Соединенные Штаты являются ответственными за геноцид в Гватемале

Двенадцатого мая 2013-го года в «день матери» The Boston Globe опубликовал фото женщины со спящим на руках младенцем. Эта женщина, представительница индейцев-майя, семь раз, будучи беременной, пересекала американскую границу. Шесть раз ее ловили и заворачивали назад. Она мужественно преодолевала пешком десятки километров под палящим солнцем. Она замерзала холодными ночами. У нее не было ни воды, ни крова над головой. Она брела по пустыне, где кружат вооруженные банды. Последнюю попытку пересечь границу она предприняла уже на седьмом месяце беременности — ее нашли и спасли активисты американской группы солидарности с иммигрантами и помогли ей добраться до Бостона.

Большинство таких как она иммигрантов, которые пытаются пересечь американскую границу, сейчас едут в США из Центральной Америки. Многие из них, несомненно, предпочли бы жить дома, если бы в их стране не была уничтожена сама возможность выжить и заработать себе на жизнь честным путем. Индейцы-майя — такие, как эта женщина — являются жертвами геноцида коренного населения, развязанного тридцать лет назад в горах Гватемалы. Главную ответственность за этот геноцид индейцев-майя несет генерал Эфраин Риос Монтт — бывший диктатор, правивший страной на протяжении двух самых кровавых лет в истории длительной гражданской войны. Десятого мая этого года гватемальский суд вынес ему приговор по обвинению в геноциде и преступлении против человечества.

Однако, совершенно внезапно, через десять дней, при весьма странных и подозрительных обстоятельствах суд отменил приговор — и пока не ясно, будет ли продолжен этот суд. Силовые структуры Риос Монтта за один только 1982-й год убили десятки тысяч гватемальцев — преимущественно индейцев-майя. И в конце того кровавого 1982-го года президент Рейган заявил, что этот убийца является «человеком большой личной честности и преданности», на которого напрасно клевещут правозащитные организации — а он, якобы, лишь «желает улучшить положение всех гватемальцев и стремится к социальной справедливости».

«Моя администрация сделает всё, что только возможно для поддержки его прогрессивных начинаний» — заявил президент США.

Жертвы геноцида

В Вашингтоне прекрасно знали о том, что собой представляют эти «прогрессивные начинания» — и не только от правозащитных организаций, но и из докладов своей же разведки. Однако признавать истинное положение вещей не хотелось, поскольку это противоречило целям, которые ставила перед собой в 1981-м рейгановская команда, занимавшаяся вопросами национальной безопасности. Как говорилось в отчете журналиста Роберта Пэрри, изучавшего документы, которые он обнаружил в библиотеке Рейгана, цель администрации США заключалась в осуществлении военной помощи ультраправому режиму Гватемалы, чтобы не только уничтожить «марксистских партизан», но и саму их «базу поддержки среди гражданского населения». А это и означало геноцид.

К выполнению миссии по истреблению майя подошли со всей ответственностью. Рейган отправлял гватемальским убийцам «не-боевое» оборудование — в том числе вертолеты Bell, которые уже на месте вооружали и посылали исполнять их основную миссию — убивать и разрушать. В целях эффективной реализации поставленной задачи, к поставкам оружия привлекли целый ряд клиентских государств — Тайвань и Южную Корею (где до сих пор правят поддерживаемые США диктаторы), ЮАР (где тогда господствовал режим апартеида) и диктаторов Аргентины и Чили. Однако основным поставщиком оружия в Гватемалу был все же Израиль. Именно это государство направляло в Гватемалу инструкторов и непосредственно участвовало в проведении военных операций против партизан-майя.

Думаю, следует напомнить предысторию конфликта. В 1954-м году организованный ЦРУ военный переворот сверг демократическое правительство страны (правительство президента Хакобо Арбенса, которое приступило к социальным реформам и ограничило права американских компаний — прим. ред.), покончив с «демократической интерлюдией» в череде диктатур и задавив так называемую «весну» Гватемалы. Посредством жесточайших репрессий к власти вернули прежнюю элиту.

Еще в 1990-х международные организации провели тщательные расследования конфликта и заявили, что с 1954-го года в Гватемале были убиты около 200 000 человек, 80% из которых — индейцы. Их истребляли преимущественно гватемальские военные и спецслужбы, а также тесно связанные с ними группировки правых парамилитарес. Все эти зверства по отношению к индейскому населению проводились при активной поддержке и участии США под стандартным предлогом времен «холодной войны» — Гватемала, якобы, могла стать советским «береговым плацдармом» в Латинской Америке.

Повстанцы

Однако реальные причины резни (чему существует множество документальных подтверждений) тоже были вполне стандартными. США в первую очередь беспокоились об интересах американских инвесторов и опасались, что демократический эксперимент по предоставлению прав угнетенному крестьянскому большинству населения Гватемалы «может оказаться вирусом», «который быстро распространится» и «заразит» другие страны региона — как заявлял Генри Киссинджер по поводу демократического социализма в Чили при Сальвадоре Альенде.

Конечно же, практика убийств, которую осуществляла администрация Рейгана в Центральной Америке, не ограничивалась лишь Гватемалой. По всему региону спецслужбы и военные (вооружаемые США, проходившие обучение под управлением американских инструкторов) осуществляли террор против гражданского населения. Лишь одна страна была исключением: Никарагуа. У Никарагуа была армия, способная защитить свое население. Следовательно, администрация Рейгана занялась организацией ультраправых для борьбы с армией Никарагуа. В 1986-м году Международный Суд, рассматривавший дело «Никарагуа против США», признал США виновными в «незаконном использовании силы» в Никарагуа и обязал США выплатить репарации Никарагуа (в сумме 370,2 млн долларов — прим. пер.). Однако ответом США на данное решение суда стала лишь эскалация войны.

Командование вооруженных сил США в Южной и Центральной Америке (Southcom) приказало «контрас» атаковать беззащитные гражданские объекты и избегать столкновений непосредственно с частями никарагуанской армии. Об этом говорят свидетельские показания генерала Джона Гэвина (Southcom), заявленные на слушаниях в Конгрессе США в 1987-м году. Правозащитные организации (те самые, которые «понапрасну оклеветали» проводившего геноцид майя Риос Монтта) осудили и войну в Никарагуа, подвергнув особо жесткой критике используемую командованием вооруженных сил США тактику «ударов по наиболее уязвимым целям».

Соединенные Штаты являются ответственными за геноцид в Гватемале

Американский комментатор Майкл Кинсли обвинил тогда правозащитные организации в «отходе от принципов добра». Он в частности объяснял, что «благоразумная политика» должна «отвечать результатам анализа издержек и выгод», чтобы «взвешивать с одной стороны все те смерти и нищету, которые непосредственно вызывает и, с другой стороны — вероятность возникновения в итоге демократии». Мы, американцы, естественно, имеем полное право проводить подобный анализ. Ведь именно нам, конечно, присуще врожденное благородство и за нами тянется целый шлейф «величайших достижений», которых мы добились с тех самых пор, как стали очищать континент от такой «неприятности» как местное население. Какого рода «демократия может в результате возникнуть» тоже понятно. Об этом совершенно недвусмысленно говорил Томас Карозерс, один из авторов теории «продвижения демократии», работавший над подобными проектами в госдепартаменте США при Рональде Рейгане (ныне директор проекта «Демократия и верховенство закона» в Фонде Карнеги — прим. пер.).

Карозерс, в частности, не без некоторого сожаления признавал, что распространение американского влияния в Латинской Америке обратно пропорционально происходящим там демократическим процессам. И это происходит потому, что Вашингтон может терпеть лишь

«весьма ограниченную, жестко иерархическую форму демократии, которая не будет угрожать традиционным структурам власти, с которыми США были тесно связаны ранее — в обществе, которое еще не было демократическим».

И с тех пор ничего не изменилось. В 1999-м году президент Клинтон принес извинения за преступления США в Гватемале — но дальше этого дело не пошло. Однако есть страны, которые не ограничиваются одними лишь пустыми извинениями. Гватемала, несмотря на все сопряженные с этим судебным процессом трудности, все же смогла пойти на беспрецедентный шаг и посадить на скамью подсудимых бывшего главу государства. Мы должны помнить об этом — особенно в десятую годовщину нашего вторжения в Ирак.

Беспрецедентным также является и сам факт появления в «Нью-Йорк Таймс» статьи Элизабет Малкин, под заголовком: «Гватемальский суд по поводу резни, проводившейся в ходе гражданской войны, упускает из виду ту роль, которую в ней сыграли США». «Мы редко способны просто признать собственные преступления» — пишет Элизабет Малкин. А если речь заходит не о признании, а о конкретных действиях, нацеленных на компенсацию нанесенного нами урона и последствий жесточайших преступлений, то на такое мы не идем вообще никогда. Мы, например, так и не выплатили репарации Никарагуа — к чему нас обязывает решение Международного Суда. Отсутствие таких действий свидетельствует о наличии пропасти, которая отделяет нас от действительно цивилизованного общества.

Ноам Хомский

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб