Какие раны могли лечить врачи Средневековья?

Какие раны могли лечить врачи Средневековья?

Возможности медицины

Оговоримся сразу: сейчас речь пойдет только о возможностях медиков сравнительно близкой эпохи — в пределах минувшего тысячелетия. Она наиболее хорошо изучена, и поэтому, по большему счету, только о Средних веках можно говорить с какой-то долей уверенности — да, было так-то, основания — вот, вот и вот. Все, что касается Древнего Мира, Античности — совершенно другая статья и другой предмет исследований. Да, у древних египтян, а позднее у римлян были довольно сложные хирургические инструменты — но вот какие операции и с насколько большим процентом выживаемости с их помощью проводились, сказать значительно сложнее. Да и я не египтолог, поэтому — оставим их.

Да и потом — кого считать древними? )) Юлий Цезарь спал с Клеопатрой — а величественные пирамиды для них обоих уже были седой древностью…

Итак, возможности обычных медиков самого обычного Средневековья…

Какие раны могли лечить врачи Средневековья?

Цирюльники и хирурги

Есть мнение, что само слово «хирург» родственно слову «цирюльник», и, возможно (только возможно!), что первый специалист произошел от второго. То, что цирюльники-брадобреи не только волосы стригли, но еще и зубы дергали, знают многие. Для средневековых людей вообще была характерна многопрофильность, знаете ли, время узких спецов еще не настало.

Тем более — что касается не просто лечения, а лечения именно ран и травм, а также последствий хирургического вмешательства… Увы, тут все сложно. И это еще одна из причин, по которой я не хочу в Средневековье, кстати )

Ужас номер один — обезболивания не было

Нам сейчас сложно это даже представить, но «сие есть факт, мсье Дюк», как говаривал старый контрразведчик в одном хорошем фильме. Не было. Всю многотысячелетнюю историю человечества любые операции на теле производились по-живому. Наркоз изобрели только во второй половине XIX века русские врачи-исследователи Пирогов и Иноземцев, и то — пока он начал применяться массово…

А что же было? Чтобы пациент не помер от болевого шока, кое-какие методы все же применялись. Только эти методы сами по себе жутенькие…)

1. Опаивание маковым отваром или попросту крепким алкоголем.

2. Аккуратное оглушение деревянным молоточком-киянкой или мешочком с песком.

3. Кровопускание. Если человеку выпустить энное количество крови, он потеряет сознание, и можно резать, сколько душе угодно. Но, правда, если чуть-чуть не рассчитать и закрыть рану на несколько секунд позже, пациент умрет от потери крови. А кровь научились переливать только в самом конце XIX века, кстати…

Кровопускание

Кровопускание

Можно резать, доктор!

Итак, пациент ввергнут в беспамятство или надежно зафиксирован — что же можно ему отрезать?)

Примерно 90% всех операций, которые делались в Европе и России до «золотого века» медицины, XIX-го — это операции на костях. Еще могли закрыть рану в груди, примерно с XVII столетия научились зашивать разорванные крупные сосуды — и вены, и даже артерии конечностей. Вернуть потерянную кровь, правда, не могли…

А вот живот, брюшную полость, обычно не трогали. Боялись. Была крайне печальная статистика — любое вторжение ланцета или скальпеля в в область брюшины убьет пациента так же, как засевшая там, внутри, пуля или стрела.

Какие раны могли лечить врачи Средневековья?

Люди умирали от сепсиса, заражения крови. При операциях на животе — практически со стопроцентной вероятностью. Почему происходит сепсис, откуда вообще берется воспаление, гной и прочие его эффекты, убивающие вернее клинка и пули, врачи и Европы, и России не знали вплоть до все того же девятнадцатого века. Просто было «правило цеха» — живот не трогать. Причинишь дополнительные мучения, и только. Спасти — не спасешь. Даже сам Пирогов в одном из своих учебников, написанных в 1865 (!) году, прямо советовал хирургам не трогать брюшную полость.

Забегая немного вперед по хронологии — даже в начале XIX века лучшие врачи Петербурга не смогли помочь Пушкину, который получил ранение в нижнюю часть живота. Пуля сломала ему подвздошную и крестцовую кости — но об этом тогда не имели ни малейшего представления.

От операции на брюшной полости отказались.

Зато уже в семнадцатом веке умели, например, извлекать камни из почек и мочевыводящих путей хирургическим путем. Залогом успеха считалось сделать операцию елико возможно быстрее. Сохранилось свидетельство британского подданного Пипса, что ему извлекли камень из почки за… 70 секунд.

Пипс выжил.

Кстати, тогдашние хирурги свои инструменты даже не мыли. Причинно-следственная связь «грязь=заражение крови» никому не приходила в голову. Современные исследователи считают, что Пипсу крайне повезло — в тот день врач оперировал его первым, ланцет и руки хирурга были относительно чистыми…

Первый киборг Средневековья

Основным полем для операций у средневековых врачей считались конечности. Остановить кровь из раненой руки или ноги, зашить сосуд, дать обезболивающее на травах (лучше такое, чем совсем никакого). Кстати, насчет обезболивающего — большим опытом в этой области зачастую обладали не «ученые» медики, а деревенские знахари, но… Тут недалеко до колдовства, знаете ли )) Вон-вон костер виднеется, смотри…)

Сложных переломов (с раздроблением кости) сращивать не умели. Кстати, методики загипсовывания до все того же девятнадцатого века тоже не знали. Если перелом был простой и «чистый», то накладывали простую шину из палок и досок. Но если он был со смещением, если кость раздробило, или того хуже — перелом открытый, то главным средством лечения была ампутация. Нет руки или ноги — нет и проблемы, вуаля!

Какие раны могли лечить врачи Средневековья?

Вот ампутации делали великолепно. В принципе, главное, что должен был уметь средневековый «хирург-травматолог» — это в считанные секунды отпилить раненую конечность, постаравшись не обращать внимания на крики пациента, сформировать культю и зашить. Главное — не допустить большой потери крови.

В европейской истории есть любопытный персонаж — Гец фон Берлихинген, живший в конце XV — и аж до второй половины XVI века. Рыцарь из Швабии, активный участник Крестьянской войны в немецких землях. При штурме Нюрнберга лишился правой руки. Благодаря своевременно оказанной медицинской помощи выжил. Искусный кузнец-оружейник сделал ему железный протез с пальцами на пружинах, да такой, что Гец мог держать в нем меч, и даже орудовать им в бою. Это очень высокий уровень протезирования, согласитесь, даже по нашим временам.

Протез рыцаря Геца

Протез рыцаря Геца

Вот, в общем-то, основные возможности докторов прежних времен в области травматологии. Поэтому, дорогие попаданцы, если вас занесло хоть в десятый, хоть в пятнадцатый век и вас ранили в живот — то либо просите, чтоб добили сразу, либо намекните хирургу, чтоб хоть ножик помыл — самостоятельно он до этого не додумается.)

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб