская к-ра, VII-III вв., Западный Казахстан), Илекшар (Сарматы, II в. до н. э. и Савроматы, VII-III вв., Актюбинская обл., Западный Казахстан; Терен (святилище) (III в. до н. э., Западный Казахстан, Мангистаусская обл.), Дикилтас (Актюбинская обл., Западный Казахстан), Кеген (III-VI вв. н. э., Южный Казахстан), Караагаш (хунну, Центральный Казахстан, III-VI вв.), Биен-I (усуни, II в. до н. э. — IV в. н. э., Казахстан).

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 12. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар, Приаралье (кон. 1 тыс. до н.э.-1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: О.М. Григорьева

Раннее средневековье (тюркское время). Могильники: Кокмардан (кангюй, II в. до н. э. — VIII в. н. э., Южный Казахстан), Борижар (тюрки, V-VIII вв.,Чимкентская обл., Южный Казахстан), Бирский (бахмутинская к-ра, VII-VIII вв. н. э., Северо-Западная Башкирия).
Развитое средневековье. Могильники: Лесозавод (кимакское время, IX-XI вв., Северный Казахстан),

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 13. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Сары-Камыс, Западный Казахстан (гуннское время: 3-5 века н.э.)
Автор реконструкции: Е.В. Веселовская

Талгар (XI-XII вв., карлуки, Талды-Курганская обл., Восточный Казахстан), Копа (кипчаки, XII-XIII вв. н. э., Казахстан), Баганаты (кипчаки, Петропавловская обл., XII-XIII вв. н. э., Казахстан), Байкара (монголы, XIII в., Северный Казахстан, Петропавловская обл.), Сарай-Берке (Золотая Орда), Жаман-Каргала-I (Золотая Орда, XII-XIV вв., Западный Казахстан, Актюбинская обл.), Песчаный остров (Золотая Орда, конец XIV — начало XV вв. н. э., Казань).

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Рис. 14. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Каракыстак, Западный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)
Автор реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

На базе проведенного комплексного анализа всего материала, включая изучение изменчивости ростовых процессов черепа, в географическом и хронологическом аспектах можно сделать следующие выводы. В неолите на территории Сибири и Казахстана население характеризовалось относительной разнородностью в пределах большого европеоидного ствола. Характерные для современного населения Сибири и Казахстана антропологические комплексы еще не сформировались (могильники Протока, Сопка, Коскудук) (рис. 1, 2).
Во все последующие изученные хронологические периоды в степном регионе, в хозяйственном отношении доминировали племена кочевых скотоводов, представители которых характеризуются исключительно европеоидными расовыми чертами со значительной вертикальной и горизонтальной профилировкой (Гумаровские курганы, Акалаха, Сопка, Майемер и т. д.) (рис. 3). В юго-восточной части Казахстана фиксируется значительная примесь грацильного средиземноморского типа, например материалы могильников Кудайколь-I и Кеген, Чиликты (рис. 4). Лишь в некоторых наиболее восточных районах изучаемого региона среди населения фиксируется небольшая монголоидная примесь.

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 15. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Бозок, Северный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

На северо-востоке Казахстана преобладающим компонентом антропологического облика является морфотип со смешанным выражением европеоидных и монголоидных черт, определяющийся в сочетании большой высоты и ширины лица с сильным выступанием носа (могильники Берел, Тар-Асу, Кыргаулды и т. д.) (рис. 5).
Население сарматского и гуннского времени (последние века до н. э. — первые века н. э.) также отличается решительным преобладанием европеоидного антропологического типа со специфическим морфологическим комплексом, характеризующимся матуризованным, широким и несколько уплощенным лицом, выступающим носом, мезобрахикранией, относительно низкосводным, крупным по абсолютным размерам черепом ( памятники Филипповские курганы, Алтын-Асар, Старолыбаевский, Исаковка, Коконовка, Лебедевка и т. д.) (рис. 6,9-10). В это же гунно-сарматское время здесь в заметной степени фиксируется обычай искусственной деформации черепа (могильники Томпак-Асар, Алтын-Асар и др.) (рис. 11, 12), придающий облику неповторимое своеобразие.
В гуннское время на территорию Казахстана просачиваются популяции, имеющие заметные монголоидные расовые черты — более уплощенное лицо, менее выступающий нос, развитая складка верхнего века ( могильники Сарлытам, Танаберген, Дикилтас, Стрижево, Сары-Камыс, Кеген) (рис. 13).

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 16. Скульптурная реконструкция по черепу казахского бия Айтеке Би Байбекулы
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

Раннее средневековье характеризуется появлением и распространением древних тюрок на изучаемой территории (Конгюй, Борижар, Биен, Каракыстак и т. д.) (рис. 14). И в это время в степи также преобладают европеоиды, но уже явственно проступают некоторые монголоидные черты. Например, популяция, оставившая могильник Лесозавод в Центральном Казахстане (кимакское время — IX-XI вв.), характеризуется большими размерами черепа при малых высотных, очень широким и высоким лицом при его довольно сильном уплощении в назомалярной области. Сходными чертами обладало населе ние, оставившее могильники Талгар, Бозок и некоторые другие (Восточный Казахстан) (рис. 15).
Совершенно иначе выглядело население в позднем средневековье. Оно приобретает устойчивый европеоидно-монголоидный облик со слабо профилированным лицом и достаточно выраженным развитием складки верхнего века (рис. 16).

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.
Рис. 17. Скульптурная реконструкция по черепу казахского батыра Кобыланды
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

В целом население изучаемого хронологического периода от неолита до развитого средневековья характеризуется неуклонным ростом монголоидного расового компонента на фоне в целом европеоидного по облику населения. В результате основная часть населения приобретает облик уральской и южносибирской контактной, европеоидно-монголоидной расы (Подчеган, Талгар, Баганаты, Шидерты, Копа, Жаман-Каргала и т. д.) (рис. 17).
Использованные оригинальные методы позволили получить новые специфические характеристики изученных популяций, которые невозможно получить с помощью традиционных антропологических исследований. Также была создана новая галерея графических и скульптурных портретов, иллюстрирующая смену антропологических типов в пространстве и во времени.

http://ustierechi.ucoz.ru/publ/17-1-0-378

Предлагаем Вашему вниманию подборку классических реконструкций, выполненных в знаменитой Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН (речь о той самой лаборатории, организованной М.М. Герасимовым в 1950 году). Уровень этих работ по-прежнему является эталонным. Фотографии любезно предоставлены заведующей лабораторией, Татьяной Сергеевной Балуевой, специально для портала Антропогенез.РУ.

«Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься «созданием образа», что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно «искажают» — увеличивая или уменьшая — ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей… Мы – не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике»… (Из статьи Т.С. Балуевой).


Australopithecus afarensis

Местонахождение: Хадар
Скелет: AL 288-1 «Люси»
Датировка: 3,2 млн. л. н.
Автор: М.Л.Бутовская

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Australopithecus afarensis

Местонахождение: Хадар
Череп: AL 444-2 + нижняя челюсть AL 444-2b
Датировка: 3,0 млн. л. н.
Авторы: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская
(фото 1 и 2 — реконструкция без волосяного покрова;
публикуются впервые).

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Australopithecus africanus

Местонахождение: Стеркфонтейн
Череп: Плезиантроп 5
Датировка: 2,5 млн. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo habilis

Местонахождение: Олдувай
Череп: OH 24
Датировка: 1,8 млн. л. н.
Автор: О.М. Григорьева
Фото публикуется впервые

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo rudolfensis

Местонахождение: Кооби Фора
Череп: KNM-ER 1470
Датировка: 2,03 млн. л. н.
Автор: Е.В. Веселовская
Фото публикуется впервые

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo ergaster

Местонахождение: Кооби Фора
Череп: KNM ER 3733
Датировка: 1,7 млн. л. н.
Автор: О.М. Григорьева

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo erectus

Местонахождение: Сангиран
Череп: Сангиран 17
Датировка: 1 млн. л. н.
Автор: М.Л.Бутовская

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Синантроп / Homo erectus

Местонахождение: Чжоукоудянь (Китай)
Датировка: 400 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo heidelbergensis

Местонахождение: Брокен-Хилл (Кабве)
Череп: Брокен-Хилл 1
Датировка: 130-300 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo heidelbergensis (женщина)

Местонахождение: Штейнгейм (Германия)
Череп: Штейнгейм
Датировка: 225 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo neanderthalensis

Местонахождение: Табун (Израиль)
Череп: Табун I
Датировка: ~100 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo neanderthalensis (женщина)

Местонахождение: Гибралтар
Череп: Гибралтар I
Датировка: 50 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo neanderthalensis (женщина)

Местонахождение: Гибралтар
Череп: Гибралтар 1
Датировка: 50 тыс. л. н.
Автор: О.М.Григорьева

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo neanderthalensis

Местонахождение: Ля Ферраси
Череп: Ля Ферраси 1
Датировка: 50 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo neanderthalensis (подросток)

Местонахождение: Ле Мустье
Череп: Ле Мустье 1
Датировка: 40 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo sapiens

Местонахождение:Маркина гора (Костёнки XIV)
Датировка: около 30 тыс. л. н.
Автор: М.М. Герасимов

Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.Лица из прошлого. Антропологические реконструкции по методу М.М. Герасимова.

Homo sapiens (мальчик)

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб