Бронзовый идол из Чёрной могилы.

Бронзовый идол из Чёрной могилы.

В 1872 г. Д. Я. Самоквасов раскопал в Чернигове один из самых знаменитых курганов языческой Руси — курган Черная Могила. Среди весьма разнообразного погребального инвентаря была найдена сильно окислившаяся фигурка, о которой автор раскопок писал: «…бронзовая статуэтка, около двух дюймов высоты, изображающая человека — божка, сидящего на корточках со сложенными на груди руками… будда?» [1]. Бронзовая статуэтка в числе других находок из кургана поступила в собрание Российского Исторического музея и была выставлена в экспозиции [2].

Долгое время маленькая, покрытая зеленой окисью фигурка оставалась вне поля зрения специалистов. Казалось, ее, как и многие другие предметы из этого комплекса, затмили роскошные серебряные оправы двух рогов-ритонов. Почти через 40 лет после публикации Д. Я. Самоквасова в 1949 г. Б. А. Рыбаков в работе, посвященной древностям Чернигова, заметил, что, «к сожалению, до химической расчистки… очень трудно что-либо сказать об этой фигурке» [3]. Тем не менее и автору раскопок, и более позднему автору интерпретации этого материала было безусловно ясно, что перед ними изображение идола [4]. Но какого? В 1982 г., через 110 лет после извлечения из кургана, статуэтка была передана в Отдел реставрации Государственного Исторического музея сотруднику В. Н. Даркевич [5].

Реставрация выявила фигурку темно-красной бронзы высотой в 45 мм, весом чуть более 39 г, изображающую сидящего мужчину, круглоголового и бородатого; руки его подняты к груди, локти отведены, правой рукой фигурка держит себя за бороду около рта, левой сжимает какой-то предмет (несохранившийся), рука касается кончика бороды; рот шелевидный, круглые, слегка вытаращенные глаза. Мужчина одет в кафтан, между полами которого на коленях 2—3 слабые полоски-складки одежды, вокруг талии широкий пояс, серповидные концы которого свисают слева и справа, на правом запястье браслет (рис. 1).

Бронзовый идол из Чёрной могилы.
Рис. 1.

Среди древностей Руси IX—XI вв. нет ничего, подобного этой статуэтке. Нет аналогий и среди восточных и западноевропейских материалов. Наиболее близкими оказались несколько статуэток из Скандинавии и Исландии, датируемых X—XI вв. Все они изображают сидящего мужчину, держащего себя за бороду. Между собой эти находки отличаются материалом и некоторыми деталями.

Бронзовая фигурка из Рэллинге (Швеция) изображает обнаженного бога плодородия Фрейра. Голову его венчает конический головной убор, на правой руке браслет, локтями Фрейр опирается на колени (рис. 2, а) Вторая костяная фигурка Фрейра происходит из Лунда (Швеция). И в этом случае обнаженный божок опирается локтями на колени — с черниговской статуэткой его сближает изображение круглой, видимо, непокрытой головы, щелевидного рта и слегка вытаращенных округлых глаз (рис. 2, б). Почти такая же костяная статуэтка Тора из Исландии отличается лишь тем, что борода у него раздвоена и в руках божка по пряди, которые сливаются с очертаниями колен; голова непокрыта (рис. 2, в). Вторая фигурка, изображающая Тора сидящим на стуле, также найдена в Исландии. Здесь Тор в коническом головном уборе, борода, как и у костяной фигурки, раздваивается, но имеет стилизованную форму молота, который бог громовник держит обеими руками (рис. 2, г). Как видно, изображения Фрейра и Тора довольно близки друг другу в отдельных деталях, что связано с переплетением в ряде случаев их функций.

Бронзовый идол из Чёрной могилы.
Рис. 2.

Представляется, что костяные фигурки из Исландии и Лунда наиболее близки идолу из Черной Могилы. Конечно, полного совпадения нет. Но с кругом скандинавского мира черниговскую находку связывает целый ряд деталей костюма, трактовки головы и черт лица. Для многих готландских поминальных камней периода викингов характерны изображения воинов в перепоясанных кафтанах и плотно облегающих округлых головных уборах. Весьма выразителен профиль этих воинов, полностью совпадающий с контуром черниговского идола: крутой лоб, составляющий одну линию с крупным заостренным носом, борода клином. Ряды таких фигур и отдельные силуэты — пешие, в ладьях или верхом — украшают камни из Лэрбро Хаммарс и Лэрбро Тэнгельгорда, Стэнчурка Лилльер, Альскуг и др. [6]. Близки стилистически и скульптурные головки с вытаращенными круглыми глазами, бородками клином на деревянной повозке из Усеберга (IX в., Норвегия) и деревянная плоская фигурка перепоясанного воина из королевского кургана в Еллинге (конец X в., Дания) [7].

Аналогичные изображения известны на ювелирных изделиях этого же времени. Такова личина, украшающая щиток перстня из Еллинге, округлые головки, расставленные на верхней ажурной накладке одного из типов скандинавских фибул [8]. Такую деталь черниговской фигурки, как браслет на правом запястье, можно найти у бронзового идола из Реллинге, некоторых фигур на рунических камнях, на пластинке с сопоставленными фигурками Фрейра I и великанши (Норвегия), у бронзовых амулетов-фигурок скандинавских воинов [9].

Отсутствие славянских, балтских, финских или тюркских аналогий и целый ряд параллелей в скандинавском материале позволяет предположить скандинавское происхождение бронзового идола из Черной Могилы. Находка, подобные черниговской, редкость, поэтому определение этого изображения встречает известные трудности. Однако некоторые предположения сделать можно.

Следует обратить внимание на две детали, характеризующие черниговского божка, — это борода и ясно читающийся широкий пояс. Борода — атрибут бога громовника; и в то же время находим в «Младшей Эдде» такие слова: «…и другим бесценным сокровищем владеет Тор — Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы» [10]. Top — воитель, обладатель чудесными поясом и молотом, которым он разит врагов, освящает новобрачных и погребальный костер.

Присутствие изображения Тора представляется уместным среди погребального инвентаря знатного воина, связанного с варяжской средой. В этом случае особый интерес приобретает этническое и социальное определение погребения Черной Могилы.

1. Самоквасов Д. Я. Могилы русской земли. М., 1908, с. 199.
2. Государственный Исторический музей. Отдел археологических памятников, инв. 76990, оп. 1539.
3. Рыбаков Б. А. Древности Чернигова. — В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 11. М.—Л., 1949, с. 43.
4. Там же, с. 28.
5. Благодарю сотрудников ГИМ, познакомивших меня с результатами реставрации и предоставивших возможность опубликовать этот материал.
6. Lindgvist S. Gotlands Bildsteine. I. Stockholm, 1941, N 500, 304; II. Stockholm, 1942, Fig. 110, 429, 448.
7. См.: Ворсо И. И. Северные древности королевского музея в Копенгагене. Спб., 1861, № 474.
8. Там же, № 421, 473.
9. См.: Петренко В. П. О бронзовых «фигурках викинга». — В кн : Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970, с. 253—261, табл. I; III (1, 2).
10. Младшая Эдда. «Видение Гюльви». Пер. О. А. Смирницкой. Л., 1970, с. 41.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб