«Гривны» и «молоточки Тора» как свидетельство исполнения скандинавских обрядов на Руси

«Гривны» и «молоточки Тора» как свидетельство исполнения скандинавских обрядов на Руси

Скандинавские гривны с культовыми железными подвесками («молоточками Тора») из Новгорода и их аналогии. X век.

 

Гендерные особенности бытования «гривен Тора» на Руси таковы: 25% обручей происходит из мужских погребений, и 75% принадлежит женским, тогда как в Швеции это соотношение почти 40 и 60%. Если в Гнездове эти амулеты характерны для кремаций, то в целом на Востоке 25% гривен происходит из ингумаций. Это в 5 раз больше, чем было известно в Скандинавии, хотя в последнее время примеры гривен в шведских могилах умножились. Они относятся как к сельским некрополям, так и к могильникам Готланда, для которого «гривны Тора» считались нехарактерными. Традиционным для Скандинавии можно считать обряд возложения «гривны Тора» на плечики погребальной урны, который в Швеции зафиксирован в 53% погребений по обряду кремации. На Востоке все случаи такого обряда связаны с 14 курганами Гнёздова, что составляет здесь 54% погребений с гривнами. Весьма похоже, что эта черта обряда в Древней Руси может быть указанием на погребения выходцев из Уппланда в первом поколении.

Вообще же, отдельно носимые «килевидные» «молоточки Тора» X-XI вв. до сих пор не встречались на территории Древней Руси. Сегодня стало известно несколько подобных экземпляров, однако количество этих находок несопоставимо со скандинавскими экземплярами, что, в сочетании с таким признаком, как отсутствие в стабильном археологическом контексте, свидетельствует об их «нетипичности» для Руси. Если принять версию о связи этих подвесок с языческой реакцией на христианизацию в Северо-Западной Европе, то необходимо признать, что на Востоке такое противостояние было неактуальным. Однако если говорить о «языческом каноне», воплощенном в выкованных из железа «гривнах Тора», то появление отдельных подвесок, изготовленных из иных материалов и носимых нетрадиционным способом, должно отражать определенные изменения в религиозном менталитете.

Несмотря на принципиальные различия процессов формирования культурного слоя в Новгороде и на шведских поселениях эпохи викингов, археологический контекст, в котором были найдены культовые предметы, непосредственно отсылает нас к скандинавским находкам. Так, на поселении Бирки, рядом с пересекавшей его дорогой, были обнаружены как «молоточки Тора», так и иные амулеты-привески, «молоточки» известны на поселениях Вальста, Поллиста и Скельбю. В Бьоркгордет около материковой ямы рядом с большим домом 840-1020 гг. был обнаружен «молоточек Тора» на тордированной миниатюрной гривне и кольца-амулеты, а непосредственно у входа — кресаловидная и серповидная подвески. Исследователи однозначно рассматривают подобные находки как обереги, охраняющие обитаемое пространство, или как строительные жертвы.

Эти аналогии позволяют нам рассматривать находки гривен и «молоточков Тора» в предматериковых слоях Новгорода как возможное свидетельство отправления здесь нордических ритуалов. Среди первопоселенцев будущего новгородского Людина конца были скандинавы. Характерно, что впоследствии, несмотря на использование местными жителями отдельных вещей северного происхождения, археологический материал усадеб Троицкого раскопа не позволяет обнаружить здесь каких-либо следов северного культа. Это может свидетельствовать как о смене обитателей усадьбы, так и о достаточно быстрой, в течение одного-двух поколений, аккультурации скандинавов, прибывших на Русь в 930-950-х годах. В этой связи стоит отметить, что свинцовый «молоточек Тора» является, скорее всего, не привезенным из Скандинавии амулетом, а местной «непрофессиональной» отливкой, что уже свидетельствует об изменениях религиозной культуры, связанных с отрывом от скандинавской почвы и местным творчеством. Находки предметов скандинавского культа в Неревском конце могли уже принадлежать не первопоселенцам, а представителям следующей скандинавской волны, оказавшимся на Руси в конце X в.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб