5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

8 февраля отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки. Конечно, сейчас эта отрасль переживает не самые продуктивные времена, но спекуляции на тему того, что наука в России задыхается, – лживы. В том же Сколково работают более 1300 компаний, суммарная стоимость реализованной инновационной продукции превысила полсотни миллиардов рублей еще в 2015 году. Российским ученым есть на кого ориентироваться, за ними незримо стоит целая плеяда гениальных соотечественников, чьи изобретения в каком-то смысле перевернули мир.

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

 

1. Самобеглая коляска

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову мысль, что для приведения в движение повозки вовсе не обязательно ее тянуть – достаточно вращать колеса, сидя в самой повозке. Но есть основания полагать, что одним из первых этот стереотип отверг крестьянин Яранского уезда Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков. Судьба этого инженера-самоучки крайне драматична.

В 1741 году яранский воевода, воровавший спирт с казенного завода, разгневался на Шамшуренкова за поданную им жалобу и упрятал его в тюрьму. Оттуда Шамшуренков послал в губернскую канцелярию заявление “о сделании им коляски самобеглой”, рассчитывая на то, что его освободят для создания этой машины. В письме говорилось, что Леонтий “сделать может так, что коляска будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, сидящими в той же коляске… А ежели то его показание явится ложным, то будет повинен смертной казни”.

До Петербурга запрос “не повелено ль будет крестьянину Шамшуренкову куриозную коляску для апробации делать” дошел только через 11 лет! Истощенного за годы пребывания в застенках Леонтия доставили в столицу, отвели квартиру и пособие. Изобретатель, поставивший свою судьбу в зависимость от успеха коляски, работал и день и ночь. Дело шло быстро: Шамшуренков, в сущности, только доводил до конца те опыты, которые делал еще до того, как оказаться в тюрьме.

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

1 ноября коляска была готова. Сенат решил “самобеглую коляску принять, а Шамшуренкова обязать подпискою, чтобы он без указа из Петербурга никуда не отлучался”. Несчастный изобретатель вместо ожидаемого освобождения оказался в тяжелом положении: деньги на пропитание ему больше не отпускались. Только в декабре ему было разрешено вернуться домой. Весной судьба наконец сжалилась над Леонтием. В губернскую канцелярию пришло постановление Сената выдать ему 50 рублей. Получив деньги, изобретатель воспрянул духом и с новой страстью обратился к одолевавшим его идеям.

2. Свеча Яблочкова

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Прогрессивные исследования почти всегда проводятся для удовлетворения потребностей, которые возникают в обществе. В конце XIX века один за другим освещались крупные города мировых держав. В 1856 году электрические лампы уже горели в Москве на Красной площади. Однако работали они совсем недолго, а стоили очень дорого, поэтому ученые упорно искали простой и безотказный механизм их использования.

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Электрическая свеча Яблочкова стала одним из первых экономичных изобретений, положивших начало массовому использованию световых приборов для уличного освещения. Идея создать конструкцию из двух одинаковых изолированных угольных стержней, закрепленных на подставке, посетила молодого инженера стихийно. Павел Николаевич сидел в кафе, и наблюдая, как официант раскладывает столовые приборы, нашел простое решение сложной проблемы. Электроды, подобно вилке и ложке, должны располагаться параллельно, тогда они будут выгорать равномерно, и расстояние между ними всегда будет постоянным – никакие дорогостоящие регуляторы не нужны.

В 1877 году, уже через несколько месяцев после изобретения, свечи Яблочкова озаряли набережные Темзы в Лондоне, парижский “Лувр” и, конечно, улицы Петербурга. Они стоили всего-то 20 копеек, а горели более полутора часов.

3. Гусеничная платформа и гусеничный трактор

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Саратовский крестьянин Федор Блинов, живший во второй половине XIX столетия, не имел возможности получить толкового образования, но с завидным упорством пробивался к знаниям. В самообразовании он видел выход из деревенской темноты и суеверия. В одном из писем жене и детям он писал: “Жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, в науках силища неодолимая”.

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Получив у помещика вольную, Блинов посвятил свою жизнь изобретательской деятельности. В 1877 году он закончил работу над “вагоном с бесконечным цепообразным рельсом”. Это был железнодорожный вагон с деревянным кузовом и рамой, к нижней части которой на рессорах были прикреплены две тележки, поворачивающиеся в горизонтальной плоскости. “Бесконечными рельсами” конструктор называл замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Устройство Блинова содержало все элементы современного гусеничного хода, а предложенный конструктором принцип остается неизменным по сей день.

Летом 1880 года Федор Абрамович провел испытания “вагона” на пахоте и отметил очевидные преимущества гусеничного хода по сравнению с колесным. Вскоре он установил на “вагоне” паровой котел, и этот “самоход” имел достаточное тяговое усилие, чтобы тащить за собой несколько плугов. По сути это был первый трактор. К изобретению проявили интерес немцы и предложили Блинову поработать на их заводе, положив щедрую зарплату. На что инженер ответил: “Я русский мужик, думал и делал для России”.

4.Космическая ракета

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Особая когорта изобретателей – люди, шагавшие впереди времени. в 1883 году, более чем за полвека до запуска первой аппарата, покинувшего пределы Земли, Константин Циолковский высказал идею о возможности межпланетных полетов. Его работа “Исследование мировых пространств реактивными приборами” возвестила о новом направлении науки — покорении космоса.

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Полет в космос на протяжении веков был несбыточной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения. Громадный вклад в эту победу инженерной мысли внес Циолковский. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, сформулировал основные математические положения ракетных двигателей, сделал первое теоретическое описание искусственного спутника. Вот только запуск первого космического аппарата уже не застал.

5. Автомат Калашникова

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Среди изобретений наших соотечественников есть и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Автомат Калашникова – самое распространенное оружие на свете. В настоящее время в мире насчитывается около 100 миллионов АК. То есть по одному образцу примерно на каждого шестидесятого жителя Земли. Этот автомат, разработанный в середине прошлого века, состоит на вооружении более 50 стран, и спрос на него отнюдь не ослабевает.

5 эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории

Талант выдающегося изобретателя проявился еще в молодости. За время службы в Красной армии Калашников изобрел сразу несколько приспособления для увеличения точности стрельбы из самых разных видов вооружения. А за разработку прибора для учета моторесурса танкового двигателя именные часы ему лично вручил Георгий Жуков.

После войны в СССР был объявлен конкурс на создание автомата, который составит основу вооружения советской армии. Все конструкторы принимали участие под псевдонимами, Михаил Тимофеевич проходил как “Михтим”. Предложенную им модель, получившее впоследствии официальное название “7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года (АК)”, признали наиболее удачной. За это достижение старшему сержанту Михаилу Калашникову вручили Сталинскую премию I степени.

Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх