Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Борьба у кочевников.

Борьба у кочевников.

Монгольская борьба (монг. Бөх, бөхийн барилдаан).

Некоторые правила: схватка не ограничена по времени (в современной есть ограничения), нет весовых категорий, схватка продолжается до тех пор пока один из противников не коснется какой-либо частью тела земли, не считается только касание стопами ног или кистями рук. Это вариант вольной борьбы, разрешены различные захваты, любые броски, в том числе приёмы с действием ногами (подсечки, подножки, зацепы). У каждого бойца имеется свой секундант. Поединки с участием множества бойцов всегда проходят «на выбывание», в наше время на играх «Надом» число бойцов либо 512, либо 1024 и проходит в 9-10 туров.

По окончании схватки победитель исполняет ритуальный танец орла, а его противник проходит под правой рукой в знак признания своего поражения.

За победу в схватках (турах) бойцы получают звания:
«начин» — «сокол» — за пять;
«харцаг» — «ястреб» — за шесть;
«заан» — «слон» — за семь;
«гарьд» — «гаруда» — за восемь.
«арслан» — «лев» — за девять.
«аварга» — «исполин» — или победившему в 10-ти турах (когда борются 1024 борца), или борцу со званием «арслан», победившему в 9-м туре (когда борются 512 борцов).

 

Куре́ш, курэ́ш, кура́ш, куря́ш, корэ́ш (башк. көрәш, крымскотат.

kureş, куреш, каз. күрес, кирг. күрөш, тат. көрәш, kөrəş, узб. kurash, чуваш. кӗрешӳ, азер. güləş, тур. güleş) — национальная борьба на поясах у тюркских народов.
Борьба у кочевников.
Немного истории.
Как и когда появилась традиция борьбы на поясах у тюркских кочевников доподлинно не известно. Вообще борьба на поясах имеет многотысячелетнюю историю у многих народов. Из дошедших до нашего времени памятника восточной группы кочевников III-I вв. до н.э. — две бронзовые бляхи из Ордоса с изображением борьбы. На обеих бляхах изображена сцена борьбы двух спешившихся всадников. Один изображен в захвате под колено и за пояс, его противник же удерживает правой рукой за пояс и явно намеревается сделать бросок.

Существуют разные традиции повязывания пояса или кушака, причем есть варианты борьбы где пояс не повязывают, а накладывают на поясницу противника в сложенном виде, иногда пояс-кушак заменяется белым полотенцем.

Борьба у кочевников.

Шаровары для борьбы из шкуры косули - XIX в. 

Кратко общие правила борьбы:
считается захват только за кушак или пояс (вариант — полотенце), нельзя хватать за одежду. Не считается поражением касание земли коленом. У чувашей и казахов разрешено использовать приемы борьбы ногами, у татар — нет. Считаются все приемы проведенные как в пределах борцовского ковра, так и за его пределами. Вытеснения с ковра считаются, но абсолютной победой считается только повержение противника на лопатки. На современных соревнованиях по борьбе куреш регламентировано время схватки: старики, женщины и дети по 2 минуты чистого времени,молодые (до 35 лет) — 4 минуты, взрослые мужчины и подростки — 3 минуты. На соревнованиях все бои идут на выбывание.
Борьба у кочевников.

Эпизод из схватки борцов, проходившей в Ташкенте в конце XIX века. Слева борец из Татарстана.


Что почитать:
М.П. Грязнов. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири.
Азамат Казакбаев. Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры.
Насиржон Азизов. Из Российской истории борьбы на поясах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх