Рис. Графитти Софии Киевской XI в. с упоминанием титула каган. «Спаси господи кагана нашего…»
скому племени сяньби (III век). В VI в. этот титул носили правители авар и Тюркского каганата. А затем их наследники, в том числе глава Хазарской кочевой империи, хазарский каган.
Титул «каган», по одной из версий, был заимствован русью от хазар и символизировал равенство по статусу правителей Руси и Хазарского каганата. По другой версии, титул был воспринят русью у славян, которые могли использовать его наряду с обычным термином «князь», для подчеркивания значимости власти правителя.
Именно «каганом» именуется царь руси в самом первом письменном известии о руси (839 г.), сохранившемся в Бертинских анналах. Там сообщается о прибытии в Ингельгейм, ко двору франкского императора Людовика I Благочестивого (814 — 840 г.), послов неизвестного прежде «народа рос», правителя которого именуется каганом ( «Феофил, император Константинопольский послал с ними также неких, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их Хакан (Chacanus) называемый…» ).
Помимо Бертинских анналов о титуле «каган», применительно к «норманнам» (т.е. как полагают к руси), в IX в. говорится в письме франкского императора и итальянского короля Людовика II (от 871 г.) византийскому императору Василию I (в письме опровергается мнение Василия о том, что правитель норманнов называется каганом: «Каганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов«).
Титул «кагана руси» неоднократно упоминается в арабских и персидских источниках, в частности в произведениях возводимым к так называемой «Анонимной записке», конец IX — первая треть X в. («У них есть царь, называемы хакан русов»).
Известна такая титулатура и по древнерусским памятникам XI-XII вв.:
1. «Слово о законе и благодати», сер. XI века ( «похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом»; «Похвалим же и мы… великааго кагана нашеа земли, Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава»; «сий славный от славныих рожься… каган наш Влодимер» )
2. «Исповедание веры» киевского митрополита Иллариона, сер. XI века ( «Было же сіе въ лѣто 6559 (1051), во время княженія благовѣрнаго Кагана Ярослава, сына Владимірова«).
3. «Слово о полку Игореве», конец XII в. ( «Рекъ Боянъ и Ходына Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти»).
4. Граффити на стене собора св. Софии в Киеве («Спаси господи кагана нашего…«, рядом с надписью начертана большая буква «С», что дало основания считать, что речь идет о киевском князе Святославе Ярославиче (1076-1078)).
См.: Коновалова И.Г. Древнейший титул русских князей»каган»//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008. С. 228-239.