Сверх-тонкие шпаги в советских «Трех мушкетерах»: их реальные прототипы

Ваш покорный слуга сейчас занят бытовыми делами и подготовкой к игре, так что времени на что-то сложное особенно нет. Поэтому вот вам пока несложное, но, смею надеяться, интересное…)

По поводу шпаг из советской экранизации «Трех мушкетеров» в околооружиеведческой тусовке не высказался, по-моему, только ленивый. Их обвиняли в том, что это спортивные клинки, вмонтированные в «историчные» эфесы — мол, слишком тонкие для шпаг начала XVII века, и вообще правильно — не шпаги, а рапиры…)) И правильная, мол, кошерная рапира того времени — это серьезный, основательный боевой меч, способный наносить и рубящие удары. Признавайтесь, ведь наверняка вы об этом слышали?)

Спортивные там клинки были или не спортивные — об этом надо спрашивать не историков оружия, а историков кино. Данный факт — из их области компетенции. Но я вам честно скажу, что меня еще в детстве вгоняли в когнитивный диссонанс сверх-тонкие клинки «мушкетерских» шпаг. Даже мне-подростку, не обладающему еще нынешними знаниями, они казались неестественными. Нереально уж тонкими.

Хотя бы Бог и запретил дуэли...)

Хотя бы Бог и запретил дуэли…)

А помните, с какой легкостью де Жюссак переломил клинок своей шпаги о колено после первого поединка с д’Артаньяном, у стен монастыря Дешо? Как веточка хрустнула…)

Подобный подбор оружия часто трактуют как ошибку создателей фильма. Мол, тогдашние рапиры в массе своей были гораздо более широкими, тяжелыми и т.п. Отчасти оно справедливо — но только отчасти.

Дело в том, что развитие холодного оружия в это время шло по нескольким веткам. Эволюция всегда так делает, она никогда не сосредотачивается на какой-то одной линии. Так вот, исторические аналоги мечам из советских «Трех мушкетеров» и вправду есть. Именно того времени.

В современном оружиеведении их принято называть испанским термином вердуго.

Вот типичный вердуго именно этого периода, в котором происходит действие «Трех мушкетеров» — 1620-1630 гг.

 

Вердуго

Вердуго

Исторически — абсолютно реальный объект. Хранится в британском Музее Фитц-Уильяма. Полная длина — 1380 мм, клинка — 1150 мм. Масса не указана, но я рискну предположить — что-то в пределах 800-900 г. Эфес у него довольно тяжелый, а клинок легонький.

Вердуго

Вердуго

Испания, самый конец XVII века. Полная длина 1194 мм, клинка — 1022 мм, масса — 885 г.

Сравните исторический образец с киношным:

Кадр из "Возвращения мушкетеров". Это, конечно, уже не из той знаменитой серии фильм, но тем не менее - у гасконца - типичный вердуго

Кадр из «Возвращения мушкетеров». Это, конечно, уже не из той знаменитой серии фильм, но тем не менее — у гасконца — типичный вердуго

Или здесь:

Все помнят, откуда кадр? ))

Все помнят, откуда кадр? ))

Если бы тут была классическая рапира — незадачливому шпику перерезало бы горло, а так ничего, волосами обошелся…))

Вердуго — характеристики

Вердуго — одна из линий развития меча в XVI-XVII столетиях, на которой он превратился в чисто колющее оружие, категорически не способное к удару — в отличие от рапиры того времени. Это родной брат эстока, но, в отличие от последнего, являлся скорее «гражданским» оружием, предназначенным для пешего боя.

У вердуго и эстока — одинаковые сечения клинков, обычно ромбические, треугольные или Y-образные, иногда «алмазные» (т.е. у треугольника или ромба вогнутые внутрь грани). Но при этом клинок эстока обычно толще и массивнее, а рукоять порою длиннее — для обеспечения возможности двуручного хвата, чтобы усилить укол. Эсток в среднем в полтора-два раза тяжелее вердуго.

Вердуго — одноручный меч, в меньшей степени предназначенный для пробивания доспеха. Стеганый дублет он, пожалуй, проколет, а вот надетую под него кольчужку — уже вряд ли…)

Затачивался вердуго только в слабой части, у острия. Поэтому кардинальский шпик, которого обрил д’Артаньян в фильме, теоретически мог бы рыпнуться вниз, сломать тонкий клинок и вырваться. Отделался бы неглубоким порезом и гематомой на шее. Но для этого надо было иметь все-таки определенную силу воли…)

Впрочем, как говорит нам А. Алифер в статье «История рапиры. Предпосылки к появлению. Предтечи и параллельные ветви«, вердуго отделялся от эстока только в Испании. В остальной Европе они считались почти одним и тем же. Это в целом свойственно общеевропейской манере не вдаваться в излишнюю детализацию. Мы сейчас судорожно пытаемся отделить шпагу от рапиры, а рапиру от эстока, житель ренессансной Европы же говорил просто: «меч» — и все тут. При необходимости уточнял — «длинный меч», «кавалерийский меч», «меч для двух рук», и только-то.

У классической рапиры того времени сечение обычно было уплощенное — шестигранник, узкий ромб или вогнутая линза (с небольшими долами). В разных частях клинка сечение могло меняться. Тем не менее большинство рапир сохранило способность наносить при необходимости секущие удары, чего вердуго был лишен.

Так что, господа мои, в советских «Трех мушкетерах» относительно оружия все правильно. Безбашенная четверка, как и ее противники, для повседневного ношения и применения не в бою, а в городских дуэлях вполне могла использовать тонкие, узкие, чисто колющие клинки, которые к тому моменту вполне себе существовали. Они, кстати, и являются дальними предками современных спортивных шпаг — хотя до представлений о фехтовании лишь как о спорте в эпоху д’Артаньяна и де Жюссака было еще далековато..

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб