Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

Холмогорская резьба

Холмогорская резьба

Ларец-теремок

Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ 

 

Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа В окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705). Рельефы дополнены гравированными текстами.

 

Ларец теремок

Ларчик

Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века

Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ

 

Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!

 

Ларчик

 

Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь»

Архангельская губерния. 1760—1780-е Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8x12,6. ГИМ

Гребень «Кружевница»

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 6.

5x10,8. ГИМ

 

Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.

Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы.

 

Костяные гребни

 

Шкатулка для гребня

Архангельская губерния. XVIII век

Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМ

 

На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом

 

Шкатулка для гребня

Ларчик-подголовник

Архангельская губерния. XVIII век

Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска

 

 

 

Ларчик-подголовник

 

Коробочка «Суд царя Соломона»

Москва (?). Вторая половина XVIII века Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка 3x9x5,6. гам

Коробочка «Курильщики»

Архангельская губерния. 1760—1770-е

Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, Гравировка 2,5x8x5.

Коробочка-туфелька

Архангельская губерния. 1760—1770-е

Моржовый клык, металл Объемная, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка 3x8,7x2. ГИМ

Коробочка-яйцо

Архангельская губерния. 1760—177()-е Моржовый клык Токарная, ажурная резьба, гравировка Высота 6; диаметр 4,2. ГИМ

 

В коробочке «Суд царя Соломона» резьба в невысоком рельефе на стенках и дне создает таинственное внутреннее пространство, что обогащает впечатление от предмета.

Коробочка-туфелька вырезана модного фасона, с байтом и пряжкой, на каблучке, подбитом гвоздиками. В ней модница держала «мушки» — маленькие кружочки из ткани, которые, по старинной моде, приклеивали налицо, плечи, грудь в виде родинки.

Пасхальные яйца-коробочки имели разные размеры: с голубиное, куриное, лебединое яйцо. По традиции их украшали Холмогорскими завитками-раковинками

 

Холмогорская резьба

Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь

Архангельская губерния

Середина XVIII века. Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировка

Шахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слон

Архангельская губерния

Вторая половина — конец XVIII века

Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка

 

Русские шахматы так  называемого изобразительного типа со второй половины  XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.

 

Шахматы

Шахматы изобразительного типа 

Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ

 

Русские шахматы так  называемого изобразительного типа со второй половины  XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.

 Холмогорская резьба

 

Костяные кубки с крышками

 

Кубок с портретом императрицы Елизаветы

Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5

Мастерская Дудина Осипа Христофоровича

 

Кубок с портретами великого князя Павла Петровича,

великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II

Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ

 

С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.

 

костяные кубки с крышками

Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны

 Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3x11; 11,3x11. гам

 

Ларец-теремок свадебный

Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3x37,7x33. ГИМ

 

Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой

Холмогорская резьба

 

Портрет императрицы Екатерины 2

Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка

Рама:18,2х17,7 Пластина: 15,7 х 15 х 0,5. ГИМ

 

Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».

 Холмогорская резьба

 

Фишки карточные «Дама и кавалер», «Львы», «Купидон»

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Моржовая кость. Ажурная резьба 4,5x6,2x0,2 4,6x6,2x0,2 2,8x3,2x0,2. ГИМ

 

Гребень свадебный «Повозка, запряженная павлинами»

Санкт-Петербург Последняя четвертьXVIII века Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 7,4x13,4. ГИМ

 

Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».

Холмогорская резьба

 

Бюро-секретер

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка 29x13x9. ГИМ

Холмогорская резьба

Резчик Шубный Яков Иванович

Декоративная пластина «Родословие»

Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, обивка 39x41,0x3,5. ГИМ

 

На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 году.

Холмогорская резьба

 

Ларец-теремок свадебный

 

Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага.

 

Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка, обивка 32x27x22,5. ГИМ

 

 

 

На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности. Эти мотивы, а также тексты мастер скопировал из книги «Символы и эмблемы» (1705 год).

Холмогорская резьба

 

Мастерская Верещагина

 

Ваза «Времена года»

 

Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк

 

Токарная, ажурная, рельефная резьба,

 

Оклейка. 31,5x13,5x13,5. ГИМ

 

 

 

В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима). Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком Профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. Виртуозное исполнение резных и токарных работ делало вазу достойной дворцовых интерьеров. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина — однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина.

 

 

 

Ваза Времена года

Коробка для карточных принадлежностей с вензелем «BYM»

 

Санкт-Петербург (?) Первая половина XIX века Моржовый клык, дерево, ткань, бумага, щетина. Токарная, ажурная резьба, оклейка 7x2,5x21.ГИМ

 

 

 

С конца XVIII века в карточных наборах предусматривались вкладыши-коробки для колоды карт, фишек четырех карточных мастей. Дорогой набор украшен вензелем владельца

Холмогорская резьба

 

Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ»

 

Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага.

 

Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8. ГИМ

 

 

 

Кость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.

 

 

Холмогорская резьба

 

Коробка для рукоделия

Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.

Токарная, ажурная, рельефная резьба 19x31x25. ГИМ

 

Коробка для рукоделия имеет несколько отделений для хранения наперстков, ножниц и игольников, костяных катушек. Подобные шкатулки предназначались для узкого круга столичных ценителей и отличались Стилистической чистотой исполнения

Холмогорская резьба

 

Икона «Воскресение и 12 праздников»

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба, обивка 55x45. ГИМ

Холмогорская резьба

 

Икона «Димитрий, митрополит Ростовский»

Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 11,5x9,5x0,5. ГИМ

 

 

 

Бивень мамонта

 

Скульптура «Петр 1 - победитель шведов»

Санкт-Петербург (?). 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань

Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ

 

Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709): Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.

 

Скульптура Петр 1 победитель шведов

Картина «Прощание с императором Александром 1»

Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага

Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска, оклейка, обивка 36 х 54,5 х 3,5. ГИМ

 

Картина «Прощание с императором Александром 1» в технике накладного рельефа Выполнена по гравюре А. Афанасьева, Появившейся вскоре после Неожиданной смерти Александра 1 в 1825 году.

 Холмогорская резьба

 

Цепь ордена Андрея Первозванного

Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка

Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ

 

Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.

 

Цепь ордена Андрея Первозванного

 

Резчик Бобрецов Михаил Никитич

Икона «Распятие с предстоящими»

Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага

Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ

 

 

 

резная икона

Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918)

Рамка для фото «Животный мир»

Моржовый клык Ажурная резьба 13,5x10,5 Музей Ломоносова

 

Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920)

Кубок «Север»

Мамонтовая кость Высота 25; диаметр 9,5

 

Резчик Тышова А.Н.

Рамка для фото «Поездка»

Мамонтовая кость

 

 

 

Рамка для фото. Кубок Север

Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ

Ваза «Баллада о Севере»

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 26,5x9,6x8

Кубок «Лесные мотивы». 1977

Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 23,5x12,2x9,5

 

 

Штанг Анатолий Егорович (1915-1983)

Настольное украшение «Северные мотивы». 1978

Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба 11,5 х 50,5

 Холмогорская резьба

 

Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ

Ваза «Океан». 1983

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ

 

 

Ваза Океан

Штанг Петр Петрович (род. 1922)

Ларчик «Сын помора». 1987

Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка 24x10,4x16,4 Музей Ломоносова

 

Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый

 

Резчик Штанг. Ларчик Сын помора

Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962)

Ларец «Петр 1». 1981

Кость Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка 16,5x10,4x10,4 АОМИИ

 

С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с Изображениями кораблей.

 

Лаврентьев. Ларец Петр 1

 

Шубный С.А. (род. 1970)

Вазочка «300 лет Санкт-Петербургу». 2003

Кость Ажурная, рельефная резьба 24x5. Собственность автора

 

И.В.Хабаров

Коробочка

Кость Ажурная, рельефная резьба. Собственность автора

 

 

Новоселова Алла Юрьевна (род. 1956)

Кубок «Петровский флот». 2003

Кость Ажурная, рельефная резьба 28x6x5,5 Собственность автора

 

 

Кость Ажурная, рельефная резьба

 

Гурьев Александр Степанович (1929-1990)

Коробочка-репка. 1978

Кость Ажурная резьба 8,5x10,5 АОМИИ

 

Ваза «Завиток». 1980

Кость Ажурная резьба 20x15 Музей Ломоносова

 

 

Гурьев. Коробочка-репка, ваза Завиток

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ

Лоток «Ветер». 1982

Бивень мамонта Ажурная резьба 6x11x9 АОМИИ

 

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ

Колье-бусы «Каприз». 1996

Бивень мамонта Ажурная резьба Длина 57

 

Гагаричев Юрий Вениаминович (род. 1969)

Украшение для волос «Розы». 2002

Кость Ажурная, рельефная резьба 14,5x5x0,7 Собственность автора

 

Гурьева Э.Л.

Броши «Цветы»

 

Буторин Михаил Николаевич (род. 1969)

Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996

Зуб кашалота. Ажурная резьба 8,5x5,7x3,9 Частное собрание

 

 

 

Броши, гребень, лоток, колье

 

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ

Ларец «Весенняя песня». 1989

Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. 24x17x24. Музей Ломоносова

Холмогорская резьба

 

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ

Коробочка-репка. 1995

Бивень мамонта. Ажурная резьба 5,8x5 Частное собрание

Коробочка «Птица». 1995

Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 12,8x7,2x4,3. АОМИИ

Туалетная коробочка «Птицы». 2001

Кость, моржовый клык. Ажурная резьба 6x5x3,8 Частное собрание

Нож «Фантазия». 2003

Кость. Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Частное собрание

 

 

Норкин Валерий Владимирович (род. 1975)

Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость

Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Собственность автора

Холмогорская резьба

 

Ставец «Всем святым»

Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба

 

Мироносица «Помоги земле русской». 1992

Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба

 

Кубок «Великий Новгород». 1984

Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 23,5x10,8 АОМИИ

 

 

Ставец, Мироносица, Кубок «Великий Новгород»

 

Зачиняев Николай Иванович

Икона «Богоматерь Казанская». 1996

Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная резьба 22x15 Коллекция Джона Вуда (США)

 

Федухина Ольга Валериевна (род. 1966)

Панагия. 2002

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба Диаметр 11,4  собственность автора

 

 

Икона Богоматерь Казанская Панагия

 

 

Байкова Алла Юрьевна (род. 1957)

Бусы и серьги «Старинные». 1994

Кость Ажурная, рельефная резьба Длина 52; диаметр 1,5 Частное собрание

 

Катарин Сергей Николаевич (род. 1970)

Ваза «Дыхание леса». 1991

Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба 21,9x5,8x3,9. АОМИИ

 

Новоселов Андрей Валентинович (род.1959)

Вазочка «Олень». 1994

Кость. Ажурная резьба 5 х 5 х 3,5 Частное собрание

Вазочка «Ладья». 1993

Кость. Ажурная резьба 6,3x5x5,2 Частное собрание

 

 

Бусы, серьги, вазочки

Ватлин Василий Тимофеевич (род.1956)

Брошь «Птица». 1996

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 5x4 Музей Ломоносова

Гребень «В райском саду». 1986

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 11,5x11,5 Музей Ломоносова

Гребень «Радость». 1995

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9,5 х 6,5 Музей Ломоносова

Гребень «Ажурный». 1996

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9x6,7 Музей Ломоносова

 

 

Броши и гребни

Маклакова Ирина Ивановна

 

Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994

 

Зуб кашалота. Ажурная, объемная резьба 12,3x5x3,7 Частное собрание

 

Коробочка «Фантазии в новогоднем лесу». 1995

 

Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба 11x5,3x3,5 Частное собрание

 

Коробочка «Отдых на перелете». 1995

 

Кость, моржовый клык Ажурная, объемная резьба 5x4,4x2,2 Частное собрание

 

Ваза «Деревья спят». 2002

 

Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная, резьба 24,6x12,2x11 АОМИИ

 

 

 

Галемский Михаил Александрович (род.1959)

 

Серьги. 1995

 

Бивень мамонта Ажурная резьба Диаметр 2 Частное собрание

 

 

 

 

 

Маклакова - коробочки, вазы, серьги

Мальгин Александр Анатольевич (род.1979)

 

Вазочки «Охота». 2002

 

Кость, дерево Ажурная, рельефная резьба 13x9x5 Собственность автора

 

 

 

 

 

Гурьев Алексей Александрович (род. 1962)

 

Настольное украшение «Охота на кабана». 2003

 

Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба 16,5x7x4 Коллекция Джона Вуда (США)

 

 

 

 

 

Тема охоты — одна из Наиболее Популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам.

 

 

 

Настольное украшение Охота на кабана

Чернаков Вячеслав Валентинович (род. 1974)

 

Скульптура «С медвежонком». 1998

 

Бивень слона Объемная резьба 5x1,5x2 Собственность автора

 

 

 

Чернакова Галина Михайловна (род. 1951)

 

Брелоки «Мужички». 2003

 

Зуб кашалота

 

Вазочка «В малиннике». 1987

 

Кость Цветная гравировка 8,3x5,4x3,9. АОМИИ

 

 

 

 

 

Брелоки Мужички, скульптура, вазочки

Баландин Владимир Михайлович (род. 1953)

 

Шахматы «Царства Нептуна и Берендея». 1976

 

Кость, зуб кашалота Объемная резьба Музей Ломоносова

 

 

 

 

 

Шахматы Царства Нептуна и Берендея

Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970)

 

Шахматы. 1994

 

Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Доска: 48x45,5x9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3 Собственность автора

 

 

 

 

 

  Холмогорская резьба

 

источник

 

 

Картина дня

наверх