Рыцари из «Шахнаме»

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает».
(Р. Киплинг. Баллада о Западе и Востоке. Перевод Е. Полонской)

Вопрос о том, где появились первые рыцари (прежде всего с определенным вооружением, традициями, эмблемами-гербами), всегда занимал умы специалистов области рыцарского вооружения. И, действительно – где? В Англии, где они изображены на «Байесском полотне», во Франции Карла Великого, где их изображали в псалтири из Сент-Галена, были ли это ярлы Скандинавии, или это римские, вернее, сарматские катафракты, нанятые теми же римлянами служить в Британии. А может быть они появились на Востоке, где уже в 620 году всадники были облачены в кольчужные доспехи буквально с головы до пят [Робинсон Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения. М.: 2006.С. 34.].

Рыцари из «Шахнаме»

Батальная сцена и текст из «Шахнаме» Фирдоуси, начала XVII в. Индия, Дели. Обратите внимание на конские попоны и то, что доспехи всадников скрыты под одеждой. (Региональный музей искусств Лос-Анджелеса)

В среднеазиатском Пенджикенте сохранились фрески, на которых видны воины в кольчугах, что в Западной Европе появились лишь через четыре века! Кроме того, согдийцами – жителями междуречья между Амударьей и Сырдарьей уже в X веке применялись и пластинчатые панцири нескольких типов, среди которых один из-за размеров его пластин так и называли «в ладонь шириной» [Nicolle D. Sons of Attila (Cеntral Asian warriors, 6th to 7th centuries AD) // Military illustrated №86. Р. 30-31].

Всадники, сражавшиеся в доспехах, покрытыми пластинками из металла, в IX – XI веках существовали и в государствах могучего Арабского халифата. Поэты не жалели эпитетов, описывая броню этих воинов, как «состоявшую из множества зеркал», а историки-арабы еще и добавляли, что выглядело их защитное снаряжение «подобно византийскому». О последнем мы имеем представление на основе древнерусской иконописи и дошедших до нас миниатюр из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы, на которых всадники показаны облаченными в доспехи из полированных металлических пластин, которые имели обыкновение ярко сверкать на солнце [Nicolle D. Armies of the caliphates 862-1098. L.: Osprey (Men-at-arms series №320), 1998. Р. 15.].

Рыцари из «Шахнаме»

Миниатюра из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы. Болгары во главе с царем Симеоном I наносят поражение византийцам. Мадрид, Национальная библиотека Испании.

Можно сказать, что Ближний и Средний Восток в эпоху с VII по XI век уже могли похвастаться тем, что в наличие у их воинов были сразу два комплекта защитных доспехов – кольчужный и пластинчатый, которые нередко использовались одновременно, однако, к сожалению, это плохо подтверждает иллюстративный материал. Тут виноваты последствия вторжения сюда сначала турецких, а следом за ними и монгольских завоевателей.

Самым известным артефактом с изображением всадника в доспехах является фрагмент деревянного щита, обнаруженный в крепости Муг неподалеку от Самарканда. Причем он может быть отнесено к XIII веку. На нем мы видим доспехи, представляющие нечто вроде длиннополого кафтана, на котором имелись плотно прилегающие к нему наплечники и предплечья в наручах, хотя обе кисти у него открыты [Робинсон Р. Доспехи… С. 36]. В число заслуживающих внимания источников можно также отнести и «Историю мира» Рашида ад-Дина, которая была написана и проиллюстрирована в Тебризе в 1306 – 1312 гг.

На ее миниатюрах мы опять-таки видим воинов, одетых в длинные доспехи из металлической чешуи с разноцветными узорами, получившимися благодаря чередованию пластин с орнаментом и кожаных лакированных чешуек. Шлемы характерной закругленной вверху формы с центральным острием, при этом их надбровную часть часто дополнительно усиливает металлическая пластина. Назатыльник встречается трех видов: из кожи, кольчуги и стеганый, и он ниспадает на кольчугу. В Центральной и Южной Персии, как считал Р. Робинсон, кольчужные доспехи являлись преобладающими.

Рыцари из «Шахнаме»

Персидская булава XVI в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Воины из Персии имели такой оригинальный вид защиты, как кольчужный плащ, называвшийся зарих-бекташ, но кроме него, могли носить панцири из железных пластин, сверху покрытых бархатом. Фактически — это точная копия европейской бригандины, но на восточный манер [Wise T. Medieval European Armies. Oxford, 1975. Р. 28.]. Лошадей было в обычае защищать попонами из стеганной хлопковой ткани [Робинсон Р. Доспехи… С. 37].

На миниатюрах, относящихся к XIV века, воины также носят чешуйчатые доспехи, шлемы простой формы – невысокие, закругленной либо конической формы, и имеют кольчужные бармицы. На некоторых шлемах имеются науши. Плюмажи явно отсутствуют, но какие-то шипы на шлемах есть.

Уже в конце XIV – начале XV века на Востоке распространяются трубчатые наручи из двух пластин, которые в виде конуса сходились к кисти. Ноги прикрывали наколенниками, которые прикрепляли непосредственно к кольчуге либо их вшивали в тканевую основу, защищавшую бедра. На ногах у всадников были сапоги, и опять-таки – на голень и икры надевались поножи из двух выгнутых пластин, соединявшихся между собой на петлях, что хорошо видно на многих миниатюрах, относящихся первой трети XV века [Wise T. Medieval European Armies/ С. 38-39].

Рыцари из «Шахнаме»

Персидская «быкоголовая булава» XIX в. (Длина 82.4 см). (Метрополитен музей, Нью-Йорк). Примерно такой же булавой сражается в поэме Фирдоуси и герой Рустам.

Заметим, что английские историки очень часто используют такое эпическое произведение, как поэма Фирдоуси «Шахнаме» как источник. Известно, что написана она была в конце X – начале XI века [Принято считать, что свою поэму в первой редакцию Фирдоуси завершил в 994 году, а вот вторая была закончена в 1010 году.]. Последуем же их примеру и мы, и прочитаем из нее несколько отрывков.

Сказал Рустам: «Достань мой меч булатный.
Шлем боевой и весь доспех мой ратный;
Аркан и лук; кольчугу для коня;
Кафтан из шкуры тигра для меня»…

Кольчугою стальной облек он плечи,
Надел доспехи, взял оружье сечи…

И прискакал он в степь, щитом сверкая,
Своей тяжелой палицей играя.
(Перевод В.Державина)

То есть, если учитывать, что Фирдоуси описывал то, что видел, то кольчугу носил не только Рустам, но и из кольчуги была же и попона его коня Ракша. В поэме рассказывается об этом так:

Стоял скакун перед шатром в броне,
Внимая неожиданной войне.
(Перевод С.Липкина)

В «Шахнаме» много раз подчеркивается (что опять-таки свидетельствует, что написал поэму человек, военные дело знавший отлично), что шлем на голову надевают перед тем, как воин облачается в кольчугу. И это означает, что шлемы у иранцев были конической формы. Именно их надевали до того, как надевать кольчугу, так как в этом случае она скользит по его гладкой металлической поверхности.

И встал, и препоясался на бой,
Снял с головы венец он золотой,
Надел взамен индийский шлем булатный,
Облек могучий стан кольчугой ратной.
Взял меч, копье и палицу свою,
Как тяжкий гром разящую в бою.
(Перевод В.Державина)

Богатырь Рустам в поэме носит поверх кольчуги еще и шкуру тигра; это несколько странно, но для легендарного богатыря все возможно. Тем не менее этот штрих является подтверждением, что на Востоке богатые одеяния могли быть одеты поверх доспехов.

Рыцари из «Шахнаме»

Рустам в кафтане из тигриной шкуры спасает из узилища Бишвана. Миниатюра из поэмы «Махнаме». Иран, Хорасан, 1570 – 1580 гг. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Рустам, в парче из Рума и в броне,
Мгновенно оказался на коне.
(Перевод С. Липкина)

Известно, что рукопись «Шахнаме» 1340 года попала во многие европейские и американские коллекции, будучи разделенной на части. Но на ее миниатюрах, тем не менее, видны шлемы, имеющие бармицы, которые целиком скрывают лица воинов и имеют лишь совсем крошечные отверстия, то есть защищают лицо и глаза от стрел. В Восточной Европе такие шлемы тоже встречаются. Есть они и в вендельских могилах VII века, обнаруженных в Швеции.

Рыцари из «Шахнаме»

«Тюрбанный шлем» XV в. Иран. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

В рукописи «Шахнаме» из Гулистана, миниатюры которой принадлежат к гератской школе и выполнены 1429 году, мы видим такие мельчайшие детали, как чешуйчатые оплечья, надетые поверх кольчуг, а у некоторых – еще и такие же набедренники вместе с наколенниками.

Рыцари из «Шахнаме»

Иранские кольчужно-пластинчатые доспехи. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Датируемая 1440 годом рукопись «Шахнаме» хранится в фондах британского Королевского Азиатского общества, и в ней на миниатюрах видны бармицы, закрывающие лишь нижнюю часть лица. Опять-таки в ходу чешуйчатые бармицы, прикрывающие плечи. У одних воинов доспехи очень похожие на те, что были в ходу еще у древних римлян и парфян [Робинсон Р. Доспехи… С. 40.] – другие облачены в длиннополые одежды из ткани, а доспехи носят под ними.

Рыцари из «Шахнаме»

Богатырь Рустам (слева) посылает стрелу в глаз Исфандияру. Около 1560 г. У многих воинов ноги прикрывают кольчужные доспехи с выпуклым металлическим прикрытием для коленной чашечки. Миниатюра из «Шахнаме». Иран, Шираз. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Иен Хит – один из английских историков и автор ряда книг, переведенных у нас в России на русский язык, отмечал, что большую роль в совершенствовании оружейного производства в Персии сыграл некто Газан-хан (правивший с 1295 по 1304 гг.). При нем жившие в городах мастера-оружейники стали получать жалованье от государства, но за это были обязаны поставлять в казну шаха свою продукцию, что позволяло иметь ему от 2000 до 10000 различных комплектов доспехов за год!

Р. Робинсон считает, что самым популярным доспехом этого времени был так называемый хуяг – «корсет» из ткани с металлическими, нашитыми на него пластинками из металла. Их могли раскрашивать или даже покрывать эмалью. Доспехи монгольского образца и доспехи местных, то есть иранских форм использовались примерно одинаково; щиты у воинов были небольшого размера, покрывались кожей и имели на внешней поверхности четыре умбона; такие щиты в Персии появились уже в конце XIII века и применялись даже до конца XIX [Робинсон Р. Доспехи… С. 40.].

Рыцари из «Шахнаме»

В СССР по произведению «Шахнаме» в 1971 году на киностудии Таджикфильм был снят отличный эпический фильм «Сказание о Рустаме», а также его продолжение «Рустам и Сухраб». Затем в 1976 году выйдет третья часть: «Сказание о Сиявуше». Костюмы героев достаточно историчны, хотя в них немало чисто фэнтазийной экзотики. Вот герой фильма Рустам. Настоящий богатырь, отважный, справедливый и неумный… Забыл, что провинившийся язык отрубают вместе с головой! Ну можно ли было во дворце шаха вести такие речи: «Мой трон – седло, венец мой – шлем, моя на поле слава / Что шах Кавус? Весь мир моя держава». Понятно, что последнему это тут же доложили и он услал богатыря на дальнюю границу.

Показательно, что на миниатюрах уже начала XV века около половины персидских всадников восседает на лошадях, покрытых доспехами. Чаще всего, это попоны, сделанные из «стеганого шелка», и уже известные (судя опять-таки по миниатюрам) уже 1420 году. Но вот кому они принадлежали? Ведь их продавали и покупали, выменивали и захватывали в виде трофеев. Скорее всего, они могли «путешествовать» по всему тогдашнему мусульманскому Востоку! Причем в турецкой коннице сипахи количество всадников, имевших лошадей в попонах, встречалось в пропорции один всадник на «панцирном» коне на 50 – 60 всадников на «бездоспешных лошадях! [Heath I. Armies… Vol. 2. P. 180.]

Рыцари из «Шахнаме»

Ночная атака Бахрама. Миниатюра из поэмы «Шахнаме» 1560 г. Иран, Шираз. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Все это говорит о том, что воины Востока были достаточно восприимчивы к иноземному влиянию. Судя по поэме «Шахнаме», даже легендарные воины-пехлеваны – богатыри домусульманской эпохи – добывали себе вооружение самыми разными путями и не считали предосудительным рядиться в доспехи врага и пользоваться его оружием. Мы постоянно встречаем такой термин, как «шлем румийский», то есть «из Рума» – Рима, идет речь про мечи из Индии и того же Рума. То есть византийское оружие, видимо, во времена Фирдоуси в Иране ценилось достаточно высоко. Так что уже в те годы, несмотря на постоянные войны, между странами Востока происходила интенсивная торговля оружием, из-за чего выглядели воины этих стран, сходясь на поле брани, словно родные братья.

Рыцари из «Шахнаме»

Вот он, негодный и трусливый шах Кавус, завистник рустамовой славы. Сказал, однако, умные слова: «Ведь древняя мудрость недаром гласит – иль шах убивает, иль сам он убит!»

Причем именно здесь, на Востоке, защитное вооружение имело очень древние корни. Так, доспехи из кожи, с нашитыми роговыми либо металлическим чешуйками, в Индии использовались задолго до появления на ее землях монголов и арабов. То же можно сказать и о конских доспехах, которые еще очень давно появились в Китае, затем Иране, в арабских государствах и в Византии, то есть тогда, когда, европейцы о том, чтобы их иметь, и не мечтали.

Рыцари из «Шахнаме»

А вот эта миниатюра из бухарского манускрипта 1615 года. На ней царь Заххок с двумя дочерьми и…змеями, проросшими из его плеч – сюжет из «Шахнаме», который лег в основу советского фильма «Знамя кузнеца» (снятого на киностудии Таджикфильм в 1961 г.). (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Получается, что институт рыцарства в той же Азии имеет более древние корни, чем в Европе. Этот вывод нашел свое определенное отражение даже в геральдике. Так, в государстве Сасанидов феодал, получив наследственный лен, получал право и на ношение собственного герба. Арабский историк Кебех Фаррух, например, отмечает, что эмблемы персидской знати появились задолго до появления гербов у европейской. Среди названных им геральдических фигур имеются, например, такие животные, как олень, лев, кабан, конь, слон и птица семург, такие предметы, как трезубец и даже изображения людей. Фаррух также ссылается на текст из «Шахнаме», где даются описания изображений на знаменах иранской конницы, и вот оно-то как раз практически не отличается от изображений и эмблем на знаменах у рыцарей в Западной Европе! [См. подробнее: Farrokh K. Sassanian Elite cavalry 224-642 AD. Oxford Osprey (Elite series №110), 2005.] И здесь каждый воин, в особенности если он предводительствует отрядом, имеет свое собственное знамя, которое украшает символическое изображение:

Ответствовал Тухар: «О господин,
Ты видишь предводителя дружин,
Стремительного Туса-полководца,
Который насмерть в грозных битвах бьется.
Чуть дальше – стяг другой горит огнем,
И солнце нарисовано на нем.
За ним Густахм, и витязи видны,
И стяг с изображением Луны.
Воинственный он возглавляет полк,
На длинном стяге нарисован волк.
Рабыня как жемчужина светла,
Чьи шелковые косы как смола,
На стяге нарисована красиво.
То – ратный стяг Бижана, сына Гива.
Смотри, на стяге – барса голова,
Что заставляет трепетать и льва.
То стяг Шидуша, воина-вельможи,
Что шествует, на горный кряж похожий.
Вот Гураза, в руке его – аркан,
На знамени изображен кабан.
Вот скачут люди, полные отваги,
С изображеньем буйвола на стяге.
Из копьеносцев состоит отряд.
Их предводитель – доблестный Фархад.
А вот – Гударз, Кишвада сын седой,
На стяге – лев сверкает золотой.
А вот на стяге – тигр, что смотрит дико,
Ривкиз-воитель – знамени владыка.
Настух, Гударза сын, вступает в брань
Со знаменем, где вычерчена лань.
Бахрам, Гударза сын, воюет яро,
Изображает стяг его архара.
(Перевод С. Липкина)

Рыцари из «Шахнаме»

Рустам-папа убивает Сухраба-сына – сюжет многих богатырских легенд, былин и преданий. Муин Мусаввир. Смерть Сурхаба. «Шахнаме» 1649 г. (Британский музей, Лондон)

На Востоке поверх кольчуги носили также едва ли не самую древнюю форму доспеха — нагрудный и наспинный диск-зерцало – то есть простой металлический кружок, нередко с рифленой поверхностью, закреплявшийся при помощи кожаных ремней, перекрещивающихся у воина на спине. Например, в Индии их надевали на стеганые доспехи, подбитые опять-таки металлическими пластинками. Но вот на миниатюрах «Шахнаме» из Гулистана такие диски видны у воинов только на груди.

Рыцари из «Шахнаме»

Гив сражается с Лаххаком и Фаршидваром. Еще одна миниатюра из «Шахнаме», около 1475 — 1500 гг., на которой в снаряжение восточных всадников входят конские попоны и маски, тогда как у воинов видны шлемы с наушниками, лица закрыты до половины, имеются налокотники и наколенники. Щит, правда, только лишь у одного из воинов. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

То есть «рыцари из «Шахнаме» это… действительно восточные рыцари, вооруженные примерно так же, как и их западные собратья по ремеслу, за исключением у последних традиции стрельбы с коня на скаку. А так и флаги, и вымпелы на копьях, и различные виды доспехов при всей своей самобытности во многом были похожи. Более того, пришли они на Запад именно с Востока через Византию и в ходе крестовых поход с Запада на Восток!

Автор: Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб