Свежие комментарии

  • Санек Совков Совков
    <i>Комментарий скрыт</i>«С крестом и Еван...
  • Михаил_
    «И вот на этих словах Деяний Апостольских в литературе основано мнение, что в то время среди христиан был коммунизм: ...«С крестом и Еван...
  • Санек Совков Совков
    Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену прод...«С крестом и Еван...

Из истории русской печи. Часть вторая

Приходи меня искать, я на печке буду спать

Русская печь располагалась практически в центре избы и прогревала ее равномерно. В домах пятистенках (с перерубом на две избы) в стене, разделяющей половины дома, делалась прорезь, и печь ставилась так, чтобы одним боком нагревать одну избу, а вторым – вторую. На печи был устроен обязательный лежак. Размеры русской печи были таковы, что на лежаке вполне располагались два взрослых человека. Поговорка такая была: "Приходи меня искать, я на печке буду спать". Рядом с печью традиционно строился голбец – дощатый лежак рядом с печью, но чуть пониже лежака печи. Если лежать на печи становилось слишком жарко, можно было перелезть на голбец. Внутри голбца, как в чулане, хранили домашнюю утварь. Кроме того, через голбец был вход в подполье. Человек, не сгибаясь, мог зайти через голбец в подполье, где хранились картошка, овощи, соленья и варенья.

Из истории русской печи. Часть вторая

Американские солдаты в 20-е годы во время интервенции в Архангельскую область. Им явно нравится в этой русской избе, особенно нравится лежать на печке. Фото с сайта: http://reibert.info/forum/showthread.php?p=571677

Из истории русской печи. Часть вторая

Мужик пригрелся на русской печи, по-моему, он очень доволен жизнью. Наверное, это о нем говорили: "Хлеб на печку подается, как ленивому коту".

Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/kuzma37rus/view/444327/

На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью. В детстве бабушка вылечивала у меня ангину так: обвязывала мое горло чулком, в который насыпала очень теплую золу, которую выгребала вечером из загнетки из печи. С такой повязкой я спал, а утром горло уже не болело, ангина проходила, и я с утра бежал на горку кататься на санках.

Аптека всегда была в нашем доме бесплатная. Летом бабушка и я заготавливали пучки лекарственных трав, кореньев и крневищ, бабушка сушила эти пучки возле печки, вешая их на специальную жердочку. Высушеные, травы и коренья хранились в холщовых мешочках. Когда пучки травы подсыхали на жердочке, дом наполнялся смесью дивных ароматов, это была чудесная симфония запахов. Периодически избу в качестве профилактики окуривали дымом можжевельника или еловой хвои, при простудах делали ингаляции, заваривая ромашку, мяту, зверобой. Пили отвары из сухих завязей малины и земляники, цветков липы, заваривали траву иван-чай, а старые люди, у кого были камни в почках и в мочевом пузыре, пили отвар из листьев брусники. От поноса хорошо помогал отвар старых соплодий серой ольхи и коры крушины. Лет до 13 я не съел ни одной таблетки, не выпил ни одной ложки микстуры.

Из истории русской печи. Часть вторая

Русская печь и народная аптека. Моя бабушка для лечения использовала не менее 50–60 видов растений. Помню, как мы с ней в июне копали в лесу корневища калгана (лапчатки прямостоячей) – этакой хилой травки с мощными мясистыми корневищами. Она делала настойку этих корневищ на водке и этой настойкой лечила соседей. Фото с сайта: 
http://www.photoforum.ru/photo/414528/index.ru.html

Из истории русской печи. Часть вторая

На русской печке зимой можно полежать, погреться, помечтать о следующем лете. Продумать конструкцию лука или рогатки, вспомнить удачные эпизоды летней рыбалки, когда сорвалась самая большая рыбина. А подвешеные рядом травы напоминают своим запахом о жарких денечках прошедшего лета. В общем, тот не знает наслажденья, кто на печке не лежал! Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/bantzekina/view/383788/

Из истории русской печи. Часть вторая

Русская печка неплохо вписывается в интерьер и современного дома. При должном уходе она красива и опрятна. А подвешеный вот так лук, сплетенный в косичку, не гниет и всегда под рукой. Фото с сайта: http://dv.aif.ru

Из истории русской печи. Часть вторая

Когда на печи становилось жарко, можно было перелезть на полати. В деревнях такая частушка-прибаутка была в старые времена: "Я на печке спал, на карачки встал, на полати перешел, Маньку рыжую нашел". Фото с сайта: http://nashclass505.okis.…

Из истории русской печи. Часть вторая

Братья на русской печи. Скорее всего, приехали к бабушке на каникулы. Фото с сайта: http://pechi-pechi.ru/pro-pech

Из истории русской печи. Часть вторая

Спать на печке было тепло и приятно. Фото с сайта: http://www.r-storona.ru/arch.h

В детстве я на печке долго лежать не мог даже вечером. Там было жарко. Но погреться полчасика, придя с мороза, было очень даже хорошо. Я удивлялся тогда старикам и старухам, которые могли лежать и греться на печи часами, спать на печи всю ночь. Но вот теперь, став стариком, понял, почему им это так нравилось.

Русская печь в русской культуре

Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью культуры русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили травы, грибы и ягоды; в печи парились (да, русская печь была и баней); гадали и ворожили, с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали. Сюжеты с печкой часто фигурирует в фольклоре – в народных сказках, поговорках, загадках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, прежде чем встал и сделался богатырем – народным защитником и героем. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи даже в лес по дрова. Сейчас все говорят, что Емеля – это образ русского ленивого человека. Но тогда сейчас все и в Европе и в Америке страшные лентяи, так как ездят даже в булочную на автомобилях. Печка Емели – это прообраз теперешнего мерседеса. Большую любовь к печи обнаруживает и пожилая Баба-Яга.

Печка наделялась человеческими чертами, например, способностью разговаривать. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего братца набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей сначала отведать пирожков и говорит, куда гуси-лебеди понесли ее братика, а впоследствии, на обратном пути, печка прячет девочку от погони. А может, действительно, в лихие времена при набегах врагов русские женщины прятали детей в печке?

Из истории русской печи. Часть вторая

Кто жил в деревне, тот знает, как много значит русская печь для дома. По-моему, женщина может почувствовать себя по-настоящему хозяйкой только управляясь с русской печкой. Фото с сайта: http://www.1001tema.ru/index.php?option=com_presscan_ article&pl=10970&doc=4003907430

Из истории русской печи. Часть вторая

Жильцы деревенских домов с русскими печками – более свободные люди, чем жители многоквартирных домов с удобствами. Они не зависят ни от ЖКХ, ни от мэров, ни от прочих пэров. Вот это и есть настоящая свобода русского народа! А свобода болтать что вздумается на Руси никогда не ценилась. Про таких "свободных" с насмешкой говорили: "Мели Емеля – твоя неделя". Фото с сайта: 
http://karelia.aif.ru/issues/1426/02_05?print

Вы спросите, отчего же я поставил пусть и полезное, но мирное изобретение – русскую печь – в один ряд с таким современным изобретением, как трехступенчатая баллистическая ракета? Я вам отвечу на этот вопрос так. Ни одно изобретение не дало русскому народу больше, чем русская печь! Благодаря ей стало возможным освоение Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока и Аляски! Попробуйте, погрейтесь зимой, в Забайкальском крае, английским камином. Я уж не говорю о Якутии. Именно она, русская печка, помогла прирастить к России и освоить такие территории, которые не помогли бы сделать ни ружья, ни гаубицы! Низкий поклон изобретательности русского народа. В прямом смысле слова – "от печки" ведет начало Империя Российская. И нам не следует об этом забывать. Благодаря русской печи наши предки смогли обжить холодную Сибирь с ее несметными богатствами – нефтью, газом, золотом, всякими рудами. Так что олигархи российские должны молиться на русскую печку и памятники из золота ей ставить.

Как всякий зрелый этнос, русские имеют свой язык и свои культурные традиции. Но почему-то о русских национальных технологиях известно немного. Мы как-то не ценим наше родное, а все на заморское заглядываемся. А ведь в России не только девушки краше, чем в Западной Европе. У нас и еда вкуснее и полезнее: возьмите щи, борщ, каши наши знаменитые, пироги, а русские блины, а квас, а огурцы соленые, капуста квашеная, грибы соленые и грибы сушеные!.. Всего и не перечислить сразу-то. И это все наше национальное. Вот в США национальной едой, изобретенной именно в США, можно назвать разве только жевательную резинку да кока-колу. Все остальное они позаимствовали у разных народов.

Разожженная русская печь в зимнее время была одним из основных источников света. А важнейшим женским рукоделием в зимнее время тогда было прядение пряжи - изготовление льняной нити. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, а левой сучила нить, вытягивая ее из кудельки на прялке, и, конечно, то и дело поглядывали в сторону кудельки. Ещё в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, в которых, словно полторы тысячи лет назад, работали у печи домашние мастерицы. Неслучайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа ''избой – неряхой'' за то, что в подобном жилище женщине было ''не с руки'' прясть – не с той стороны свет на кудельку падал.  

Из истории русской печи. Часть вторая

Обычная утварь русского сельского дома: большой ларь для муки и круп, корзины для картофеля и овощей. В бочках квасили капусту, солили огурцы, грибы. На стене висят коромысловые весы. Вот на таких широких досках пола я, забравшись под стол или под лавку, тайком рисовал, подражая иконам, которые стояли на полочке в левом красном углу избы. Когда в дом к нам заходили старушки, то они всегда крестились на эти иконы. Стариков же в нашей деревне было мало, все погибли на Первой и Второй мировых войнах. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Из истории русской печи. Часть вторая

Парень приглядел девушку себе в жены. Она тоже не против стать его женой – парень ей явно люб. Вот теперь и сватов можно засылать. Сваты обговаривали все имущественные вопросы, размер приданого, где жить будут молодожены, в доме родителей жениха, или родители парня и девушки в складчину построят им отдельный дом. Жениху и невесте обсуждать эти вопросы как-то не с руки, ведь у них любовь, а ее как-то грубо мешать с материальной стороной женитьбы. Это сегодня жениха и невесту приучают сразу же самих брачный контракт заключать. Фото с сайта: http://ceotd_ug.giport.ru

Пока печь в доме топилась, живы были и ее хозяева. Остывала печь только вместе с гибелью всей семьи. Даже при пожаре, когда дом сгорал, русская печь на своем фундаменте еще долго стояла среди других домов в деревне. Наверное, на такую вот беcхозную печь на месте сгоревшего дома – на пепелище – и набрела сказочная девочка Маша в поисках своего братца Иванушки.

Не удивительно, что печника (мастера класть печи) в народе чтили больше, чем священника. Требовалось немалое умение, чтобы печь была: во-первых, не угарной; во-вторых, достаточно большой, чтобы было где полежать ребятам и старикам; в-третьих – жаркой, но не жадной на дрова; в-четвёртых – чтобы дым не выкидывало во время ветра в избу; в-пятых – чтобы печка была красива, миловидна. О привлекательности внешнего облика печи заботились, пожалуй, не меньше, чем о нарядности одежды и бытовой утвари, хранившейся в доме. При декоративном оформлении интерьера печь, естественно, играет роль одного из главных декоративных компонентов.

Существовали заговоры-обращения к печи, а рядом с ее устьем вмазывали небольшую иконку с образом Христа или Пресвятой Богородицы. С печью в сознании были связаны понятия надежности, защиты, основательности. Она являлась ядром дома, домашним очагом, дающим благополучие, сытость, тепло. Ребятишки, испугавшись грозы, жались поближе к печи.

Печная труба, согласно языческим поверьям, является выходом из дома, предназначенным для сверхъестественных сил. Из нее в сказках вылетает ведьма - обязательно верхом на помеле, которым выметают золу из печи, через нее в дом проникают огненный змей и черт.

Под русской печкой в доме обитал домовой – суседко. Хозяйка должна была позаботиться о том, чтобы суседко (домовой) перебрался в новый дом при переезде. Часто, переселяясь, хозяйка в первую очередь переносила клюку и помело, клала их на печь в новом доме, тем самым приманивая домового – покровителя хозяйства и семьи. При этом она должна была приговаривать: «Суседушка-братушка, пойдем к нам на ново место». Для домового нужно было наломать сосновых лап и положить их в голбец – создать ему удобное место-постель. Крестьяне считали, что обитал суседка где-то в подполье, рядом с печью, или же на чердаке. По мнению В. И. Дынина, различия, связанные с местом обитания домового, обусловлены особенностями северорусских и южнорусских жилищ. Северную русскую избу строили на подклете, который и считался местом пребывания домового, поскольку туда был вход через голбец. Южнорусская изба ставилась на земле и подполья не имела, поэтому пристанищем домового здесь мог служить только чердак. Южнорусские казаки, заселяя Сибирь, стали строить дома на подклети с полом, как на севере, но домовой у них по-прежнему обитал на чердаке. Так устойчивы обычаи, связанные с верованиями.

Из истории русской печи. Часть вторая

На лежаке этой печи устроен барьер из широкой доски, чтобы во сне не скатиться на край и не упасть на пол. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Из истории русской печи. Часть вторая

Такие половики традиционно ткали в деревнях. Еще в середине прошлого века кое у кого сохранялись ткацкие станки. Но ткать умели уже немногие старушки. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Символика печи имела особое значение в народной медицине и в магии. В заговорах от тоски по умершему часто обращались к русской печи: «Как ты, матушка-печь, не боишься ни воды, ни пламени, так бы и ты (имярек) не боялся, не страшился». Наговорить нужно было на воду и сбрызнуть наотмашь того, кто страдал такой боязнью. При этом он должен был стоять около печи и смотреть в устье, к чему его нужно было принудить, сказав: «Что-то неладно у вас в печи».

Используя угольки из печи, лечили от испуга. Приговаривая необходимые слова, нужно было бросить три уголька в воду. Если угольки утонут – человек вылечится, если же нет, то причина болезни не в испуге. Некоторые заговоры необходимо было произносить обязательно при затопленной печи. При отравлении глотали угольки, которые абсорбировали в желудке отраву и выводили ее из организма.

Уезжая в долгие опасные путешествия или в город на заработки, прощаясь, нужно было обязательно заглянуть внутрь печи, это обеспечивало благополучное возвращение домой.

Готовность поделиться угольками для разжигания печи воспринималась как величайшая доброта. Этот обычай сохранился с тех времен, когда быстрого способа разжечь огонь не знали и потому сохраняли его круглосуточно. Если же угольки потухали, то выручить могла соседка, за что ей, разумеется, были очень благодарны.

Чтобы прекратить град, грозивший побить урожай на поле, советовали выбросить из окна печную заслонку и нож. Сомневаюсь, чтобы это всегда помогало. Но такое действие во время беды хотя бы придавало некоторую надежду и успокаивало. Русский человек никогда не смирялся даже тогда, когда, казалось бы, предотвратить беду было невозможно. Но и на чудо он пытался активно воздействовать.

В стене над печью делали специальное отверстие, чтобы в определенный день в него проникли первые лучи восходящего солнца, что сулило семье мир, добро и счастье в дом. Устройство окон-отверстий рядом с печью с восточной стороны встречалось в жилищах в XVIII–XIX вв. и имело широкий ареал распространения.

Из истории русской печи. Часть вторая

Огонь в печи осмыслялся как живое существо. Был известен на Руси разговор двух огней. Один из них жаловался другому, что его хозяйка плохо за ним следит, и сообщал, что собирается в виде наказания устроить пожар и сжечь ее дом. Фото с сайта: http://ceotd_ug.giport.ru

Несмотря на то, что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей.

Например, в Вологодской губернии затапливали печь, чтобы утишить и прекратить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у русского народа использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор заслонку, хлебную лопату и кочергу, либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града. 

Прежде домашний огонь непрерывно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей в загнетке. При переходе на новое местожительство переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового. Во время эпидемий или эпизоотии тушили все огни в селении во всех печах и зажигали новые от живого огня, который получали трением деревянной палочки о доску. И сегодня в память о безымянных погибших на войне и пропавших без вести на площадях зажигают вечные огни.

С другой стороны, горение огня в печи может символизировать протекание жизненных процессов в человеческом теле. В любовной магии и магических действиях, поддерживаемое пламя призвано зажечь внутренний огонь, пожирающий человека. Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба. На Украине о счастливом человек говорят, что он «у печурце родився», а в Белоруссии о стариках, у которых родятся дети, говорят: «И в старой печи огонь хорошо гориць». 

Когда кто-нибудь уходил из дома, печку надо было закрыть заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии закрывали печь заслонкой, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из печи хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она (хозяйка) умрет, у нее будет рот «раззявлен». Русские женщины и на смертном ложе хотели выглядеть красивыми. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и чтобы гром не ударил в хату. Действительно, шаровые молнии нередко проникают в дом тогда, когда в нем есть сквозняк – тяга воздуха вверх через трубу.

Через трубу зовут пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Страстной четверг хозяйка окликала скотину по именам через печную трубу, а хозяин, стоя на улице, отвечал за животных. Делалось это для того, чтобы летом скотина не заблудились в лесу. В Новгородской губернии в Страстной четверг хозяйка открывала печную трубу и кричала в нее: «Коровушки, не спите в лесу, ходите домой». В Ровенской области шепчут заговор от укуса змеи и тоже в печь, «штоб у печ пошло». В Житомирском районе рассказывают что, когда мать позвала через трубу сына, служившего в армии, на того напала смертельная тоска. На Ровенщине полагали, что когда человек умирает, нужно закрыть трубу и отворить двери, иначе душа вылетит через трубу и достанется черту. И наоборот, в Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. Отворяли трубу и во время календарных поминок, чтобы через нее в избу могли проникнуть души умерших. 

Печь участвовала во многих важнейших обрядах, в том числе и в свадебном. Сваты, которые приходили в дом невесты, в первую очередь должны были положить руки на печь, показывая таким образом общность с семьей нареченной. А гость, которому предложили лечь спать на печи, автоматически признавался членом семьи. Я был свидетелем совершения этого обычая, когда сватали невесту младшему брату моей мамы. Когда сваты зашли в дом невесты, то стали прикладывать руки к русской печке. Был еще сентябрь, было совсем не холодно, и я тогда удивился, что у них почему-то замерзли руки. Мой дядюшка в браке был счастлив, они родили и вырастили сына и дочь и никогда не ссорились друг с другом. Наверное, им помогли сваты, выполнившие древний обряд.

Доказательством важности русской печи в жизни русского человека говорит огромное количество поговорок, идиом, прибауток, пословиц и загадок, в которых присутствует образ русской печи. Вот некоторые из них:  "Хоть горшком назови, только в печку не ставь". "Гости на печь глядят, видно, каши хотят". "Добра та речь, что в избе есть печь". "У ленивого крыша течет и печь не печет". "Сажает в печь хлебы как пышки, а вынимает как крышки". "И за морем горох не под печью сеют". "Печь нам мать родная". "На печи все красное лето". "Хлебом не корми, только с печи не гони". "До тридцати лет греет жена, после тридцати - рюмка водки, а после шестидесяти и печь не греет". "Печь без дров – гора". "Кого зовут пиво пить, а нас печь бить" (бить печь - значит делать ее не из кирпича, а из глины, а не хлыстом или палкой по ней стучать). "Коли вру, так дай бог хоть печкой подавиться!". "Ты что, словно с печи свалился". "Пока баба с печи летит, 77 дум передумает". "Бабья дорога, от печи до порога". "Всяк сверчок знай свой шесток". "Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". "В бане веник хозяин, в печи – кочерга". "Чёрной совести и кочерга виселицей кажется". "Невестой прелестна, а женой кочерга". "Не по носу табак, не по печке заслонка". "Бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают" (так узка улица).

Приведу еще народные приметы: "Головня на шесток упала – нечаянный гость"."Уголье на загнетке само разгорается - к морозу". "Печка начинает дымить – к плохой погоде" (давление падает). "Тяга очень хорошая – к морозу". "Красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель".

Из истории русской печи. Часть вторая

Так жили не такие уж и далекие наши предки в XIX веке. Печь – это не только самое теплое, но и самое спокойное место в русской избе. Это домашний очаг, место священное и центральное для всякого дома.Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Долгими зимними вечерами печка собирала вокруг себя всех домочадцев, в ее уютной близи занимались ремеслами, рассказывали детям сказки, беседовали и мечтали.

Русская печь – лечебница, она с успехом исцеляла от простудных заболеваний. Печная глина фильтрует вредное излучение, образующееся при горении дров - так что остаётся только малая часть инфракрасного излучения. Излучение печи удивительно похоже по своим биофизическим характеристикам на тепло, излучаемое самим человеком. Спать на тёплой печи – всё равно, что быть в утробе матери. Поэтому все болячки заживают.

Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью. К услугам печи прибегали и знахари. В северных русских деревнях в старину женщины рожали дома, роды принимала знахарка – бабка повитуха. Так вот новорожденного ребенка вначале клали на печь, а потом вечером мыли в русской печке. Новорожденных первое время бабушка мыла в русской печке каждый вечер, да еще веничком березовым слегка парила. Думаю, оттого русский народ и таким крепким вырастал, что никакой француз и немец нас победить не могли.

Захирела сегодня русская культура, захирела и русская душа. Вокруг сплошные глобалисты. Все дальше и дальше уходим мы от наших истоков, все меньше остается в нас русского. Ой, не к добру это!

Баня в русской печке

А теперь расскажу о самой экзотической (по-настояшему сакральной) функции русской печи. В русской печи крестьяне парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли и золу, внутри подметали, клали солому или коврик из камыша, сверху их накрывали половичком. Любитель попариться залезал в печь головой вперед, в печи разворачивался и садился на солому. Ему подавали тазик с водой и веник, закрывали заслонку. Кирпичи в печи были горячими, от них исходил сухой жар. Парясь, похлёстывая себя берёзовым веником, человек погружался в божественную атмосферу.

Топку в русской печи делали такой вместительной, что здоровенный мужик мог свободно сидеть, не доставая головой свода. А стенки были на таком расстоянии, что можно было смело хлестать себя веником. В печи распаривались, намыливались, правда, обмываться водой приходилось уже вылезши из печи – на кухне в корыте, поливая себя теплой водой из ковшичка.  Я мылся в самых разных банях и саунах, но такого блаженства, как в русской печи, не испытывал никогда. У нас была и баня, но зимой, чтобы натопить выстывшую баню, надо было сжечь уйму дров. Поэтому зимой чаще парились в русской печи. В печи я мылся в детстве, в юности и потом, когда приезжал к родителям в отпуск, не лишал себя такого удовольствия.

Во многих северных регионах России русскую печь использовали вместо бани. Обычай париться в печи известен в Вологодской, Ярославской и Владимирской областях. Возможно, этот обычай русские переняли от угро-финских этносов. Александр Невский в XIII веке в Переяславле построил баню по новгородскому обычаю. Но после его смерти Великая княгиня Александра предпочитала мыться в русской печи. Об этом писал Балашов в своей книге «Младший сын». Русская печь свободно вмещала двоих взрослых людей.

Из истории русской печи. Часть вторая

Уникальная конструкция традиционной русской печи позволяла использовать ее и как баню. Фактически это было целое помещение с высоким сводом, куда, правда, приходилось забираться через устье. Фото с сайта: http://forum.rusbani.ru/viewtopic.php?t=50

Из истории русской печи. Часть вторая

Зимняя баня в русской бане в северной деревне. Вот только самовар художник зря нарисовал. Когда в печи парились, то самовар не ставили. Обжечься об него можно, да и не гигиенично это. Фото с сайта: 
http://www.kozma.ru/gallery/artists/ovchinnikov-l/out-of-sto...

Вот как описывают пар в русской печи: Принесут сноп ржаной соломы, сунут в печь и закроют ею весь шесток и под, чтобы нигде не прожигало. На солому положат чистенький половичок, а дальше «разболокайся и полезай!». Из устья пышет жаром, и залезать туда поначалу страшновато. Всё устье чёрное и сажа на нём, как бархат. Но, оказывается, места вполне хватает, и протаскиваешь себя в печь, нигде не коснувшись сажи, и садишься, уминая соломку. А в печи-то сажи нет. Сразу тебя охватывает сухой жар. Горячие бело-розовые кирпичи создают в печи какое-то особое тепло. Любители горяченького берут ковш и плещут на них. Но достаточно, помочив веник, потрясти его у себя за спиной. Выдержишь – парься, а нет – ложись головой к устью. Из устья идёт мягкий воздух, дышится легко. Первыми в семье парятся мужики, последними – мать с ребятишками. Устроится мать в печи, ей подают сначала младенчика. Она подтянет его на холщёвой простынке через устье, положит себе на ноги, как в корытце, помоет, да ещё и веничком слегка попарит или погладит, чтобы духом берёзовым подышал. Потом по очереди, а то и сразу по двое остальных ребятишек вымоет, выпарит, свежей водой окатит, поставит на четвереньки и выпроводит на шесток, только головку рукой придерживает, чтобы сажей, вылезая, не замазался. А там уже подхватят малыша, завернут в холстинку v и на печку. Очень удобно. И зимой не надо ребёнка одевать, укутывать, чтобы не простудился после пару, пока из баньки домой бежит.

Интересный эпизод о русской печке есть в житии протопопа Аввакума. Когда он был сослан в Сибирь в Дауры, то и там в XVII веке сооружали русские печи даже во временных избах. О печке в своем "Житии" он упоминает мимоходом: "За ним (Аввакумом) пришли, а он в это время лежал на печи, укрывшись от дождя (крыша сильно протекала) куском бересты, а жена его – Марковна, в это время спасалась от дождя в самой печке. Так что наши землепроходцы, осваивая Сибирь, о русской печке не забывали. Она действительно помогала им осваивать Сибирь. И парились в печи. Не случайно Марковна от дождя в печь спряталась, видно было, не привыкать в печь лазить париться.

Как клали русскую печь

На первом этапе для печи делали отдельный от дома фундамент и печное основание – бревенчатый сруб. Его доводили до уровня пола. На сруб клали половинки бревен небольшого диаметра или толстые плахи, их плотно подгоняли друг к другу. На настил из этих плах накладывали слой глины. Затем до определенной высоты возводили из бруса или плах опечек так, чтобы удобно было бить глину. В опечек слой за слоем накладывали утрамбованную глину. Каждый слой глины толщиной 5–10 см били, уплотняя, большими деревянными молотками-чекмарями или пестами. Работа распределялась так, что один человек бил, другой легкими движениями ровно утрамбовывал. Заостренным концом деревянного молотка в каждом слое делались углубления – велось пазование, затем накладывали новый слой и снова били и утрамбовывали. Опечек и слой глины в нем поднимали до нужной высоты. Между слоями глины насыпали немного соли, чтобы слои лучше «сливались» друг с другом и основание печи было крепче.

Из истории русской печи. Часть вторая

Изготовление фундамента для русской печи. Он делается отдельно от фундамента дома. На этот фундамент ставится деревянный опечек, на котором стоит вся русская печь. Фото с сайта: pyatok.net

Фундамент для печки, сруб для нее с настилом и опечком обычно делали до того, как сделают в доме пол. Работа тяжелая, поэтому так делать основание печи ловчее. Саму же печку лучше класть тогда, когда уже наслан пол.

На удобной для хозяйки высоте (каждая печь делалась индивидуально «под хозяйку», ведь ей приходилось работать около печи ежедневно по нескольку часов) устраивался шесток и под печи. Для этого поверхность утрамбованной глины в опечке должна быть ровной и иметь наклон 2–3 градуса в сторону устья.

Определяли размеры печи так: усаживали хозяйку дома на табурет, расстояние от верхней пуговки на воротнике хозяйки до сиденья табуретки давало высоту свода внутренней части печи, которая, однако, не должна была превышать 60 см. Устье печи должно быть на 10 см шире плеч хозяйки, а высота его равна их ширине. Шесток в глубину должен быть равен размеру от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Высота печи делалась равной росту хозяйки плюс два 20 см.

Под подовый слой кирпича насыпали слой песка или битого стекла, чтобы печь была жарче.

Для образования внутреннего пространства печи делали специальную опалубку – «свинку», короб из досок с полукруглым верхом. Свод печи должен быть полукруглым. Кирпичи со срепляющим их раствором укладываются на опалубку так, что самый верхний центральный кирпич ватесывается печным молотком в виде клина и заклинивает свод. Надо так расчитать ширину печи, чтобы клин сверху имел толщину в четверть кирпича, и расклинивать надо так, чтобы свод крепко клином держался и не обрушивался, ведь на печке-то спать будут взрослые люди.

Из истории русской печи. Часть вторая

Дымоход на чердаке состоит из вертикальной трубы и горизонтального борова. Фото с сайта: Фото с сайта: http://ceotd_ug.giport.ru

Затем выкладывали на шестке верхнюю часть печи с чувалом, дымоходом и устьем, делали в боках печи печурки для сушки рукавиц, хранения спичек, а также отверстия для трубы самовара. Устраивали загнету – углубление в виде неглубокой канавки шириной 15–20 см в подовой части печи, куда сметают угли для поддержания ровного жара. Устанавливали заслонки, вьюшки и дверцы для подтопка. Чувал (кожук) был прямоугольной формы, трубу от чувала выводили на чердак. Дымоход в чувале (кожуке) имеет два колодца – так, что дым, выходя, делает в нем пару оборотов.

В том месте, где труба проходила сквозь потолок, делали утолщение стенок трубы – разделку. Колено трубы на чердаке называлось «боровок», его делали для отбоя искр, чтобы они не вылетали в трубу, а гасли в дымоходе, и тепло чтобы чердак обогревало. Если на чердаке устраивалась светелка, то боровок и дымоход согревали и ее. В этом случае боровок и дымоход в светелке тщательно штукатурился, а на боровке можно было устроить теплый лежак.

Из истории русской печи. Часть вторая

Русская печка готова, дымоход доведен до потолка. Опечек у нее сложен из кирпича. Рисунок с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Из истории русской печи. Часть вторая

Классическая русская печь с деревянным опечком и голбцем. Рисунок с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Ни в коем случае нельзя делать печи на цементном растворе. Такая печь потрескается и будет испускать вредные для здоровья и неприятные запахи. Даже дымоход, за исключением трубы на крыше, не следует делать с цементным раствором. Лучше всего для этого использовать раствор из глины с песком в соотношении по объему 1:3 (1 часть глины на 3 части песка). Если глина не очень качественная, то соотношение надо немножко изменить в пользу глины.

 

Размер дымохода в трубе должен иметь квадратное сечение со стороной квадрата равной 1 кирпичу (в один кирпич). На крыше трубу лучше располагать ближе к коньку крыши, так как труба должна быть выше конька крыши. Это необходимо и для лучшей тяги, и в противопожарных целях. Ни в коем случае не устраивайте асбестовую или цементную трубу и дымоход. Если дымоход и труба у вас металлическая (железная), то ее обязательно надо обложить кирпичом в противопожарных целях.

Когда печь была готова, и ее топили первый раз, то в дымоходе поджигали бересту. Доски, поддерживавшие свод, и внутренняя опалубка сгорали, освобождая внутреннее пространство печи. Чтобы печь набрала прочности, ее топили некоторое время несколько раз в день, и она постепенно высыхала. Завершение работ по изготовлению печи отмечали всей семьей в тот же день обильной трапезой, приглашая всех «помощников», если работали «по помочи», или мастеров, если их нанимали на работу. Печи складывали и из сырцового кирпича. Русские печи белили серой или белой глиной несколько раз в год, к праздникам. В первой трети XX в. стали использовать и известь.

Устье русской печи (от слова уста, рот), в древности его еще называли "хайло". И сегодня можно услышать иногда выражение: "Чего хайло раззявил" (т.е. широко разинул рот). Но сегодня мало кто знает об изначальном значении слова "хайло".

Из истории русской печи. Часть вторая

Русская печь в гламурном состоянии – в изразцах. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Из истории русской печи. Часть вторая

А это ее негламурная родственница. Кстати, мне отец объяснял, что здоровое тепло издает только печь, не покрытая изразцами. Излучение от изразцов иное, менее живое. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o

Русскую печь уважают не только в России. Например, у самого богатого человека в мире, разбогатевшего не на торговле туалетной бумагой, а на самой современной технологии, у  Билла Гейтса в столовой в его доме стоит самая настоящая русская печь! Она в рабочем состоянии, и в ней пекут ему пироги (Информация с сайта: http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi/). Но известный компьютерный магнат – не единственный человек за рубежом, который по достоинству оценил полезность удобство и красоту русской печки. 

Около года назад на английском аукционе братьев Батье русская печь со всем своим «приданным» – кочергой, ухватами и емкостью для гашения углей – была продана за 20 тысяч долларов. «Героем» этого аукциона стал наш соотечественник Василий Федоров, который по заказу братьев Батье и изготовил эту чудо-печь, завоевавшую сердце крупного английского бизнесмена. За всю свою жизнь этот печник «склал» более пятидесяти печей и более двух сотен печей отремонтировал. Английский аукцион он считает своим наибольшим достижением на сегодняшний день. 

Одно время интерес к русской печи упал. Менялся быт, печи, которые занимали слишком много места, активно ломали, поскольку в советское время в большинстве деревень отпала надобность самостоятельно выпекать хлеб – его стали завозить подводами. Тем не менее проблема отопления оставалась. В результате появились более компактные отопительно-варочные печи. Это большая группа моделей под общим названием «шведки». Альтернативой русской печи долгое время была печь-плита со щитком. Именно такая сейчас в нашем доме. Но скажу вам по опыту, это совсем не то! Ни в какое сравнение с русской печью такая не идет! Мечтаю ее сломать и сложить настоящую русскую печку. Ведь один из моих дедов (Кузьма Иванович Воронин) был классным печником. А четверть моих генов должна быть от него...


P.S. Недавно я получил письмо от мастера печного дела следующего содержания.

Здравствуйте, Александр Владимирович. Наткнулся на Вашу статью "Русская печь". Прочел с интересом, несмотря на то, что много лет также интересуюсь этой темой. В вашем ресурсе нашел фотографию печи,  которую сложил я в 2005 г.  Вот она http://kirpichiki.pro/gallery/

Было бы здорово, если бы Вы поставили ссылку на наш сайт.  Считаю, что могу об этом попросить, так как наш сайт носит, помимо некоей коммерческой, и образовательную функцию, это видно из статей, которые я публикую. Сам работаю печником с 2000г.  Вот ссылки на мои ресурсы о русской печи: 
http://kirpichiki.pro/read/articles/pechholmy.html
http://kirpichiki.pro/read/articles/hlebholmy.html
http://kirpichiki.pro/read/articles/kargopolie.html
http://kirpichiki.pro/read/articles/kladka-russkojj-pechi-teplushka-mf.html 

Спасибо,
с уважением, Бацулин Александр

Из истории русской печи. Часть вторая

C удовольствием просмотрел интернет-ресурсы А. Бацулина. Пожалуй, ничего лучшего в интернете на эту тему прежде я не видел. Помещаю несколько фотографий последовательной работы по кладке русской печи. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать...

Из истории русской печи. Часть вторая

Из истории русской печи. Часть вторая

Из истории русской печи. Часть вторая

Из истории русской печи. Часть вторая

Из истории русской печи. Часть вторая

Из истории русской печи. Часть вторая

Из истории русской печи. Часть вторая

Из истории русской печи. Часть вторая

Печники А. Бацулин и М. Изотов 

Из истории русской печи. Часть вторая

Очень рад, что печное искусство не умерло на Руси! Такие великолепные печи кладут эти мастера! И они не только зарабатывают на этом, но и бескорыстно обучают других. Значит, действительно началось выздоровление России от столетней болезни.

А какой вкусный хлеб испекли в этой печи на лугу. Многие такого хлеба и не едали!


Источники информации

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. 

История русской печи. Адрес доступа: http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_vitalevich_simonov/kam... online.html?page=1

История русской печи. 2011. Адрес доступа: http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi/

Майничева А. Ю. История русской печи. Адрес доступа: http://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.ht...  

Майничева А. Ю. Печи сибиряков-старожилов. Адрес доступа: http://pechka.su/history/siberian.htm

Ода Русской печи. http://www.istorya.ru/forum/?showtopic=1978

Русская печь в крестьянской избе. Адрес доступа: http://pechka.su/history/peon.htm

Самые первые печи. Адрес доступа: http://banbas.ru/fireplaces/interestingly/articles/32/view/8...

Смиников В. Русская печь. М.: изд-во Современник, 1977.

Федоров Г.Я. Русская печь. М.: изд-во Эксмо, 2005.

 Автор       А. В. Галанин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх