«Наполеон I в России», «1812 год» — серия картин Василия Верещагина

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Наполеон I в России», «1812 год» — известная серия картин Василия Васильевича Верещагина, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Серия была начата ещё в Париже.
До конца жизни художник занимался её воплощением, тем не менее, серия осталась незаконченной.

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Осуществляя эту серию полотен, Верещагин отнёсся к задаче с большой ответственностью и проделал огромную исследовательскую работу, изучив массу исторических материалов, воспоминаний современников, написанных на нескольких европейских языках.
Он лично обследовал поле Бородинской битвы, ознакомился с многочисленными реликвиями и памятниками эпохи, создал множество этюдов и зарисовок. Он даже написал большую, очень серьезную книгу „Наполеон I в России. 1812. Пожар Москвы. — Казаки. — Великая армия. — Маршалы. — Наполеон“ (1895), основанную на документальных данных. В серии о 1812 годе художник использовал и свои впечатления от Балканской войны, что сообщило новым произведениям большую убедительность».
В этом цикле он стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен».

Цикл включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.
Сам Верещагин делил её на 2 части. Первая (17 картин), с подзаголовком «Наполеон I в России», изображала основные эпизоды кампании, от Бородина до зимнего перехода французов. Вторая (3 картины), называемая «Старый партизан», рассказывают о партизанской войне.

«Наполеон I на Бородинских высотах»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

Картины: «Не замай — дай подойти!», «С оружием в руках — расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887—1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891—1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896—1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897—1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899—1900 гг.).

Серия впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895—1896 годах. Причём художник сопровождал выставку шумовыми и визуальными эффектами — в зале были разложены дымовые шашки.
Желающих приобрести её не нашлось. Наконец, в 1902 году после долгих переговоров правительство купило её и передало в Русский музей. Позже серия была перевезена в Москву, в Исторический музей.

«Конец Бородинского боя»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«В Кремле — пожар!»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Сквозь пожар»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Маршал Даву в Чудовом монастыре»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Возвращение из Петровского дворца»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

Такие задержки были связаны с восприятием цикла публикой.

«Разве такого Наполеона мы привыкли видеть? — спрашивали художника. Верещагин отвечал, что по свидетельствам современников, Наполеон шел впереди колонны, опираясь на берёзовую палочку, в польском костюме. Такого Наполеона искусство Европы не знало. Это вызвало оторопь, недоумение и неприязнь.

«В Петровском дворце (в ожидании мира)»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Наполеон и маршал Лористон»
(«Мир во что бы то ни стало!»)

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«На этапе. Дурные вести из Франции»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«В Городне — пробиваться или отступать?»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Наполеон в зимнем одеянии»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

Собственно говоря, осуждению подверглась вся серия „1812 год“.
Если бы художник только разрушал миф о бытующем в те времена „рыцарстве“ французской армии и непогрешимости Наполеона! На его картинах нет парадных изображений русских полководцев или царя, зато три самые большие картины он посвятил крестьянским мужикам — партизанам. В то же время российская публика была в полном восторге».

«Не замай! Дай подойти»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«С оружием в руках — расстрелять!»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«В штыки! Ура! Ура!» («Атака»)

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Ужасный лик войны», испугавший официальных лиц и критиков, потрясал посетителей своей правдивостью и выразительностью, утверждает искусствовед Андрей Рейнер: «Для нас привычно и уже хрестоматийно смотреть на произведения Верещагина. Мы все живем в другом информационном пространстве с очень „жёсткими“ фильмами, „жёсткими“ картинами. А тогда это было откровение, и его картины воспринимались как что-то из ряда вон выходящее. Только ужас войны, без парадных красот».

«В покоренной Москве»
(«Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»)

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«На большой дороге. Отступление, бегство…»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Ночной привал Великой армии»

«Наполеон I в России», «1812 год» - серия картин Василия Верещагина

«Судьба картин о 1812 годе в течение многих лет оставалась неясной. Предназначенные для музеев или больших дворцовых зал, картины не привлекали частных меценатов. Царское же правительство упорно отказывалось от их закупки.

Интересен в этом отношении найденный недавно архивный документ. Это ходатайство перед царем шефа Русского музея в Петербурге великого князя Георгия Михайловича от 25 января 1900 года о приобретении для коллекций музея хотя бы семи картин Верещагина из серии 1812 года. На документе сохранилась характерная собственноручная резолюция Николая II: „Нахожу желательным приобретение одной из картин Верещагина эпохи 1812 г. для музея. H [иколай]“.
Ясно, что такое решение царя было абсурдным. Мог ли согласиться художник продать только одну картину из тех двадцати, которые составляли целостную, неделимую серию?! Только в преддверии столетнего юбилея Отечественной войны царское правительство, под сильным давлением общественного мнения, вынуждено было приобрести серию и отправить её в Москву».

Источник: pro искусство.
Отредактировал Сергей Воробьев.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб