Языческие мотивы Древней Руси .

  Языческие мотивы Древней Руси .

Славянские древности. Языческие мотивы.

Языческие мотивы Древней Руси .

Волк-оборотень. Бронза. VI—VII века.
Велестинская коллекция.

Фигурки найдены в районе населённого пункта Велестино в Фессалии (Греция).
Хранятся в музее Принстона, США.

Большинство исследователей склонны считать, что фигурки использовались для отправления языческого культа и иллюстрировали славянскую мифологию. Некоторые считают, что набор принадлежал славянским волхвам.

Языческие мотивы Древней Руси .

Лютый-зверь. Фигурка из Велестино. Бронза. VI—VII века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Фигурка из Велестино. Бронза. VI—VII века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Железо, художественная ковка.
Древняя Русь, Новгород. 11 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Фигурка из Волина. Бронза. 9 век.
Балтийские славяне.

Языческие мотивы Древней Руси .

Фигурка из Волина. Бронза. 9 век.
Балтийские славяне.

Языческие мотивы Древней Руси .

Подвеска. Амулет-топорик.
Древняя Русь. X — XI века.
Медный сплав, литьё.

Подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян. Подобные подвески изображали оружие славянского бога Перуна.

Языческие мотивы Древней Руси .

Древний славянский оберег-амулет Топорик или Секирка Перуна

Языческие мотивы Древней Руси .


Привеска в виде мужской фигурки.
Вероятно, изображение языческого бога Перуна.
Бронза. Древняя Русь, Новгород. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Изображения IX в., найденные в Микульчице.
Великая Моравия.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряная лунница со сканью и зернью.
Древняя Русь. X–XI века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Лунница. Оберег.
Серебро. Южная Русь. 10 — 11 века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Оберег. Древняя Русь. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Оковка турьего рога. Серебро. 10 век.
Найден в кургане Чёрная могила. Местное предание приписывало его князю Чёрному, легендарному основателю Чернигова.

Языческие мотивы Древней Руси .

Смоленская гривна. Змеевик. XII век.
Золото. Найден в 1886 году в деревне Ковшич бывшего Краснинского уезда Смоленской губернии.

Языческие мотивы Древней Руси .


Амулет-змеевик. Зелёная яшма. Суздаль. 12 — 13 век.
Государственный исторический музей. Москва.

Языческие мотивы Древней Руси .

Подвеска-змеевик. 12 — 13 вв.

Находка 2011 года. Псков, Лужский раскоп.

Языческие мотивы Древней Руси .

Подвеска. Древняя Русь. 10 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряные подвески, гнездовский клад

Языческие мотивы Древней Руси .

Вознесение неизвестного на грифонах:
Даждьбог или Александр Македонский?
Медный медальон, найденный на раскопках в Старой Рязани.

  Языческие мотивы Древней Руси .

Арка напрестольного киота из Вщижа работы мастера Константина.
Бронза. 12 век. Государственный исторический музей. Москва.


«Арка символизирует небесный свод; снизу к краям неба подступают морды двух ящеров; уровень земного горизонта, где небо с землей сходится, обозначен двумя симарглами, священными языческими псами, покровителями земной растительности. Образ неба дан не только полукружием арки, опирающейся своими концами на землю, но и тремя солнечными кругами, в которые вписаны птицы. Восходящее и заходящее солнце помещено у самых симарглов; птицы внутри кругов не летают, а мирно клюют растение. Полуденное солнце помещено в самой вершине арки, и птица там показана в полете, с распахнутыми во всю ширь крыльями. Задача мастера Константина была более сложной, чем мастеров гальштатской эпохи. Он стремился показать всю картину мира с его тремя ярусами: миром ящеров, землей, поросшей растениями, и небом с движущимся по нему солнцем…»

Б. А. Рыбаков. Язычество Древних Славян.

Языческие мотивы Древней Руси .

Древо Жизни и Сирины.
Колт. Древняя Русь. IX век (или XI — XII века). Золото, эмаль.
США. Вашингтон. Коллекция Думбартон-Окс.

Языческие мотивы Древней Руси .

 

Колты с парными птицами и узорами, лицевые стороны. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный колт. Древняя Русь.
 

Из новейших открытий археологов:
7 июля 2013 года на городище Старая Рязань был открыт очередной, 17-й по счету, клад ювелирных изделий… Подобные клады сокрывались, как правило, в момент военной опасности, в данном случае – в связи с нашествием Батыя в декабре 1237 года. Ранее в этой части Старой Рязани такие находки не встречались. Тем не менее, происходящие с данного участка городища материалы свидетельствуют о том, что здесь находились усадьбы и мастерские ремесленников-ювелиров…
Источник: Институт археологии Российской академии наук.

 Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет-наруч.
XII — XIII века. Старая Рязань.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет-наруч.
XII век. Старая Рязань.

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет с изображением русального празднества, найденный в Тверском кладе 1906 года. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет. Древняя Русь. XII век.
Серебро; гравировка, ковка, чернь.
Местонахождение: Англия. Лондон. Британский музей.

Языческие мотивы Древней Руси .

 

Браслет. 13 век.
Серебро; гравировка, чернь.
Найден в 1896 году во Владимире.
Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный чернёный браслет-наруч с изображением фантастических зверей и птиц. XII — XIII века. Клад Михайловского Златоверхого монастыря.

Языческие мотивы Древней Руси .

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет.
XII — XIII века. Старая Рязань.

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет обруч с русальными сценами. 11 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет-наруч. Древняя Русь. 13 век.
Старая Рязань, раскопки 1966.

Языческие мотивы Древней Руси .

 

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный, позолоченный браслет-наруч
с изображением зайца, птицы, плясуньи и музыканта. XII век.

Языческие мотивы Древней Руси .


Створки серебряного браслета.
Древняя Русь. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет-наруч. 12 — 13 века.
Владимирский клад. Найден в 1896.

Языческие мотивы Древней Руси .

Киевская форма для отливки створок к браслетам. 11 век

Языческие мотивы Древней Руси .

Керамическая ваза из Лепесовки.
Высота 35,5 см. Черняховская культура, III-IV в.
Поселение на реке Горынь. Западная Украина.

Два сосуда, найденных в 1957 году у деревни Лепесовка, были обнаружены в жертвеннике языческого святилища в виде разбитых осколков. Их первоначальный облик был восстановлен реставраторами.

Плоский венчик одной из чаш был разделен на 12 различных прямоугольных секций, которые символизировали 12 месяцев, образующих годовой цикл. Содержание изображений и их последовательность совпадают, с точки зрения Б. А. Рыбакова, с помесячной последовательностью языческих праздников древних славян и с календарными сроками сельскохозяйственных работ.


Б. А. Рыбаков отождествляет Черняховскую культуру со славянской. Однако, большинство исследователей на основании анализа археологического материала считает, что Черняховская культура объединила в себе несколько племенных и этнических группировок, которые могли существовать достаточно обособленно.

Языческие мотивы Древней Руси .

В 1957 году при раскопках в селе Лепесовке археолог М. Тиханова открыла сооружение III-IV веков с жертвенником посередине. Это было святилище — место, где древние славяне, оторвавшись от повседневных забот, «общались» с богами. Внутри жертвенника находились ритуальные чаши. С них все и началось.

На широком венчике одной из чаш были изображены двенадцать различных прямоугольных секций, и ни одного одинакового рисунка. Но ведь это число, заметил Б. Рыбаков, «широчайшим образом распространено во всем мировом фольклоре прежде всего как число 12 лунных месяцев в году». То, что рисунки лепесовской чаши — знаки двенадцати месяцев, нужно было доказать. И прежде всего доказать, какой именно месяц обозначены тем или иным рисунком.

Начался интереснейший путь ученого к дешифровке так называемого орнамента. Для удобства в работе рисунки были пронумерованы по часовой стрелке, начиная от прямоугольника, внутри которого прочерчен косой крест и угол наверху.

На трех рисунках (1, 3, 6) — четкие косые кресты. Их называют «поганскими крыжами». Это символы огня; или солнца. В шестом рисунке косой крест повторен дважды и дополнен волнистой линией — обычным символом воды. И тут на помощь ученому пришла его огромная эрудиция. Академик Б. Рыбаков вспомнил, что священный «живой» огонь, добываемый трением, возжигался славянами три раза в год. Первый раз — в связи с зимним солнцестоянием. Огонь горел до 6 января, до конца зимних «святок» (кстати, на народных деревянных календарях XVII — XIX веков знаком солнца обозначался январь, месяц «разгорания солнца»).

Второй — в связи с весенним равноденствием в конце марта (позднее христианство отодвинуло праздник масленицы на февраль — март).

Третий — у всех славянских и соседних с ними народов отмечается живым огнем праздник Ивана Купалы 24 июня, в день летнего солнцестояния, когда явственно выступают два элемента языческого культа — огонь и вода. Осеннее равноденствие у славян не праздновалось.

Таким образом Б. Рыбаков сопоставил три рисунка огневых знаков со славянскими месяцами… (Дорогами тысячелетий)

Языческие мотивы Древней Руси .


Семаргл, а может быть, Грифон…
Накладка или нашивка. Бронза, золочение.
Древняя Русь

Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество. Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Неизвестно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». По Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности. По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами…

Языческие мотивы Древней Руси .


Грифон, а может быть, Семаргл… Накладка. Древняя Русь. Находка из Житомирской области.

Языческие мотивы Древней Руси .

Накладная бляха с изображением дракона.
Кость, резьба. Новгород. 13 век.

В «Сказании о Словене и Русе» есть сказочный сюжет о крокодиле-оборотне, в которого превращался старший сын князя Словена — Волхов. Крокодил обитал в устье Волхова возле Перынского языческого капища и пожирал всех, кто ему не покорялся: «Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать…» (Новгородские легенды)

 


«В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша…» (Псковская летопись)
 
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб