Монгольская мир-система и создание свободной торговой зоны в XIII-XV вв.

 Монгольская мир-система и создание свободной торговой зоны в XIII-XV вв.

 
Об авторе

Зардыхан Кинаятулы (30.12.1940, аймак Ховд, Монголия – 23.11.2016, Алма-Ата, Казахстан) — монгольский и казахстанский учёный, кандидат философских наук (1975), доктор исторических наук (1987), профессор, историк-монголовед, специалист в области древней и средневековой истории Казахстана и Центральной Азии.

В 1965 году окончил исторический факультет Монгольского государственного университета, а в 1975 году — Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве. В 1975-1987 годах — секретарь ЦК профсоюзов Монголии, в 1990-1992 годах заместитель председателя правительства, вице-спикер Парламента в Монголии. В 1992-1996 годах — на дипломатическойслужбе, был консулом Монголии в Ташкенте. Один из авторов и разработчиков новой Конституции демократической Монголии, правовых, политических и экономических реформ. В 1994 году переехал в Казахстан, работал заведующим отделом древней и средневековой истории Казахстана в Институте истории и этнологии им. Ч. Валиханова МОН РК.

Основные научные исследования посвящены истории Монгольской империи, Ак-Орды и Казахского ханства, тюркских и монгольских племён средневековья (саков, кереитов, найманов, монголов и др.). Им введены в научный оборот новые источники на монгольском, маньчжурском языках по средневековой истории Казахстана. Ряд исследований посвятил истории казахской диаспоры в Монголии, межнациональным отношениям. В 1990-1991 годах публиковал политологические статьи в США, России, Китае, Гонконге.

Монгольская мир-система и создание свободной торговой зоны в XIII-XV вв.
Аннотация: Главная роль монгольской империи в мировой истории состояла в том, что монголы замкнули цепь путей международной торговли в единый сухопутный и морской комплекс. Впервые все крупные региональные составляющие средневековой мир-системы (Европа, Исламский мир, Индия, Китай, Восточная Россия, Средняя Азия и Дашт-и Кыпчак в составе Золотой Орды) оказались интегрированными в единое экономическое пространство — в Монгольскую мир-систему (1).

Монгольская империя — уникальное явление в средневековой истории человечества. Монголы создали поистине мировую империю. Ее основатель — Чингисхан покорил половину мира, превратив всю евразийскую степь в цельный политический организм с прочной общественно-политической системой, мощной военной организацией и уртенно-коммуникационной сетью. Эта империя, простираясь от Тихого океана до Восточной Европы и от Сибири до Персии, установила монгольскую мир-систему.

Создание обширной империи, безусловно, не проходило без кровопролития и трагедий. Многие города в период правления Чингисхана были стерты с лица земли. Некоторые народы и племена были жестоко истреблены, уничтожены очаги культуры. Во многих районах был прерван оседлый уклад. В истории осталось очень много памятников, свидетельствующих об этом. Такие последствия монгольского нашествия символизировала монгольская экспансия.

Несмотря на всю противоречивость в оценке деятельности монгольской империи Чингисхана, это было, безусловно, историческим событием мирового масштаба, поэтому описывать ее только черными и белыми красками невозможно. Холодный и расчетливый политик, талантливый полководец с незаурядными организаторскими способностями, Чингисхан был личностью на шаг опережающий свою эпоху. Он старался предугадать события и будучи чрезмерно подозрительным и жестоким человеком, умевшим связать людей со своей судьбой, старался завершать свои дела так, чтобы никогда не оставлять позади себя врагов. Ему была чужда национальная ограниченность. Чингисхан использовал любые пути и средства, лишь бы все это служило ему и его идеологии «Нирун» и «Небесного происхождения». Именно в этом мы видим истоки не только его побед, но и поражений. Как справедливо отмечал немецкий историк П. Рачневский:

«Чингисхан был продуктом своего времени, его поступки определялись жестокими законами степи, которая не знала жалости к врагу».

Монголы стремились объединить под одной крышей все больше сил и тем самым добиться мира, порядка и уверенности самосуществования. Его военная агрессия главным образом преследовала экономические цели, а не уничтожение врага. Например, многие историки связывают начало Хорезмского похода 1219 г. с событиями Отрарской резни монгольских купцов в 1218 г.

Да, это событие имело место в истории, но на наш взгляд оно не является главной причиной монгольской агрессии в Центральную Азию, а лишь поводом ускорения начала похода. Главная причина похода заключалась в его стремлении овладеть торгово-экономическими ресурсами данного региона, взять под контроль торговые пути соединявшие Азию с Европой, которые проходили через Центральную Азию. Чингисхан силой своего оружия, суровой закалки и введенной дисциплины овладевал новыми территориями с их населением и богатством. А как быть дальше? Главный советник Чингисхана и его сына Угэдэя Елюй Чуцай на этот вопрос отвечал так:

«О, Ваше Величество, мой хан! На седле своего коня завоевать врага легче легкого, а управлять им труднее трудного».

Безусловно, Чингисхан и его сыновья не могли не послушаться этой мудрости.

Наряду с продолжением завоевательных походов, Чингисхан и его сыновья установили порядок на всех завоеванных территориях, организовали в границах империи слаженную уртенно-коммуникационную сеть. Законодательные нормы Великой Ясы Чингисхана стали основным законом во всей евразийской степи. Благодаря этому монгольская империя после смерти Чингисхана просуществовала еще 140-150 лет (1368), а если считать до времени начала распада Золотой Орды, то с лихвой и 240-250 лет.

В связи с этим историческую роль Монгольской империи в мировой истории уместно рассматривать в двух аспектах:

1) годы завоевания (1204-1277),
2) годы управления и реформ на территории империи.

Если в период монгольского нашествия покоренные народы в первую очередь были озабочены своим спасением, то во время второго периода наступил их расцвет, были прекращены бессмысленные междоусобные войны, укрепились улусные границы, появились периферийные государственные структуры. На завоеванных территориях монголы ввели свою систему управления и делопроизводства.

Второй период выпал на долю потомков Чингисхана и имперская система стремилась соединить прерванную нить между Востоком и Западом. Так, для Запада открылся путь на Восток. Был восстановлен и возрожден Великий Шелковый путь. С разных концов света торговые караваны, послы и миссионеры стали съезжаться в столицу империи — Кара-Корум и через него следовали как на Восток, так и на Запад.

Торговые пути стали важным компонентом мир-системы Монгольской империи. Великим Шелковым путем распоряжались великие ханы и под их покровительством создавались условия благоприятные для развития культурных и торговых отношений. Рухнули барьеры между государствами и цивилизациями, мощным потоком пошел товарообмен и обмен технологиями. Первейшим условием развития международной торговли явилось создание законодательной базы и обеспечение безопасности. В Великой Ясе Чингисхана имеются 4 статьи о международных отношениях, 2 статьи о единой финансовой системе и 2 о торговле. Сеть караван-сараев и взаимодействие почтовых станций обеспечивалось государственной охраной. А.М. Жувейни сообщает, что после 1206 г. на территории Монголии установился мир и порядок, дороги стали безопасными, торговая деятельность активизировалась (2).

Это подтверждает и мусульманский путешественник Абульгази:

«При Чингисхане, — пишет он, — в этом государстве между Ираном и Тураном (т.е. Туркестаном) установлен прочный мир. Положив на голову золото, пусть даже едешь с утра до вечера, никакой угрозе и опасности не подвергаешься».

Об этом писал флорентинец Франческо Пеголотти в начале XIV в. в своем трактате «Practica della Mercatura» («Практика торговли»). Он, давая подробные указания для портового сухопутного путешествия в северный Китай через Тану, пишет: «Этот маршрут и днем и ночью безопасен, поскольку там главенствует мир и порядок или «Рах tаtаrica, установленная татарами (т.е. монголами)» (3).

Благодаря уртенной (почтовой) системе, установленной монголами, пути сообщения между Востоком и Западом интенсифицировались, ускорились передвижения караванов и гонцов. Корейский автор Ким Жон Рэ монгольскую систему путей сообщения XIII в. сравнивает с нынешним интернетом — глобальной паутиной. Следовательно, монголы еще 700 лет назад смогли создать мир-систему свободной торговли и широкий информационный простор.

По сообщению Евгения Кычанова, при быстрой езде на уртенных лошадях, дорога от Золотой Орды до столицы империи Юань — Ханбалыка — занимала более 200 дней. А по Абдул-Лукходу при более спокойных темпах передвижения путь до Ханбалыка занимал не менее 300 дней. Братья Поло отмечают, что об их следовании в Орду монгольский хан узнал на 40 дней раньше и выслал навстречу сопровождающих (4).

Торговый караванный путь открыл маршруты от Китая до Восточной Европы  следуя через Волгу, от Китая до Индии. Ибн Баттута пишет, что «лошадей в кыпчакской земле чрезвычайно много и бывает их в одном караване по шесть тысяч, а иногда и более, так что на каждого торговца приходится по 100 и по 200 коней» (5).

По Жувейни и другим источникам на караванном пути между Каракурумом и Ханбалыком ежедневно передвигались туда и обратно 500 телег, каждая с 6-ю волами и полным грузом. Ассортимент товаров, перевозимых туда и обратно, был очень широким. Наряду с торговлей шел и культурный обмен между народами.

В результате экономического и культурного обмена различные оседлые и кочевые народы были втянуты в орбиту монгольской мир-системы. Постепенно восстанавливались разрушенные во время войн города, строились новые. В историографии зафиксировано, что в ХIV-ХV вв. в одном только Улусе Джучи (Золотая Орда) было около 200 городов. Появились новые экономические и культурные центры такие как Кара-Корум, Ханбалгас, Сарай-Бату, Берке-Сарай, Крым, Булгар, Укек, Гулистан, Сыганак и др.

Эти города и порты Монгольского государства Юань в Китае и Золотой Орды на западе стали соперничать с Венецианскими и Генуэзскими торговыми центрами. Арабский путешественник Ибн Баттута, венецианец Марко Поло, Иасофат Барбаро, флорентиец Франческо Пеголотти и другие в разные времена описывали эти города и удивлялись как изменялся средневековый мир в эпоху монгольского владычества в евразийской степи.

Несомненно, главная роль Монгольской империи в мировой истории состояла в том, что монголы замкнули цепь путей международной торговли в единый сухопутный и морской комплекс. Впервые все крупные региональные составляющие средневековой мир-системы (Европа, Исламский мир, Индия, Китай, Восточная Россия, Средняя Азия и Дашт-и Кыпчак в составе Золотой Орды) оказались интегрированными в единое экономическое пространство — в монгольскую мир-систему. Притягательность связей оказалась настолько великой, что даже после изгнания монголов из Китая (1368) и разгрома Тумуром державы Улуса Джучи, нити международной торговли и культурных связей сохранились, хотя после монголов геополитическая расстановка сил в старом свете видоизменилась. В восточной части исламского мира центр сместился от Багдада к Тебризу, в Средней Азии — от Баласугуна к Алмалыку, затем в Туркестан, в Восточной Европе — от Киева к Сараю, а затем к Москве, а в Китае — от Кайфына к Пекину.

Владычество Монгольской империи для завоеванных ею народов послужило суровой школой возмужания и самопознания. Впоследствии, многие из них переняли и создали свою собственную государственность. Итоги и последствия монгольского владычества ощущались на протяжении столетий в Китае, Персии и России. Территория Казахстана и его население, ставшие значительной составной частью империи монголов, являлись в этом отношении важным ретранслятором подобных традиций.

После распада монгольской империи и Улуса Джучи, кочевое население казахских и монгольских степей, гонимые междуусобицами, закуклились в своих степных анклавах, вернулись к своему обычному кочевому укладу и продолжали так жить неизменно столетия. На протяжении нескольких столетий никто не смел тревожить их кочевой уклад и вторгаться на их территории, до тех пор, пока прогрессировавшие оседлые цивилизации не открыли их вновь.  

Сноски:

Статья публикуется в рамках сотрудничества между редакциями журналов «Новые исследования Тувы» и «Отан Тарихы» Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.
2. Juvaini. Genghis Khan. The History of the Morld-congueror Ala ad-Din´ Ata-Malik Juvaini / Tr. By J.A. Boyle. Manchester / 1997. p. 77. 
Юрченко А.Г. Книга Марко Поло. Записки путешественника или Имперская Космография. Санкт-Петербург. 2007. СС. 55-56.
Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М., 2006. С. 473. 
СМИЗО. Т.1 СпБ, 1884, с. 286. 
‘Ala-ad-Din ‘Аta-Malik Juvaini, Genghis Khan: The History of the World Conqueror, tr. J. A. Boyle (Manchester: Manchester University Press, 1997), p.77. 
A. G. Yurchenko, Kniga Marko Polo: Zapiski puteshestvennika ili Imperskaia Kosmografiia (St. Petersburg: 2007), pp. 55-56. 
N. N. Kradin and T. D. Skrynnikova, Imperiia Chingis-khana (Moscow: 2006), p. 473. 
V. Tizengauzen, Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy, Vol. I (St. Petersburg: 1884), p. 286. 
 

Источник: журнал «Новые исследования Тувы».2009. №3. С. 70-82

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб